Северная Корея: страна вождей и плачущих медведей
Фото: ЕРА

Северная Корея - абсолютно уникальное государство. Политика изоляционизма, проводимая правительством страны, создала общество, которое живет по законам и правилам, разительно отличающимся от большей части современного мира. Все промышленные предприятия, крестьянские хозяйства и даже автомобили являются государственной собственностью. Крестьяне работают в коллективных хозяйствах, труд и доходы от труда делятся поровну между всеми членами коллектива. До недавнего времени внимание мировой общественности к этому государству было связано в основном с отрицательными явлениями - ядерная программа КНДР, а также постоянные конфликты с южным соседом и заявления северокорейского коммунистического режима о готовности к любой войне.

Закат Солнца нации

17 декабря 2011 года в стране произошло событие исторического масштаба, которое с новой силой приковало интерес мировых СМИ к этому нетипичному государству, - скончался лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, руководивший страной с 1994 года. Однако, несмотря на масштабность самого факта смерти вождя, "особый интерес" вызывала реакция северокорейцев и государства на кончину "Солнца нации". Начиная с диктора национального телевидения, которая с плачем объявила о том, что "Любимого руководителя" не стало, и заканчивая десятками тысяч местных жителей безудержно рыдающих на улицах и площадях, мир наблюдал за уникальной церемонией прощания с человеком.

корея2.jpg
корея2.jpg

Центральное телеграфное агентство Кореи публиковало видеокадры, на которых сотни и тысячи людей собирались у памятников Ким Чен Иру: возле университетов, школ, заводов, на площадях. Организованные группы стояли шеренгами, люди, опустив голову, плакали. Рыдали старики, школьники, студенты, военные, женщины, дети. Многие плакали навзрыд, мужчины и женщины падали на колени и бились в истерике. Не смотря на всю трагичность ситуации, действо порой было похоже на некое соревнование, "кто громче рыдает".

корея3.jpg
корея3.jpg

Не менее масштабно проходили и похороны вождя. В густом тумане на фоне унылого заснеженного Пхеньяна кортеж ехал по пустым улицам, под траурную музыку оркестра и завывание плачущих. Каждый стон и крик фиксировались телекамерами официальных СМИ под всеми ракурсами. Когда провезли огромный портрет улыбающегося Ким Чен Ира, водруженный на черный лимузин, мужчины и женщины ударяли руками себя и друг друга, некоторые чуть ли не валились на землю.

Погребальная процессия шла по тому же сценарию, что и похороны Ким Ир Сена в 1994 году. Обозреватели отмечают, что тогда скорбящие тоже безумно вскрикивали и безутешно рыдали - собственно, еще безумнее и безутешнее, чем сейчас. Этими картинами Северная Корея пропагандирует свой имидж, который считает желательным, - образ непостижимой закрытости.

Рыдали даже медведи

Вскоре после похорон официальные северокорейские СМИ заявили, что смерть вождя КНДР оплакивали не только люди, но и животные. Северокорейское новостное агентство KCNA сообщило, что медведи, которые обычно проводят зиму в спячке, стояли на обочине шоссе и плакали. Медведей увидели люди, которые возвращались с траурных мероприятий. "Медведица и несколько медвежат стояли на обочине шоссе и плакали навзрыд", - подчеркивало агентство.

Но "плакали" не только медведи. Государственное информагентство рассказало, что 19 декабря 2011 года сотни сорок прилетели из ниоткуда и зависли над статуей президента Ким Ир Сена у кампуса школы Чангдок, "стуча так, как будто они хотели рассказать ему грустные вести". "Сама природа скорбит, - передало агентство. - Смерть товарища Кима вызвала снежную бурю, а ледник недалеко от места его рождения на горе Пэктусан треснул". "Вслед за внезапным окончанием снежной бури на рассвете на камне появилась надпись: Пэктусан - святая гора революции. Ким Чен Ир. Она светилась и не исчезала до самого заката. Маньчжурский журавль застыл в скорбящей позе над статуей Ким Ир Сена в городе Хамхунг на севере КНДР", - сообщили СМИ КНДР.

Некоторые плакали недостаточно

В январе южнокорейский информационный портал, специализирующийся на отслеживании ситуации на севере полуострова, рассказал, что жителям Северной Кореи, проигнорировавшим траурные мероприятия по скончавшемуся руководителю страны, грозит до шести месяцев трудовых лагерей. В стране прошли заседания, на которых подвергались критике те, кто в недостаточной мере проявлял чувства после смерти Ким Чен Ира. "Народные суды" также рассматривали поведение людей, которые в переходный период подвергали критике "систему трех поколений" - переход власти от основателя КНДР, вечного президента страны Ким Ир Сена к его сыну Ким Чен Иру, и теперь после смерти Ким Чен Ира к его сыну Ким Чен Ыну.

Также власти КНДР предупредили, что готовы отомстить Южной Корее и ее президенту Ли Мен Баку за неправильную, по их мнению, реакцию на смерть Ким Чен Ира. "Мы будем вечно мстить за непростительные грехи, совершенные по случаю похорон Ким Чен Ира, Ли Мен Баку и его приспешникам", - сообщили дикторы телевидения КНДР.

В КНДР считают, что власти Южной Кореи запретили многим своим гражданам приехать на похороны Ким Чен Ира. В результате в Пхеньян на эту церемонию прибыли лишь две делегации из Сеула. Кроме того, северокорейская сторона возмущена тем, что во время похорон южнокорейские активисты направили в КНДР листовки, в которых призвали свергнуть преемника Ким Чен Ира - Ким Чен Ына. Между тем, СМИ КНДР не уточнили, как именно Пхеньян собирается мстить Южной Корее.

Дорогой Ильича

В случае с Ким Чен Иром Северная Корея последует "коммунистической традиции" бальзамирования и выставления напоказ тел политических лидеров. Скорее всего, бальзамирование вождя будут проводить московские специалисты, среди клиентов которых, помимо Ленина и Кима-старшего, - вьетнамский лидер Хо Ши Мин, глава компартии Чехословакии Клемент Готвальд и ангольский деятель Агостиньо Нето. Процесс бальзамирования занимает около полугода, после чего тело нуждается в еженедельном уходе.

кимчен.jpg
кимчен.jpg

Ким Чен Ира, скорее всего, разместят в Кымсусанском мемориальном комплексе по соседству с мумией отца. Ранее появилась информация, что в память о "дорогом лидере" в Пхеньяне возведут мемориальные башни, а его день рождения (16 февраля) станет в КНДР национальным праздником - "Днем сияющей звезды".

Фото: ЕРА