Этот день должен был стать днем референдума по поводу прямых выборов президента республики (Турция), и тут не было сюрпризов - более чем 70% проголосовали за конституционные изменения. Но этот день превратился в новый день гнева и боли. Турецко-иракская граница продолжает омываться кровью: с каждым днем список жертв увеличивается - новые потери есть и со стороны мощной турецкой армии, и со стороны курдских сепаратистов РПК. Широкомасштабное вторжение на север Ирака с целью предотвращения новых терактов начинает превращаться в реальную угрозу. По меньшей мере 40 тысяч военнослужащих уже находятся в районе границы в ожидании сигнала к наступлению. Об этом пишет в понедельник ежедневная итальянская общественно-политическая газета "La Stampa".

"В ночь с субботы на воскресенье как минимум 16 турецких солдат погибли, попав в засаду в одном из районов на юго-востоке страны, а взрыв мины под микроавтобусом стал причиной смерти одного и ранения многих других людей. Две эти акции спровоцировали жесткую реакцию со стороны военных, которые, в свою очередь, уничтожили 23 повстанца и нанесли артиллерийские удары по приграничным районам: были обстреляны 63 подозрительных объекта, многие из которых находятся, как сообщил турецкий телеканал Ntv, за пределами границы, в зонах, которые уже покинули мирные жители, не выдержав вялотекущей войны, не привлекавшей внимания международной общественности", - цитирует слова издания "InoPressa".

"Резкому изменению ситуации способствовало то, что турецкий парламент дал разрешение на проведение массированной операции за пределами национальной границы, "когда этого потребует ситуация". Вчерашние потери и слухи, которые до последнего момента опровергались Анкарой, о том, что боевики захватили нескольких военнослужащих, послужили поводом для созыва вечером Комитета по безопасности для обсуждения сроков и методов нанесения Турцией ответных ударов. Заседание возглавил глава государства (и верховный главнокомандующий) Абдулла Гюль, который на это утро назначил в президентском дворце совещание лидеров всех политических сил, представленных в Великом национальном собрании Турции (ВСНТ)", - говорится в статье.

"Гюль в очередной раз заявил, что курд Масуд Барзани, президент автономной курдской администрации на севере Ирака, "не является для Анкары собеседником" - по крайней мере до тех пор, пока будет отказываться называть РПК "террористической организацией". "Если турки предложат приемлемое политическое решение, а РПК его не примет, вот тогда мы признаем РПК террористической организацией", - ответил курдский лидер, который вчера в Эрбиле провел совместную пресс-конференцию с президентом Джалялем Талабани. Последний, в свою очередь, просил сепаратистов "разоружиться, чтобы предотвратить войну", но вместе с тем заявил, что для Багдада "выдать руководителей РПК - неисполнимая мечта". "Если турецкая армия не смогла одержать над ними победу, как мы можем это сделать?" - спросил он у журналистов. Одновременно Талабани призвал Турцию "снизить давление" и взял на себя обязательство использовать собственные каналы контактов с повстанцами для "урегулирования проблемы мирным путем". Между тем до последнего времени эти каналы оказывались неэффективными, практически так же, как и усилия американцев обуздать курдских террористов. "Отношения между двумя историческими союзниками, какими являются США и Турция, можно назвать напряженными как никогда", - заявил генерал в отставке Эдип Базер, который до прошлого года был координатором по борьбе с терроризмом", - пишет газета.

"Но невидимая и негромкая дипломатическая работа продолжается. Завтра Премьер-министр Эрдоган полетит в Лондон, чтобы встретиться с премьером Гордоном Брауном, а министр иностранных дел Али Бабакан прибыл вчера с неожиданным визитом в Джидду, Саудовская Аравия. Именно Эрдоган, находясь на избирательном участке, где он голосовал, произнес крайне осторожные слова, призвав население "к спокойствию и здравомыслию", и говорил о необходимости принимать только "взвешенные" решения. По мнению турецких комментаторов, глава государства в действительности не слишком настроен на проведение военной операции с непредсказуемым исходом, против невидимого врага и в крайне враждебной среде", - говорится в тексте материала.