Реформа медицины: разворовывание и мифические госпитальные округа
4fc44c0df3ea09aaeb3752bdda0d7a99.jpg

Как известно, в 2012 году медицинская реформа перешла в фазу активных действий в трех пилотных областях - Донецкой, Днепропетровской, Винницкой - и в городе Киеве. Так, в начале года жители областей стали сами выбирать себе семейного врача, заработали (по крайней мере, юридически) первые центры первичной медицинской помощи, которые в будущем должны сменить привычные поликлиники, а киевским медикам объявили о начислении заработных плат, исходя из здоровья и количества их пациентов.

Изменилось еще много чего, и изыски реформы медики, правозащитники и политики оценивают по-разному. Но многие, в том числе и экс-министр здравоохранения, сходятся на том, что власти проводят довольно сомнительный эксперимент.

Глава всеукраинской общественной организации Правозащитное движение Взаимопомощь Виктор Медведь рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что первый этап медицинской реформы закончился в прошлом году, дав понять украинцам, которые до этого жаловались на качество медицины, взятки и нехватку медикаментов, что бывает еще хуже. И хотя внедряемые центральной властью изменения затронули лишь пилотные регионы, чиновники разного ранга по всей стране решили нагреть руку на "оптимизации сети медицинских учреждений" и повернуть сокращение бюджетных трат в свою пользу.

"Местные советы азартно начали проводить ее (реформу - ред.) на собственной территории самостоятельно. А почему бы и нет, ведь сокращение бюджетных расходов всегда на руку местным чиновникам, которые возможность наполнить свой карман сэкономленными деньгами, которые выводят через виртуальные программы, никогда не потеряют. А тут тем более - такая возможность… сама формулировка "оптимизация сети медицинских заведений" - такое пространство для фантазии предоставляет", - рассказывает эксперт.

По словам правозащитника, под оптимизацией следует понимать, что "слабые отделения в слабых больницах будут закрыты с целью экономии ресурсов в пользу других больниц, которые лучше оснащены и готовы предоставлять более квалифицированную медицинскую помощь. Районные больницы в нынешнем их виде просто перестанут существовать, а всех пациентов, которые требуют скорой помощи, скорые должны оперативненько доставить в больницы интенсивного лечения (по плану - одна на округ)".

Далее Медведь приводит такую схему действий: власть выделяет на ремонт какого-либо отделения денег втрое больше, чем это необходимо (поскольку третья часть осядет в карманах местных чиновников), и пока население внимает заявлениям властей о достижениях медицины, другая больница или отделение тихонько закрывается.

Комментируя открытие перинатального центра при областной больнице Кировоградской области, Медведь обращает внимание на то, что финансирование других медицинских учреждений региона кардинально снизилось.

"Неверующие в добрые начинания украинцы даже не задаются вопросом - где тот перечень госпитальных округов, порядок составления которых определяется Кабинетом министров Украины. На основании чего? Чьих пожеланий? Медицина сегодня - всего лишь еще один рычаг в политике, возможность в который раз задекларировать популистские обещания и хапнуть неплохой кусок", - отмечает правозащитник.

По словам экс-министра здравоохранения Юрия Гайдаева, стране не нужна страховая медицина, из-за внедрения которой в российской глубинке до сих пор существуют проблемы (реформа прошла успешно лишь в российских мегаполисах). Даже в США, подчеркивает Гайдаев, большинство населения по-прежнему не имеют медицинской страховки. Кому именно выгодна реформа в Украине, Гайдаев не уточняет, но допускает, что зреет она в Администрации Президента, а продвигается Кабмином. "В Украине сегодня проводится не реформа, а эксперимент с сомнительным конечным результатом. Говорить о каких-то улучшениях не представляется возможным без надлежащего финансирования. А этого финансирования нет", - уверен бывший министр.

С мнением о том, что все зависит от финансирования, а медицина используется как рычаг в политике, согласен врач общей практики, член Ассоциации семейных врачей Киева и Киевской области Олег Андреев.

"Медицина используется как рычаг в политике! И в советское время тоже так было… Политизация медицины приводит к тому, что требования к ней становятся очень высокими и недостижимы без четкой организации системы, централизованного адекватного финансирования. Многие проекты выполняются только на бумаге или кое-как. Поэтому наличие финансирования и контроль за выполнением бюджетов медицинских учреждений - одна из ключевых проблем, из-за нерешенности которой возникают многие другие, - цитирует эксперта dialogs.org.ua. Медик сравнивает украинскую систему здравоохранения с разбитой машиной: "Сколько бензина не заливай в виде бюджетных вливаний, она уже не поедет, реальных улучшений не будет. А ухудшения не заставят себя долго ждать".

В свете всего вышесказанного рациональным представляется мнение главы Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктора Сердюка, который считает, что главная проблема государственной политики в сфере медицины - ее отсутствие. "До сих пор ситуация как-то держалась на тайных договоренностях. Сейчас она начинает трещать. Медицинские работники тоже люди, набрались кредитов, напокупали машин, привыкли к определенному уровню жизни, а народ уже не может им и дальше давать в тех же количествах. Или скажем так: раньше давал молча, а сейчас дает, но начинает требовать и система здравозахоронения начинает рассыпаться", - рассуждает специалист.

Как бы там ни было, за время проведения реформы медицины в Украине уже сменилось четыре министра здравоохранения. Нынешний глава Минздрава Раиса Богатырева не устает отчитываться, что "правительство реализует мероприятия, направленные на оптимизацию медицинской отрясли". В будущем украинцам обещают не только улучшение качества медицины, но и широкий диалог с властью и медицинским сообществом. Что ж, доживем - увидим…