Парламентская анатомия. Чем новые депутаты отличаются от старых
Количество голосований в восьмой версии ВР превышает этот показатель в Раде седьмого созыва

Верховная Рада на две трети состоит из депутатов "нового поколения", которые активно принимают участие в голосованиях и работе в комитетах, но свои законы проводят со скрипом. Большинство новичков попали в парламент по партийным спискам, - выборы по мажоритарке оказались для них непреодолимым испытанием. Только 0,4% из всего объема законопроектов, поданных Оппоблоком, получили 226 голосов. Гораздо охотнее народные депутаты голосуют за законопроекты президента: его КПД составил 81%.

Такие данные об украинском парламенте собрали аналитики VoxUkraine с помощью программного обеспечения, которым пользуются их американские коллеги для оценки работы Сената США. О результатах исследования рассказал профессор Питтсбургского университета, сооснователь VoxUkraine Тимофей Милованов.

"То, что мы сделали - это политическая экономика. Для анализа использована стандартная программа, с помощью которой уже много лет оценивается поляризация американской политики", - рассказал Милованов в комментарии ЛІГА.net.

Сколько новых депутатов в Верховной Раде и как они работают

mil1.jpg

В Верховной Раде 64% представителей так называемого нового поколения, которые до этого созыва никогда не избирались народными депутатами. То есть, если смотреть на цифры, парламент серьезно обновился. Как свидетельствует статистика, новые депутаты гораздо дисциплинированнее: они чаще ходят на работу и чаще принимают участие в голосованиях. Но своих законопроектов они подают на рассмотрение Верховной Рады гораздо меньше. "Старые люди инициируют гораздо больше законопроектов, примерно на 10%. Однако новые депутаты более эффективны в принятии законов. И это очень необычно. Потому что если сравнивать с Сенатом США, то там, как правило, новые люди хороши другим: они вносят новые политические идеи, но недостаточно профессиональны для того, чтобы проводить законопроекты. Украина в этом плане отличается", - поясняет Милованов.

Как голосуют новые и старые депутаты

mil_starie_novie.jpg

В Верховной Раде сложилось теоретическое большинство (Фронт змин, БПП, Самопомич, Батькивщина, в сентябре - минус Радикальная партия Ляшко) и подвижное меньшинство. Аналитики решили проверить, как это работает на практике. Для этого они оценивали не коалиционные документы, а отдельные голосования конкретных депутатов. "Мы брали двух депутатов, чтобы посмотреть, голосуют ли они похоже. Если их позиции совпадали часто, делали им связку и присваивали номер. Допустим, депутаты А и B похожи друг на друга - ставим им единички. Непохожи - нули. Строим небольшую матрицу. Запускаем программу, которая собирает связанных депутатов в одну группу, а несвязанных - в другую. И у нас получаются два кластера. Их могло быть три, четыре, а у нас - два. По сути, это и есть большинство и меньшинство", - объяснил Милованов.

Зеленым обозначены новые депутаты, красным - старые люди в парламенте. 
Как следует из графика, новые люди чаще голосуют вместе и составляют большинство.

Как голосуют мажоритарщики и списочники

mil2.jpg

Красным обозначены мажоритарщики, синим - депутаты, вошедшие в парламент по партийным спискам. "Мы решили посмотреть, где больше мажоритарщиков. В том числе и для того, чтобы понять, какая избирательная система лучше работает на обновление власти. И тут для меня был большой сюрприз. Большинство новых людей зашли в Верховную Раду через партийные списки. То есть новые люди не смогли выиграть выборы в мажоритарных округах", - говорит Милованов.

Уровень региональной поляризации в Верховной Раде

mil_zabad_vostok.jpg

Этот график демонстрирует серьезную региональную поляризацию в парламенте. Синим и красным обозначены депутаты с юго-востока, и в основном они заняли позиции в правой части графика, в условном меньшинстве. "В большинстве всего 4% депутатов с востока. А ведь к востоку относятся и те территории, которые находятся под контролем Украины. Нам необходим переход в идеологическую, экономическую плоскость, но не в региональную. Потому что географическая поляризация - это всегда физическая угроза суверенитету страны. И у нас эта опасность присутствует", - считает Милованов.

Как меняется депутатское ядро: четыре среза

mil_zabad_vostok_tablica.jpg

Таблица построена для четырех периодов: февраль-март, март-апрель, май-июнь, июнь-июль. Четыре среза парламента. Большинство сокращается, меньшинство растет. Но есть и хорошие новости: процент переходов относительно небольшой. Например, в большинстве в марте было 78% новых людей, в июле осталось 77% - процентная составляющая относительно не изменилась. На месте остаются и немногочисленные депутаты с юго-востока: в первом периоде их было в общей сложности 15 человек, в последнем - 14.

Милованов уверен: "Главное, чтобы не было больших перекосов. Здесь их нет. Вот если бы мы увидели в графике, что большинство перешедших - это новые депутаты, которые увидели политическую изнанку и плюнули - было бы значительное падение".

Эффективность работы президента, Кабмина и парламента

mil3.jpg

"Это важные данные. У меня есть знакомые новые депутаты, которые не смогли провести ни одного законопроекта. То есть их эффективность - нулевая. У них несколько функций: они выступают в медиа, в Раде, в комитетах работают, но довести дело до конца, разработать какой-то закон и провести его, со всеми договориться - не могут", - считает Милованов.

Наиболее эффективно в новой Верховной Раде проводит свои законы президент - 81%. КПД правительства (36,2%), созданного парламентским большинством,  ниже - всего треть. "Законы, инициированные Кабмином, парламент не очень-то поддерживает. Там разные игры есть: не ставят в повестку, подвешивают в комитетах", - пояснил Милованов.

Среди фракций самой эффективной себя показала РПЛ с результатом в 14%. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что большинство инициированных ими документов - чисто технические, например, проекты постановлений.

Интересна ситуация с внефракционными народными депутатами. Согласно статистике, они инициировали и провели в Верховной Раде 68 законов. Однако 60 из них - законопроекты спикера Владимира Гройсмана. То есть их даже больше, чем президентских.

Самой большой проблемой, которую показал этот график, Милованов называет ситуацию с фракцией Оппозиционного блока. Ее депутаты зарегистрировали в парламенте 237 проектов. Принят - только один. "Их посылают прямым текстом. Абстрагируясь от человеческой справедливости, это проблематично для демократического процесса. Было бы лучше, если бы их инициативы обсуждались и принимались в сессионном зале, а не за закрытыми дверями", - сказал он.

Милованов добавил, что данный статистический срез не разделяет законы на технические, существенные и принципиальные, хотя такая разбивка желательна. В Украине, считает он, также есть смысл проверять законы на лоббизм.

Как вычислить лоббистов в Верховной Раде

01.jpg

Программа позволяет определить эффективность каждого конкретного депутата и допустить вероятность проведения им лоббистского закона. В этой таблице нашли отражение наиболее эффективные депутаты новой Верховной Рады. В графе New напротив фамилии депутата единицы и нули обозначают, к какому депутатскому поколению он относится: новому или старому. District - мажоритарщик он или прошел по партийному списку. Imore - индекс, который позволяет определить, насколько депутат поддерживает хорошие законы. За каждое такое голосование депутаты получают балл Imore, и аналитики их подсчитывают. "Как можно вычислить людей, которые, скорее всего, прогоняют лоббистские законы? Мы ищем депутатов, у которых очень низкий индекс Imore, то есть они не голосуют или в парламент не ходят, но при этом эффективно проводят несколько своих законов. С высокой степенью вероятности они - лоббистские. Все это просчитывает программа. Мы пытаемся отойти от инсайда и строить аналитику, основанную на данных", - подчеркнул Милованов.

Знак качества: какой из парламентов дал лучший результат

mil4.jpg

В целом Рада VIII созыва, как показывает анализ Милованова, приняла гораздо меньше законов, чем парламент VII созыва. Хотя голосований в сессионном зале зафиксировано намного больше. С одной стороны это свидетельствует о том, что многие сложные законы приходится ставить на голосование по двадцать и более раз. А с другой - что народные депутаты активнее обсуждают инициированные законопроекты и активнее вносят/принимают поправки к ним.