Горячий вторник. Языковый скандал выплеснулся из Рады на улицы
В нескольких точках уличных противостояний сил правоохранителей не хватало, чтобы сдержать натиск защитников украинского языка

Акцию в защиту украинского языка под Верховной Радой оппозиция анонсировала давно. Тем не менее, за день до ее начала стало известно, что оппозиционерам составят компанию представители и наемники Партии регионов.

Новостные ленты информагентств в понедельник вечером запестрели сообщениями и скриншотами разных сайтов о том, что регионалы собирают людей на проплаченный митинг возле парламента - в поддержку скандального законопроекта Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова "Об основах государственной языковой политики". Технология давняя и проверенная - заглушить митинг политических оппонентов своим.

"Оплата 100%. Кто работал с нами, знает", - говорилось в одном из объявлений. Уже утром вторника, 5 июня, можно было убедиться, что доверяют рекрутерам от политики многие. В 6:30 у выхода из метро "Крещатик" собрались сотни людей. В 7:00 весь периметр вокруг Верховной Рады был заполнен людьми с бело-синей символикой. Улица Грушевского перекрыта, транспорт шел в обход, центр города начал превращаться в сплошную автомобильную пробку.

Акция регионалов проходила под заслоном - территорию правоохранители обнесли железными щитами. На всех входах-выходах стояло по несколько милиционеров
Акция регионалов проходила под заслоном - территорию правоохранители обнесли железными щитами. На всех входах-выходах стояло по несколько милиционеров. Не выпускали даже сторонников законопроекта Колесниченко-Кивалова. А кому удалось проскочить - не впускали обратно. Чтобы получить деньги за митинг, участник должен периодически отмечаться. Поэтому выскочившие вынуждены были выпрашивать, чтобы их пустили назад.

Установленная с вечера большая сцена пустовала. На подступах к ней дежурили несколько десятков молодых людей плотного телосложения. Кого и от кого защищали трибуну на своей же территории, непонятно.

Ближе к 9:00 начали подтягиваться защитники единого государственного языка. Места для них уже практически не осталось. Люди толпились на небольшом пятачке на пересечении Грушевского и Банковой. Подогнали грузовик "Останньої барикади", его хотели использовать в качестве сцены.

Как только организаторы начали выставлять колонки и настраивать звук, у фургона сразу же появились несколько сотрудников ГАИ и милиционеров, потребовали убрать машину. Внятно пояснить, почему автомобиль следует отогнать, правоохранители не смогли, поэтому требование осталось невыполненным.

В отличие от оппонентов, защитники украинского языка сразу принялись шуметь так, что закладывало уши. Стучали пластиковыми бутылками, дули в дудки, били в барабаны. В лагере царил дух борьбы с уверенностью в победе.

К началу пленарного заседания в 10:00 народу собралось больше тысячи, со стороны Европейской площади подтянулась колона объединенной оппозиции во главе с Александром Турчиновым. Улица Грушевского, включая проезжую часть, оказалась занята практически до здания Кабинета министров.

Со сцены то и дело звучали призывы любой ценой отстоять язык и выстоять, сколько бы времени для этого ни понадобилось. Однако прошло каких-то 20 минут, и по бело-синему лагерю прокатилась волна ликования - провластное большинство сумело принять законопроект раздора в первом чтении.

- Как приняли? - люди переспрашивали друг у друга и прислушивались к выступающим. А тем сказать было нечего. В лагере оппозиции воцарилось недоумение и негодование.

В какой-то миг толкотня превратилась в противостояние "стенка на стенку". Под натиском человеческих тел не выдержало ограждение у входа в Мариинский парк, его железные прутья ранили нескольких людей

Поскольку обе стороны заметно оживились, правоохранители тут же подогнали подкрепление. Две акции оказались разделены несколькими плотными рядами бойцов "Беркута".

Тем временем оппозиция объявила свою акцию бессрочной и принялась устанавливать палатки в Мариинском парке. Естественно, ничего у них не вышло. Зато получилось столкновение с правоохранителями. Активисты оппозиции оказались в кольце "Беркута", соратники пытались их освободить. Завязалась драка. Люди кричали, пытались бить милиционеров голыми руками. В какой-то миг толкотня превратилась в противостояние "стенка на стенку". Под натиском человеческих тел не выдержало ограждение у входа в Мариинский парк, его железные прутья ранили нескольких людей.

В ходе потасовки кто-то из правоохранителей брызнул в людей слезоточивым газом. Досталось и зачинщикам драки, и журналистам. Уже позже в МВД официально заявили - слезоточивый газ на акции не применялся. И это вопреки десяткам подтверждающих фотографий.

Дальнейшие события были похожи на игру мускулами. В таборе регионалов - победная риторика и твердая уверенность в победе. У оппозиции - не менее твердые обещания не допустить принятия закона на втором чтении.

В принципе, мотивы многих собравшихся и на бело-синем митинге можно понять. Помимо заработанных 100-120 грн., многие действительно хотят в качестве государственного языка русский. Они попросту не знают украинского, даже на уровне элементарного заполнения бланка в госучреждении.

Обычная логика простого человека, который не хочет усложнять себе жизнь. Вот только люди не отдают отчета, что власть вместо взвешенных инициатив по языковой политике перед выборами вынесла откровенно спекулятивный и провокационный законопроект.

Некоторые выступления на митинге регионалов откровенно удивляли. "Я даже в кошмарном сне не подумал бы, что мне придется стоять на такой вот сцене и защищать русский язык", - провозглашал в микрофон активист "Русского единства" Михаил Шеремет. Неплохой кошмарный сон - в центре столицы, под защитой правоохранителей, с большой сцены на русском языке выступает человек в защиту русского же языка.

В это же время, в 200 метрах от бело-синих, по шатким ступеням стремянки на крышу фургона взбирался известный украинский писатель, лауреат Шевченковской премии Василий Шкляр. Ему кошмарный сон Шеремета не показался бы таким страшным. Чтобы донести свою позицию людям, у него не было ни сцены, ни поддержки властей.

Десятку штурмующих удалось прорваться на территорию фан-зоны. Несколько человек взобрались на верхушку огромного экрана и подняли два национальных флага
К часу дня оппозиционеры принялись было сворачивать акцию. Но слово взял Турчинов и подкинул провокационную идею.

- На Крещатике - фан-зона, там все есть: сцены, экраны, мячи какие-то. А украинского флага нет. Давайте мы сейчас пойдем туда и установим на двухметровом заборе национальные флаги!

Кто бы ни был автором идеи, не догадаться было невозможно, что люди подставятся под "Беркут". Фан-зона Евро-2012 - охраняемый объект, построенный властью не для акций ее политических противников.

Тем не менее, толпа двинулась к Майдану. Там ее встретил заслон из бойцов "Беркута" и милицейских автобусов с автозаком "в тылу". Турчинов подвел людей к воротам фан-зоны и без лишних разговоров (все равно не пустили бы) принялся прорываться, с ним - несколько народных депутатов. Естественно, к штурму вмиг присоединились активисты акции.

Возникла очередная потасовка. "Беркуты" не выдержали натиска сотен тел, и до прибытия подкрепления десятку штурмующих удалось прорваться на территорию фан-зоны. Несколько человек взобрались на верхушку огромного экрана и подняли два национальных флага. Правоохранители не препятствовали, подождали пока спустятся, после чего всех вывели под руки.

К этому времени сотни людей заняли проезжую часть Крещатика, автомобильное движение оказалось заблокированным. Турчинов взобрался на подъехавший фургон с колонками. Гордо, как будто оппозиция не флаг подняла, а язык в Раде отстояла, сообщил о победе. Когда фургон отъехал, "Беркут" быстро освободил проезжую часть - сначала взял людей в кольцо, а после вытеснил на тротуар по обе стороны улицы. Никто особо не сопротивлялся. Акция оппозиции закончилась. Еще через 10 минут о происходившем напоминали лишь два флага на большом экране.

В это же время активно сворачивались и в бело-синем лагере. Демонтировали щиты, разбирали сцену. Кто-то, ничуть не стесняясь, во весь голос поинтересовался у координатора - когда и где заплатят.