Дипломату Игорю Долгову, который больше двух лет возглавляет миссию Украины при НАТО и посольство Украины в Бельгии, в последнее время приходится часто отвечать на неприятные вопросы зарубежных коллег о судьбе Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Но все вопросы о демократичности Украины, надеется он, скоро будут сняты - приверженность европейским стандартам должны показать выборы в Верховную Раду. О том, как проходит организация выборов на зарубежных участках, почему НАТО никогда не разорвет отношения с Украиной и грозят ли украинскому государству санкции Альянса, Долгов рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.

- Вы присутствовали на недавней встрече Виктора Януковичас представителями украинских дипмиссий. Каков общий вывод: чего президент ждет от послов?

- Такие совещания традиционны, президент на них осуществляет непосредственное руководство внешней политикой. Послам всегда важно услышать мнение главы государства и получить установки по поводу того, какие направления требуют усиления. В этом году совещание прошло в особое время - страна готовится к выборам в Верховную Раду. Интерес к этому событию в мире, особенно в Евросоюзе, очень велик. В выступлении президента тема выборов, обеспечения их полной демократичности была ведущей. И он призвал создать все условия, чтобы каждый гражданин Украины за границей мог принять в них участие.

- Какие обязательства это возлагает лично на вас?

- Поскольку избирательные участки работают на территории посольств, руководство дипломатических учреждений лично отвечает за то, чтобы у избирательных комиссий было место для работы, чтобы хватало кабинок для голосования и урн, чтобы мы своевременно разослали всем нашим избирателям извещения о предстоящих выборах, чтобы люди могли проверить свои данные в реестре избирателей. Для руководителей дипмиссий это ответственная работа.

- Вы подготовились к выборам в Бельгии? 

- На нашем участке все готово. Осталось только разослать официальные приглашения, которые поступают централизованно из ЦИК, всем нашим гражданам. Их в Бельгии не так уж и много - около 2700. В выборах примут участие далеко не все. Предыдущий опыт работы избирательного участка в нашем посольстве показывает, что голосовать придут 300-400 человек.

- В сентябре вы призвали членов НАТО принять участие в наблюдении за парламентскими выборами в Украине. Кто уже дал согласие?

- Более 20 представителей разных стран. Наибольший интерес проявляют наши традиционные партнеры, друзья и соседи - Польша, Италия, Люксембург, Словакия, Словения, Португалия, Великобритания. Я ожидаю дополнительных обращений от парламентариев США и Канады.

Эти выборы будут не хуже, чем в Грузии, тем более что для исполнительной власти они действительно важны
- Сможет ли Украина по итогам парламентских выборов получить такой же одобрительный комментарий от НАТО, как Грузия, в которой партия президента Саакашвили, кстати, проиграла оппозиции?

- Я уверен, что эти выборы будут не хуже, чем в Грузии, тем более что для исполнительной власти они действительно важны, и будет сделано все, чтобы обеспечить их прозрачность и честность. Это в интересах всех граждан, в интересах власти и Украины.

- Чего Янукович ждет от сотрудничества с НАТО?

- Этот вопрос президент Украины поднимал недавно в Нью-Йорке на встрече с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Кстати, такие встречи Виктора Федоровича уже становятся традиционными, и это для меня - очень важный сигнал, подтверждение взаимного интереса НАТО к Украине и Украины к НАТО. Сотрудничество многостороннее, оно из года в год расширяется и имеет очень хорошие перспективы.

- Что удается и не удается в отношениях с НАТО последние два года?

- Ваш вопрос меня смутил, - я не могу сказать, что не удается. На сегодня все вопросы, в том числе и новые, мы успешно решаем. Мне кажется, немного затягивается работа с заключением дополнительного документа о реализации проекта трастового фонда по обезвреживанию ядерных отходов, которые сохраняются на территории военных объектов бывшего СССР. Уже было пилотное исследование, специалисты из НАТО объехали семь таких военных баз в Украине. Мы хотели бы, чтоб в этом году началась первая фаза реализации проекта. Наибольшим донором выступит Германия. У нас есть все для того, чтобы начать работы в этом году. Надо только добавить политической воли, что я и делаю, чтобы ускорить этот процесс.

- Что предусматривает этот проект?

- Из шахт, мест захоронений будут изыматься все отходы, пролежавшие по несколько десятков лет, и перевозиться на место постоянного безопасного сохранения - на объект "Укрытие" возле Чернобыльской АЭС.

- Под Киевом будет ядерный могильник?

- Страна, которая эксплуатирует 15 атомных реакторов и у которой есть программа развития атомной энергетики, должна думать о захоронении радиоактивных отходов. И лучше иметь один безопасный объект, отвечающий всем нормам, чем несколько мест, в которых отходы неизвестно как хранятся.

- Какой формат отношений с НАТО вы считаете более приемлемым и перспективным: который декларировал Ющенко - вступление в Альянс, или Янукович - партнерство и внеблоковый статус?

- У меня нет личной позиции. Я назначен президентом и работаю на государство на государственной должности. Поэтому позиция государства для меня является основной, только ею руководствуюсь. Я возглавляю миссию Украины в НАТО уже больше двух лет, и хочу сказать, что в блоке, как и в Украине, есть понимание того, что наше сотрудничество необходимо и будет развиваться.

- Да, помощник генсека НАТО по вопросам новых вызовов безопасности Габор Иклоди на днях заявил, что Альянс не заинтересован в ухудшении отношений с Украиной. По его словам, Украина является важным фактором евроатлантической безопасности...

- Мы принимаем участие во многих миротворческих миссиях ООН и НАТО. В Косово остаются 140 украинских военнослужащих, и по просьбе НАТО в этом году мы направим туда дополнительный контингент. В Афганистане работают 23 наших военных инструктора. В следующем году мы отправим наш корабль, флагман ВМС "Гетьман Сагайдачный" для участия в операции под эгидой НАТО по борьбе с пиратством. Это не только политика, и не просто политические декларации, это реальный вклад реальными силами в реальную операцию.

Надеюсь, у наблюдателей от НАТО будет возможность убедиться, что в Украине действуют законы и выборы проходят прозрачно
- Но кроме того, генсек НАТО Расмуссен призвал руководство Украины как можно скорее решить вопрос заключенныхТимошенкоиЛуценко, если Украина хочет продолжать сотрудничество с Альянсом. До сих пор это не сделано. Насколько этот фактор влияет на отношения Украины и НАТО?

- Рассказывая о практическом сотрудничестве с Альянсом, я уже сказал, что наши контакты не прекращались и не прекратятся. Усложняет ли эта ситуация политические отношения? В определенной степени, конечно. Мы это чувствуем, хотя НАТО намного сдержаннее, сбалансированнее подходит к внутренней политике Украины и оценкам происходящих у нас событий. Вместе с тем, в Чикаго было заявлено, что для НАТО важна демократическая Украина. Для нас выборы - это тест. Все мы это понимаем. Многое зависит и от самих граждан: как общество будет голосовать, как будет эти демократические стандарты обеспечивать. Парламентская ассамблея НАТО собирается направить в Украину миссию наблюдателей, на этой неделе Секретариат ПА НАТО должен передать в ЦИК список этой группы из, если я не ошибаюсь, 12 стран-членов НАТО. Надеюсь, у них будет возможность убедиться, что в Украине действуют законы и выборы проходят прозрачно. Выводы наблюдателей, безусловно, помогут нам сдвинуть с места некоторые проекты.

- То есть украинская власть пытается с помощью выборов переступить через ситуацию Тимошенко и Луценко и выйти на более ровный диалог?

- Украинская власть пытается обеспечить демократию в обществе. Переступать через кого-то украинская власть, насколько мне известно, не пытается.

- Президент Янукович и глава МИД Грищенко поручили руководителям украинских посольств доносить в Европе и мире позицию Украины по поводу того, что за границей называют избирательным судебным преследованием. Вам приходилось отвечать на неудобные вопросы?

- Конечно, задают вопросы, и иногда в такой форме, которая требует достаточно резких ответов. Например, когда я слышу вопрос "а когда украинская власть выпустит Тимошенко?", я говорю: у нас же демократия, власть никого не выпускает, причем здесь правительство и президент? Есть судебные процедуры, есть Европейский суд, все эти двери открыты. Я очень недоволен, когда слышу: "у вас там правительство может решить все". Не может. Потому что если оно возьмется за подобные вещи, мы перестанем быть демократической страной.

- Накануне визита Януковича в США американский Сенат одобрил резолюцию, в которой призывает Госдепартамент ввести визовые санкции в отношении лиц, ответственных за лишение свободы Юлии Тимошенко и жестокое обращение с ней, а также за осуждение других политических лидеров. Можно ли ожидать подобного от НАТО?

- НАТО - организация, которая не вводит санкции. НАТО действует по другим правилам и имеет другие цели. Хотя демократические ценности для Альянса тоже очень важны. Есть страны-члены, есть институции, на которые возлагаются задания давать оценки и рекомендации - это Совет Европы, ПАСЕ, ОБСЕ. Мы члены этих институций. Поэтому все рекомендации, пожелания могут и должны обсуждаться и приниматься именно в этих организациях.

- То есть НАТО не будет вмешиваться во внутриполитические дела Украины?

- Это не функция НАТО.