В воскресенье во Франции пройдет первый тур президентских выборов, от исхода которых зависит будущее Европейского Союза. Среди фаворитов президентской гонки есть кандидаты, выступающие за выход из ЕС, и в случае их победы на выборах, которая уже не кажется настолько невероятной как несколько лет назад, ядро Евросоюза ожидают большие потрясения.

За последний месяц рейтинги четырех ведущих кандидатов - представителя либерального движения Вперед! Эмманюэля Макрона, лидера Национального фронта Марин Ле Пен, представителей правой партии Республиканцы Франсуа Фийона и леворадикальной Непокорной Франции Жан-Люка Меланшона почти сравнялись. Последний опрос Ifop-Fiducial от 18-21 апреля показывает, что Макрон пользуется симпатиями 24,5% определившихся с выбором французов, Ле Пен - 22,5%,  Фийон - 19,5% и Меланшон - 18,5%. Но учитывая опыт Brexit и выборов в США, французские социологи дают еще и показатели степени уверенности  избирателей в своем выборе. Таким образом, на 100% в своем выборе уверены 85% симпатиков Ле Пен, 79% - Фийона, 75% - Меланшона, и 70% - Макрона. Соответственно, куда больше избирателей Макрона, чем Ле Пен, в день голосования могут изменить свое мнение и проголосовать за другого кандидата. Кроме того, значительное количество избирателей еще не решило за кого вообще голосовать. Поэтому сюрпризы, в том числе неприятные, на этих выборах возможны.

Из четырех фаворитов предвыборной гонки двое - Фийон и Ле Пен выступают за широкое сотрудничество с Россией на международной арене и прекращение санкций против нее. Первый назвал Крым "исторически, культурно и лингвистически русской территорией" и призвал смириться с тем, что Россия никогда оттуда не уйдет. Ле Пен была более решительна и  заявила российским СМИ: "Я также признаю Крым частью РФ". По ряду вопросов кандидаты имеют расхождения - Фийон не выступает за разрушение ЕС, еврозоны и выход из военного командования НАТО, о чем мечтает лидер Национального фронта. Кроме того, программа Ле Пен концентрируется на щедрых социальных выплатах, а ее соперник на правом фланге ассоциируется с мерами экономии и сокращениями в бюджетном секторе. 

53400553.jpg

Слева направо: Франсуа Фийон, Эмманюэль Макрон, Жан-Люк Меланшон, Марин Ле Пен и Бенуа Амон (фото - ЕРА)

Фийон, которого в декабре-январе считали без пяти минут избранным президентом Франции, потерял симпатии части правых избирателей в связи с обвинениями в фиктивном трудоустройстве жены Пенелопы в качестве своего парламентского ассистента в течение 15 лет. Скандал, известный как Пенелопагейт, вызвал протесты против коррупции во Франции и многочисленные призывы к кандидату покинуть гонку. В Кремле из двух близких кандидатов окончательно сделали ставку на Ле Пен, и была проведена ее встреча с Путиным. 

Кандидат леворадикалов Жан-Люк Меланшон, чей рейтинг вырос в апреле почти в два раза за счет снижения рейтинга кандидата социалистов Бенуа Амона, выступает за выход Франции из НАТО и договоров, на которых базируется Евросоюз. Как и Ле Пен, он готов к пересмотру отношений с Германией, которую обвиняет в экономическом диктате в рамках ЕС. Меланшон подчеркивает, что его друзья из российских левых сидят в российской тюрьме и он никогда бы не голосовал за Путина. В то же время он отмечает, что никогда не пойдет на конфликт с Россией и допускает, что аннексия Крыма была совершена, чтобы не допустить НАТО на полуостров.

Наконец, лидер гонки - экс-министр экономики Франции Эмманюэль Макрон - отражает настроения бизнеса, креативного класса, которые стремятся к большей интеграции Франции в мировую экономику, за усиление ЕС и НАТО. Если Ле Пен является кандидатом избирателей, выступающих против глобализации, иммиграции, за закрытые границы, Макрон представляет оптимистически настроенную часть общества, которая видит в глобализации больше возможностей, чем угроз. Кроме того, он не выражает каких-либо симпатий к руководству России. "Ле Пен, Фийон, Меланшон уже выразили свое очарование Путиным. Это не мой случай", - заявил Макрон недавно журналистам.

О шансах кандидатов на победу, вызовах французской избирательной кампании для Европы и Украины в интервью ЛІГА.net рассказал президент французского Центра изучения политических действий (CERAP), редактор журнала Le Banquet Николя Тензер. Французский политолог не скрывал, что поддерживает в гонке Эмманюэля Макрона и уже обсуждал с ним внешнеполитические вопросы.

- В последнее время лидером в президентской гонке, согласно опросам, является Эмманюэль Макрон. В чем преимущества этого кандидата, и можно ли его назвать внесистемным кандидатом во французской политике?

- Во-первых, это здравомыслящий кандидат, рациональный, проевропейский, который несмотря ни на что стремится воплотить в жизнь путь к открытости, к Европе, либеральным ценностям и так далее. Его нельзя назвать антисистемным, как Марин Ле Пен, например. В то же время он хочет, и это антисистемный аспект, обновить политический класс. И люди, которые пойдут на парламентские выборы от его движения En Marche! наполовину будут из существующего политического класса, но на другую половину это будут представители гражданского общества. И это настоящая революция.

- В случае прохождения Макрона во второй тур, поддержат ли его в противостоянии с Марин Ле Пен другие кандидаты?

- Во Франции уже сложилась традиция, когда раздаются призывы к единению прореспубликанских сил, к тому, чтобы левые и правые объединились перед лицом опасности, которой являются ультраправые - Национальный фронт, партия Марин Ле Пен. И я надеюсь, что будет много людей в рядах социалистов и Республиканцев, в том числе Ален Жюппе (мэр Бордо, один из лидеров Республиканцев, осуждающий политику Кремля, - ред.), которые поддержат Макрона.

Но во втором туре существует реальный риск. Сейчас часть избирателей не видит границы между республиканскими правыми и ультраправыми, поэтому они могут отдать голос за Ле Пен, и есть часть ультралевых избирателей, которые хотят воздержаться во втором туре, потому что они хотят в некотором роде сокрушить политическую систему.

- У Марин Ле Пен и лидера леворадикалов Жан-Люка Меланшон действительно неплохие шансы на выход во второй тур. Их поддержка существенно выросла по сравнению с выборами 2012 года. Чем это вызвано?

- В обществе есть недоверие по отношению к традиционному политическому классу, за этим следуют упрощенные суждения, например, против глобализации, Европы, элит и так далее. Политический класс, который представлен либо членами Соцпартии, либо партии Республиканцы, не отвечает требованиям недовольных людей, многие из которых порицают Европу и обвиняют ее во всех трудностях. Поэтому важно, что Эмманюэль Макрон в своей кампании защищает Европу.

- Интересно, что согласно опросам большая часть французских рабочих готова голосовать за Марин Ле Пен, кто бы ей не противостоял во втором туре. Почему французские левые потеряли свой традиционный электорат?

- Рабочие достаточно долго не видят никакой пользы для себя от политики социалистических правительств. И постепенно они начали считать, что социалисты - не часть рабочего класса, а часть "капиталистов", развернулись в сторону Марин Ле Пен из-за ее социальной программы. Но если ее изберут, это будет наихудшая катастрофа для рабочего класса. Она предлагает выход из зоны евро и ЕС, это будет катастрофа для экономики, и люди из рабочего класса, к сожалению, не отдают себе отчет в этом.

- Прошедшие дебаты кандидатов в президенты как-то изменили ситуацию в предвыборной гонке, дали преимущества представителям радикальных сил?

- На дебатах достаточно плохо выступила Марин Ле Пен, а Меланшон, наоборот, набрал вес. Хотя я его не поддерживаю, признаю - он хороший оратор. Меланшон выигрывает от обрушения рейтинга представителя социалистов Бенуа Амона.

- В этой президентской гонке доминирующие десятилетиями партии на политической арене Франции - Соцпартия и Республиканцы представлены кандидатами, которые, скорее всего, будут аутсайдерами в первом туре выборов. Можно ли говорить о крахе политической системы Франции или ее радикальном переформатировании?

- Я думаю, что слишком рано говорить о крахе политической системы Франции. Во время праймериз две главные партии выдвинули кандидатов на пост президента, которые не являются компромиссными. Был выдвинут наиболее левый кандидат от социалистов (Бенуа Амон, - ред.), и кандидат, который был наиболее правым - от Республиканцев (Франсуа Фийон, - ред.). Из-за этого есть определенное количество людей, более умеренных, как среди левых, так и среди правых, которые не признают такой выбор. Однако, таким образом, создана уникальная возможность для Эмманюэля Макрона объединить этих умеренных людей, которые пришли от левых и от правых.

- Известно, что у Франсуа Фийона давно сложились дружеские отношения с Путиным и в своих выступлениях он подчеркивал необходимость сотрудничества с Россией на Ближнем Востоке. Можно ли его считать пророссийским кандидатом?

- Есть несколько пророссийских кандидатов. У Фийона сильные связи с Россией, он всегда защищал политику Путина и воспроизводит ложные утверждения, исходящие из РФ. И я думаю, что сильные связи Фийона с Россией - настоящая угроза для нашей национальной безопасности.

- А является ли Фийон угрозой для Украины?

- Есть три кандидата - Фийон, Ле Пен и Меланшон, которые являются настоящей опасностью для Украины. Ни один из них не смотрит на Украину с расположением, и они воспроизводят российский дискурс в отношении Украины.

- Несмотря на все выдвинутые обвинения, дело Пенелопагейт, Фийон сохраняет шансы на выход во второй тур. Означает ли это, что для консервативных избирателей во Франции, симпатиков Фийона, традиционалистская программа важнее чистоплотности кандидата?

- Есть некоторая часть правого электората, которая выступает, прежде всего, против либеральных ценностей, Европы, прогрессивных идей. И эти люди, прежде всего, ценят политическую позицию Франсуа Фийона.

- Одним из главных вопросов в ходе предвыборной кампании были вопросы национальной идентичности, их часто поднимали Марин Ле Пен и Фийон. Может ли решить проблемы интеграции во французское общество введение призыва в армию для мужчин и женщин, которое предложил Макрон?

- Эта мера скорее призвана вновь установить связь французов с армией, потому что много людей не проходили военную службу и не знают, что такое армия. Я думаю, что разрыв между армией и гражданами во всех демократических странах является чрезвычайно серьезной проблемой, которую нужно решить.

Если же говорить о проблемах интеграции, нужно проводить более решительную политику в отношении миграции, вновь подчеркнуть наши ценности, показать, что нет дискриминации при трудоустройстве, в том числе в государственные учреждения. Это, по-моему, лучший способ интегрировать мигрантов в общество. И есть проблема образования, а хорошее образование - лучший ответ на фейковые новости. Нужно восстановить преподавание на хорошем прочном базисе - изучение истории, языка, также учить мыслить и аргументировать, потому что за последние 30 лет появились методы преподавания, которые мешают людям мыслить, анализировать историю. Модель интеграции во Франции стала менее эффективной, чем раньше и проблемой №1 является как раз ситуация в образовании.

- Может нужно уменьшить объем миграции?

- Нет, я так не думаю. Я думаю, что будущее - это международная миграция. Нужно проводить реформы по вопросам миграции, нельзя принять всех, кто хочет, но тем не менее миграция - это будущее большинства стран Европы. В целом, она повышает богатство, интеллектуальный потенциал Франции, и это эффект прослеживается и в других странах, например, США. 

- Какие вызовы во внешней политике, прежде всего, будут стоять перед новым президентом? Может ли разрешение конфликта в Донбассе, Крым быть среди приоритетов французской внешней политики?

- С моей точки зрения, атаки России против Украины, в Сирии, международного права, ООН, прав человека, а также репрессии инакомыслящих показывают, что Россия - это держава, которая оппонирует европейским ценностям, пытается разрушить Европу, борется против либеральных ценностей. И с моей точки зрения, Россия остается принципиальным вызовом и нужно придерживаться твердой позиции в отношении нее. Главный вызов сейчас для нового президента - занимать твердую позицию в отношении России и усиливать Европу, открытое общество, права человека. А второй большой вызов - это Трамп, потому что есть много неясности в отношениях с ним, в том числе с вопросами торговли. Третий вызов - терроризм, фундаментальный вызов для французского общества.

- Несколько кандидатов, Марин Ле Пен и Франсуа Фийон отмечали в своих выступлениях необходимость побороть Исламское государство в Сирии с помощью России. Возможно ли сотрудничество России и Франции на Ближнем Востоке в случае избрания президентом Эмманюэля Макрона?

- Сотрудничество с Россией совершенно не возможно, само собой в Европе, но также и на Ближнем Востоке. Россия поддерживает Асада, и никакого долговременного прочного решения не предложено в Сирии. Это очаг терроризма. И первая мера, которая необходима - это устранить Асада из власти и отправить его в Международный уголовный суд в Гааге. Ни режим Асада, ни Россия, ни Иран не борются по-настоящему с Исламским государством. Идея сотрудничать с Россией против ИГ - это абсолютный абсурд, она вообще не имеет никакой ценности. Поэтому сотрудничество с Россией, в частности на Ближнем Востоке не имеет никакого значения. Последние химические атаки подтверждают, что в Сирии нужно создать бесполетные зоны, от идеи которых, к сожалению, отказался Обама. Европе и США нужно не только осуждать Асада, но и действовать, делать что-то против этого режима.

- После Brexit Евросоюз находится в ослабленном состоянии. Как можно решить проблемы объединения?

- Прежде всего, нужно вновь подтвердить способность Европы себя защитить, определить геополитическое видение Европы и расставить приоритеты, вновь подтвердить европейские ценности. Во-вторых, нужно создать экономическое правительство зоны евро, принять план стабилизации. Европа должна быть более эффективной и дать преимущества большему количеству людей. Нужна динамичная бюджетная политика, потому что потолок бюджетного дефицита - это важно, но необходимо еще и дать импульс экономическому развитию Европы.

- Вслед за президентскими выборами в июне пройдут парламентские выборы. Каким может быть новый французский парламент?

- Движение Макрона En Marche! основательно ослабит позиции социалистов, потому что если он будет избран президентом, чего я ему желаю, будет много людей, которые пойдут на выборы под его знаменами. Традиционно после выборов президента есть "президентская динамика": люди, которые поддержали избранного кандидата, затем часто голосуют за его политическую силу на парламентских выборах. И таким образом, социалисты будут ослаблены, Республиканцы будут ослаблены, и есть такая вероятность, но еще рано говорить об уверенности, что будут две главные силы в новом парламенте - сила Макрона, которая будет, надеюсь в большинстве, и Национальный фронт, который наберет намного больше мест, чем у него сейчас есть.

Интервью подготовлено при содействии фонда Open Ukraine

Читайте также: Макрон: реформатор, сокрушивший планы Кремля во Франции

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.