Морфин для детей: почему недоступно качественное обезболивание
В Украине с 2013 года действует приказ об организации паллиативной помощи, то есть комплексного подхода, который помогает улучшить качество жизни человека с неизлечимой болезнью. В марте 2013 в стране впервые начали выпускать морфин в таблетках - сильнодействующее обезболивающее, которое дало альтернативу инъекциям. Но для детей до шести лет, которые тоже умирают от неизлечимых болезней и терпят боли, в Украине пока доступен только инъекционный морфин. В то же время в большинстве развитых стран уже применяют капли, сиропы и свечи, которые позволяют обезболить ребенка, не причиняя ему дополнительной боли уколом.
Почему для украинских детей безболезненное обезболивание недоступно и когда появятся новые формы морфина - в материале ЛІГА.net.
Почему именно морфин
В Украине две трети детей, которые умирают в возрасте до 18 лет, нуждаются в паллиативной помощи, что подразумевает в первую очередь обезболивание. Болевые ощущения снимают трамадолом или морфином. Но трамадол - это препарат слабого действия, который в большинстве случаев не помогает, а слишком большая доза может привести к летальному исходу у ребенка. Самое эффективное обезболивание на последних этапах болезни обеспечивает именно морфин. Он применятся в разных формах: инъекции, таблетки, капли, сиропы или ректальные свечи.
Детям до двух лет инъекционный морфин запрещен, а исключение делают только если ребенок находится в стационаре с реанимацией, и препарат вводят под присмотром врача - морфин может спровоцировать остановку дыхания. Но неизлечимые дети в стационаре не лежат. Таблетки, которые доступны в украинских аптеках уже три года, назначают детям от шести лет - дозировка в 10 мг слишком большая (нужно 0,25 мг), а делить ее нельзя. Остальных форм морфина в Украине нет.
"Это дети. Детям больно", - называет главную причину, почему инъекционный морфин не решает проблему обезболивания у детей Катерина Бурлак из фонда помощи онкобольным детям Краб. Поскольку никакой альтернативы нет, родители находят свои способы - высыпать порошок из капсулы, разделить, развести водой и дать выпить или же капать инъекционный морфин в рот. По словам Бурлак, делать это, конечно, можно, но как крайний вариант. "Это действует, но какие это вкусовые ощущения! Это как выход из ситуации, когда нет ничего другого", - говорит она.
Как применяется морфин в Украине
В благотворительном фонде говорят, что детям выписывают морфин крайне неохотно. "Считается, что у детей так болеть не может. Родители некоторые тоже верят в то, что это не больно. Выписали ему трамадол и хорошо если это. А если кетанов (еще менее действенное обезболивающее - ред.)? И все. И на этом ставится точка", - так Катерина Бурлак описывает ЛІГА.net стандартную схему после окончания лечения.
Если ребенку все же выписали морфин, то обезболивать его будут уже дома - когда медицина оказывается бессильной, лечение в больнице заканчивается. Делать уколы могут и родители, если самостоятельно справляются с подкожным введением препарата. Морфин можно получить в больнице или купить по рецепту.
По инструкции морфин действует 3-4 часа, но это может быть и 45 минут, и сутки. Многое зависит от правильно подобранной схемы лечения. "Но эту схему надо подбирать в стационаре. Если мы говорим о педиатрах, то у них может быть 30 лет стажа и ни одного такого пациента. Что они будут делать? Рассчитывать дозу?", - отмечает Бурлак.
Если родители не могут делать инъекции, то вызывают скорую, специальную выездную службу или препарат колет медсестра в поликлинике. Зачастую нужно делать 3-4 укола в день. Ездить на дом столько раз скорые не могут, тем более если речь идет об отдаленных населенных пунктах. В фонд обращались родители, к которым скорая ехала 3 часа, пока ребенок кричал от боли. "Будут приезжать в лучшем случае один раз в день. Доза, даже если она увеличена, все равно через 6 часов пациента отпустит. Отпустит и все. И будут ждать следующего прихода", - говорит Катерина Бурлак. Она объясняет, что длительность и качество жизни пациента будут сокращаться только потому, что препарат вводят за один раз. Наступает передозировка - дополнительный удар по ослабленному организму, и ребенок спит. "У всех все хорошо, а это дети, дети хотят поиграть. Они год никого не видели, пока лечились", - говорят в фонде.
Поскольку для каждого ребенка разная длительность действия морфина, то важно, сколько ампул в день ему могут вколоть. Благодаря постановлению №333 Кабмина, которое приняли в 2013 году, понятие суточной дозы исчезло. В фонде объясняют, что врачи теперь могут ориентироваться не на максимум, а на потребности пациента. Но постановление не отменило инструкцию к препарату. "Врач может выписывать по постановлению сколько угодно этого морфина, но случись что с пациентом - родственники могут его засудить, потому что вот инструкция производителя, где написано,что должно быть не больше 60 мг (в сутки - ред.)", - говорит Катерина.
Что уже сделано
Постановление №333 Кабинета министров, принятое в 2013 году, утвердило изменения в порядок приобретения, хранения, продажи и использования наркотических средств, к которым относится морфин. Оно и позволило врачам не отталкиваться от суточной нормы, выписывая рецепт. "Одно постановление не решило вопрос, к сожалению. Комплексно не было принято решение", - рассказал ЛІГА.net глава Лиги паллиативной и хосписной помощи, экс-министр здравоохранения Василий Князевич.
Контроль за препаратами, которые содержат наркотики, осуществляет не только МОЗ, а еще Министерство внутренних дел и Государственная служба наркоконтроля. Там тоже нужны законодательные изменения. В фонде помощи онкобольным детям рассказывают, что в МОЗ приняли часть необходимых постановлений, но контроля это не ослабило. "Перед МОЗом врачи не должны отвечать, но приходит наркоконтроль и - здравствуйте. То есть, пока не будет все приведено к одному какому-то знаменателю по закону, не будет ничего", - говорит Катерина Бурлак.
Князевич также отмечает, что и в МОЗ все еще не доведено до конца - нужно дать рецептурным бланкам и журналам учета юридическое значение.
Как решают проблему
Для того, чтобы принять все необходимые законодательные решения, при МОЗ работает комитет по паллиативной помощи в рамка общественного совета. Его глава и основатель благотворительного фонда Краб Лариса Лавренюк говорит, что есть инициатива собрать межведомственную рабочую группу и создать все необходимые приказы и протоколы.
По словам Князевича, в ведомстве также создана специальная рабочая группа, в рамках которой пересматривают наркополитику. "Как только мы выйдем на системные решение по паллиативной детской помощи сразу параллельно должны решаться вопросы доступности к обезболивающим для детей. Морфин таблетированный - это реальный был успех на том этапе, но нужно двигаться дальше", - говорит Князевич.
Менее оптимистично на решение проблемы с формами морфина смотрит Катерина Бурлак. Она считает, что сейчас вряд ли кто-то рискнет открыть новую линию выпуска, тем более детскую. Главный вопрос, который стоит перед производителями - наличие лицензии и коммерческая выгода. Лариса Лавренюк говорит, что пока все строится на личных контактах: "Это не то что мы государству дали запрос, что у нас нет таких и таких форм, сделайте что-то, и государство дает распределение на свои фармкомпании. Ты "подруливаешь" к фармкомпаниям - а давайте, потому что нам вот это надо". Выпуск детских лекарственных форм морфина невыгодно для фармкомпаний, и они все еще думают, стоит ли запускать новую линию. Лавренюк говорит: "Они (фармкомпании - ред.) будут думать, просчитывать, а надо это им или не надо. То, что в стране детям это надо - это дело десятое".