Татьяна Александрина: Ежедневно СПИД убивает футбольную команду
Сегодня, 1 декабря, - Всемирный день борьбы со СПИДом. Председатель Госслужбы по вопросам противодействия ВИЧ/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям Татьяна Александрина рассказала ЛІГАБізнесІнформ о том, почему заболеваемость СПИДом в Украине зашкаливает и когда можно ожидать изменения ситуации к лучшему.
- Сколько в Украине ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом?
- Официально на учете состоят 122 тысячи человек, хотя по оценкам независимых экспертов их около 230-240 тысяч. Ежегодно у нас выявляется 22 тысячи новых случаев, каждый день - около 60. Ежедневно 11 человек умирают. Получается, каждый день от СПИДа умирает футбольная команда.
- Почему такая большая разница между официальными данными и реальным количеством инфицированных?
- Так не только в Украине. В Европе, развитых странах тоже только каждый второй ВИЧ-позитивный знает о своем статусе. Невозможно установить всех одновременно. У кого-то обнаруживают на ранней стадии, у кого-то - уже когда проявляется стадия СПИДа. Но у нас есть и позитивный момент: еще пять-шесть лет назад пять из шести человек не знали, что они инфицированы, сегодня - только каждый второй.
- Украина традиционно удерживает грустное лидерство по распространению ВИЧ/СПИДа, когда и как получится переломить ситуацию?
- На сегодня эпидемия СПИДа в Украине находится на наибольшем пике. Почему? В 1998-2005 годах был пик инфицирования, теперь же, спустя 10-12 лет, инфицированные на тот момент пациенты перешли в стадию СПИДа. Сейчас снижается уровень инфицирования среди молодежи от 15 до 24 лет, а также среди потребителей инъекционных наркотиков. Но уровень заболеваемости СПИДом растет за счет зараженных ранее.
- Количество новых инфицированных пойдет на спад, а количество заболеваний СПИДом стабилизируется и тоже начнет снижаться. Заметно повлиять на эпидемию СПИДа мы сможем лишь при комплексной профилактике среди здорового населения и медико-социальной работе с ВИЧ-позитивными.
- Какой сегодня основной путь заражения?
- Всего их три - передача через кровь (так инфицируются, преимущественно, люди, употребляющие наркотики), половой путь и передача от матери к ребенку. В последнее время в Украине значительно снизился уровень инфицирования потребителей инъекционных наркотиков - благодаря тому, что выросло количество профилактических программ. Ежегодно количество таких инфицированных уменьшается. Снизилось число случаев передачи вируса от матери к ребенку: 10-12 лет назад в Украине 28% детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями, тоже имели ВИЧ. Сегодня только 4% из них ВИЧ-позитивны. Наша цель - снизить этот показатель до 2%. А вот заражение половым путем растет .
- То есть сегодня основная причина заражения - именно половые отношения?
- Да, и самые сложные группы - мужчины, имеющие секс с мужчинами, и половые партнеры потребителей инъекционных наркотиков. В силу высокой стигматизации со стороны общества, мужчины, имеющие однополые отношения, не хотят раскрывать свой статус, это делает их самой труднодоступной группой риска, в которой необходимо внедрять профилактические мероприятия. Когда у них обнаруживают ВИЧ, они говорят, что употребляют наркотики или часто меняют половых партнеров. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы убедить общество - это обычные люди, это лишь особенность их поведения и жизни. Если граждане поймут это, если отношение к геям станет более толерантным, то мы сможем достичь успеха профилактических программ среди этой категории
- Не боитесь, что вас обвинят в пропаганде гомосексуализма? Парламентское большинство намерено принять запрещающий закон...
- Я считаю, что во всем должна быть грань. И в этом вопросе тоже не должно быть крайностей. Золотая середина - тот путь, который позволит нам повлиять на эпидемию.
- Сколько сегодня на учете инфицированных и больных геев?
- Статистика по ним крайне занижена и необъективна. В 2011 году выявлены только 143 человека. Это мизер, цифры не соответствуют действительности.
- За последние 10 лет стигматизация ВИЧ-позитивных значительно снизилась. Еще в 2000-2001 годах действительно общество их отторгало - когда ВИЧ-позитивные обращались к врачам, им не хотели предоставлять помощь, дети в школах оказывались изгоями. Сегодня отношение общества к ВИЧ-позитивным стало значительно лучше.
- Но случаи дискриминации - увольнения с работы, непредоставления медицинской помощи - есть и сегодня...
- Нужна постоянная информационная кампания. Нужно информировать людей, что СПИД - болезнь, к которой нужно относиться, как к сахарному диабету. Если у человека обнаружен диабет, он пожизненно принимает лекарства. Так и здесь.
К тому же, в больницах ВИЧ-инфицированные редко признаются в своем статусе. Если им нужна какая-то общая медицинская помощь, они просто не говорят. Хотя правильно было бы, если бы такой человек в первую очередь обращался к врачу-инфекционисту. Если лечение проводится неправильно, оно малоэффективно и даже вредит. Врач не знает, что у пациента есть сопутствующее инфицирование. Это мешает правильно назначить схему лечения любого заболевания.
- Что вы можете назвать самым большим достижением этого года в противодействии эпидемии?
- Обеспечение больных антиретровирусной терапией.
- Все проблемы и скандалы с нехваткой АРВ-препаратов в прошлом?
- Проблемы и скандалы возникали не потому, что не хватало препаратов, а в связи с тем, что была угроза срыва лечения. Например, в прошлом году, когда закупки были проведены несвоевременно, была угроза срыва непрерывного лечения АРТ. Поэтому мы назначали лечение только тем больным, которые уже начали лечебный процесс, а новых не набирали. В этом году такой проблемы уже нет. Государство закупило жизненно необходимые лекарства для 48 тысяч пациентов.
- Все эти лекарства Украина импортирует?
- У нас производятся некоторые, но их очень и очень мало. Сегодня государство пытается решить вопрос увеличения производства этих препаратов, например, путем принудительного лицензирования производителей. Второй механизм - государственный заказ. Сегодня есть постановление Кабмина, которое дает возможность заключать договора с производителями, например на 3-4 года. Это дает возможность непрерывного обеспечения больных АРВ-терапией, поскольку они не будут зависеть от того, своевременно выделили средства государству или нет, провели закупки или нет. Поставщик будет знать, что он за эти три года должен обеспечить больных лекарством. Таким образом, можно будет избежать прерывания лечения.
- Вы говорите, что государство готово обеспечить антиретровирусной терапией 48 тысяч человек. Это не мало для 122 тысяч инфицированных?
- Не все инфицированные нуждаются в таком лечении.
- Сколько нуждаются?
- По универсальному принципу, для существенного влияния на эпидемию лечение должны получать 80% пациентов. Это 96 тысяч больных. Мы можем помочь, и препараты для этого есть. Но существует проблема с набором пациентов. Мы работаем в этом направлении вместе в неправительственными организациями.
- У нас 38% пациентов из диспансерной группы не состоят на диспансерном учете в силу разных причин. Они не посещают центры борьбы со СПИДом, которые на сегодня есть в каждом регионе. А законодательство не дает возможности принудительно заставить их прийти.
- Нужны законодательные изменения?
- Не совсем. Дело не в том, что мы не хотим уладить это законодательно. Человека нерационально принудительно тащить в центр СПИДа или принудительно назначать лечение. Мы не получим ожидаемого результата. Если человек не склонен к лечению, ему лучше его не назначать. Есть риск, что инфекция лишь перейдет в резистентную фазу, поскольку он попринимает лекарства и откажется. ВИЧ-инфекция не значит, что человек болеет. Он инфицирован, но до определенного момента нормально себя чувствует. Именно до этого времени ему нужно назначать профилактическое лечение или антиретровирусную терапию. На этом этапе у нас действительно есть проблема, поскольку пациенты зачастую отказываются от терапии.
- Но это звучит несколько парадоксально...
- У многих больных есть сопутствующая инфекция - туберкулез, гепатит. Комплексное лечение - достаточно тяжелое для человека. Прием антиретровирусных и противотуберкулезных препаратов, наличие гепатита, иногда еще и употребление наркотиков - в результате люди не выдерживают таких нагрузок. Около 40% людей, у которых есть, кроме ВИЧ, туберкулез, отказываются от антиретровирусной терапии. Нужно работать с людьми, только тогда мы сможем набрать эти 80% пациентов.
- Сколько стоит лечение?
- Схема лечения, которая применяется для 93% пациентов, стоит в среднем 4700-4800 грн. в год. Есть и более дорогие схемы, но их получают только 5-6% пациентов.