Курс на Гаагу. Адвокаты отправили суду новые документы по Майдану
Как раздавали оружие титушкам в Мариинском парке, бросали активистов в тюрьмы и следственные изоляторы, преследовали водителей Автомайдана и планировали расстрел на Институтской, - адвокаты Небесной сотни передали в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге новый пакет документов о преступлениях режима Виктора Януковича против человечности. Если удастся убедить Офис прокурора, что действия беглого диктатора были системным планом, направленным на подавление Майдана, появится шанс на полноценное и независимое расследование его преступлений в Гааге.
Основания для суда в Гааге
Международный уголовный суд расследует три категории дел: преступления против человечности, военные преступления и геноцид. Это прописано в Римском уставе, принятом в 1998 году и ратифицированном более чем 120-ю государствами. Украина его тоже подписала, но не ратифицировала: согласно вступившим в силу 30 сентября изменениям в Конституцию, этот вопрос отложен на три года. Негласная причина, которая обсуждалась в кулуарах парламента и юридической среде накануне - чтобы не подставлять украинских военных на Донбассе, которым могут предъявить некие претензии.
Читайте также Римский устав: почему Украина упускает шанс наказать агрессора
Вместо этого Украина признала временную юрисдицкию МУС. "Это означает, что мы приняли на себя обязанности, отказавшись от прав. Странная позиция с точки зрения украинского государства, мы ее до этого времени не понимаем", - сказал ЛІГА.net руководитель программы "Права человека и правосудие" фонда Возрождение Роман Романов.
Отсутствие ратификации усложняет процедуру, но не лишает Украину права добиваться суда в Гааге. 25 февраля 2014 года, уже после побега бывшего президента в Россию, Верховная Рада направила в МУС заявление с призывом привлечь к уголовной ответственности ряд украинских должностных лиц за преступления на Майдане. "Тем самым, кстати, Верховная Рада нарушила требование Римского устава, потому что только прокурор МУС определяет объем ответственных по делу. И второй раз нарушила 4 февраля 2015 года в заявлении по Донбассу и Крыму, где тоже был призыв привлечь к ответственности должностных лиц России. Хотя прокурор МКС может и должен определить это самостоятельно", - объяснил ЛІГА.net адвокат Небесной сотни Павел Дикань.
Вслед за Верховной Радой свои представления по Майдану в Гаагу передала Генпрокуратура и адвокаты Небесной сотни. Это было общее описание картины с детализацией и количеством потерпевших: сколько людей погибло, сколько ранено. Офис прокурора МУС, предварительно оценив материалы, согласился взяться за анализ ситуации. Но пока это не полноценное расследование, а только шанс. "Прокурор принял дело в производство, и оно находится на стадии предварительного изучения", - говорит Дикань.
В 2015 году ситуация в Украине и предварительные выводы прокурора по Майдану попали в ежегодный отчет суда. Установлено, что в материалах присутствуют два из трех оснований для полноценного расследования дела в Гааге: признаки преступлений против человечности (похищения, убийства, незаконные задержания) и нападение на гражданское население. "Эти признаки были необходимыми и уже установлены. Но в материалах прокуратуры и адвокатов прокурор МУС не нашел достаточных признаков системности или масштабности нападений, что является третьим условием для открытия производства. Это значит, что материалов было просто недостаточно. Сейчас на это направлена и работа адвокатов, и работа прокуратуры. Те материалы, которые у нас есть, дают основания считать, что на стадии предварительного изучения вопрос системности может быть доказан", - подчеркнул Дикань.
Убийства по плану: что в новых материалах
"Мы боремся за то, чтобы Гаага начала полноценное расследование. Это наша тактическая цель", - отметил в беседе с ЛІГА.net адвокат Небесной сотни, участник рабочей группы в прокуратуре Маркиян Галабала.
"Эпизоды Майдана поданы немного в другом аспекте. Когда мы отправляли первое представление, у нас не было никакого опыта. Мы немного научились за этот год, учли замечания прокурора, и сейчас пытаемся сделать все, чтобы наши материалы свидетельствовали еще и о системности преступлений", - добавил Дикань.
Новое представление заняло около ста страниц, и это не весь объем доказательной базы, а только описание событий с толкованием адвокатов и ссылки на доказательства, которые можно найти как в открытых источниках, так и в закрытых материалах Генеральной прокуратуры. То есть итоговый объем материалов - гораздо больше.
"Пытаемся доказать, что преступления на Майдане - это не просто реакция милиции на действия протестующих. Спонтанные преступления не являются предметом рассмотрения в Гааге. В нашем случае действовали умные до определенной степени люди Януковича, которые имели план, координировали свои действия, и их целью было не просто прекратить мирные протесты, а скрыть свою предыдущую преступную деятельность. Это основной мотив, который мы доносим до прокурора МУС", - говорит Галабала.
Изначально перед адвокатами стоял выбор: доказывать масштабность преступлений, то есть что они были не только в Киеве, или их системность. Но если сравнивать с другими делами МУС, а в основном это дела по преступлениям в Африке, то события в Украине по своей масштабности не очень соразмерны с убийствами сотен тысяч африканцев. Поэтому юристы решили делать акцент на системности.
"В Украине имел место предварительный замысел на совершение преступления. Все преступления против Майдана связаны между собой и координировались из единого центра. Это было системой", - обосновал позицию защиты Павел Дикань.
Детали представления пока скрыты: коммуникация с Международным уголовным судом носит конфиденциальный характер. Но известно, что над описанием эпизодов работали шесть адвокатов - начиная с 30 сентября, далее по нарастающей Автомайдан, драконовские законы 16 января и первое убийство на Грушевского 19 января, объявление АТО 18-19 февраля и массовые расстрелы гражданского населения милицией 20 февраля. "По каждому из эпизодов пытаемся донести до прокурора МУС, что это была целенаправленная деятельность государства по подавлению протестных акций. Приводим показания свидетелей, ссылаемся на свои доказательства, данные ВККС и Высшего совета юстиции, поскольку в системном подавлении акций протеста активно участвовала судебная власть. В общем, используем любые поводы", - рассказывает Маркиян Галабала.
Ключевая задача - вывести гаагский суд на топ-уровень чиновников режима Януковича, которые организовывали преступления на Майдане. Звеном исполнителей, даже если это установленные бойцы Беркута, суд не интересуется, ему нужен top-level.
"Янукович, Захарченко, Якименко, Портнов - основные фигуры, причастные к организации преступлений. Мы пытались выстроить эту пирамиду, идем от нижнего уровня вверх. Например, по событиям Автомайдана понятно, что самый низкий уровень - это работник ГАИ, который оформлял незаконный рапорт. Мы пишем МУС, что из центрального аппарата МВД Киева для ГАИ был разослан алгоритм действий: как составлять эти рапорта, по каким статьям привлекать к ответственности. И постепенно доходим до уровня руководства МВД и лично Захарченко. А Янукович был лицом, в руках которого концентрировалась вся власть, и понятно, что он не мог оставаться в стороне. И так мы непрямыми доказательствами выходим на top-level", - отметил он.
Сейчас адвокаты рассчитывают на то, что свои показания по Януковичу дадут так называемые "лидеры сцены" Майдана - Олег Тягнибок, Виталий Кличко и Арсений Яценюк. Адвокатов интересует детальное содержание переговоров с Януковичем как новое доказательство для Гааги: есть подозрение, что задержанные майдановцы были на этих переговорах предметом торга, то есть фактически заложниками. "Яценюк в Генпрокуратуре вообще не появился. Допрошены только Тягнибок и Кличко. Но их показания по Януковичу абсолютно не информативны. Они говорят, что или не помнят, или содержание переговоров сводилось к левым вещам. Хотя все знают, что задержанными торговались", - утверждает Галабала.
На обращение семей Небесной сотни к Яценюку, Тягнибоку и Кличко пока отозвался только лидер Свободы, сейчас с ним готовится встреча. "Если эти участники переговоров скажут, что действительно обсуждали эти вопросы, хотя освобождение задержанных - это компетенция суда, то мы получим доказательство того, что Янукович, не имея законного права, вмешивался в работу суда, а значит, был причастен к незаконному лишению свободы протестующих. Так строится наша работа", - пояснил адвокат.
На самом деле, говорят защитники, украинское общество уже давно определило для себя, кто организовал преступления против Майдана. Но то, что очевидно в Украине - совсем не очевидно в Гааге. "Это мы внутри понимаем, что против общества работала система. Но прокурор в Гааге никогда не был тут, и оперирует только документами и доказательствами", - напомнил Дикань.
"Для нас это вряд ли абсолютно новые доказательства. Например, вручение титушкам оружия - для МУС важно, а для нас не новость. Или показания лиц о том, что расстрел 20 февраля был спланирован. Но мы работаем над юридической формой, чтобы она была безупречной, и из общественного мнения не вышел пшик", - подытожил Галабала.
Отдельное представление в МУС с новыми доказательствами в течение месяца-двух планирует передать и Генпрокуратура.
Что дальше
Украина усложнила себе жизнь, не ратифицировав Римский устав, и теперь вынуждена проходить через дополнительные процедуры в МУС. Когда в гаагский суд обращается государство-участник, прокурор сразу начинает предварительный анализ, а затем, минуя стадию палаты предварительного изучения, дело идет на расследование.
"Большой разницы для нас, в принципе, нет. Но мы теряем время, поэтому позиция Верховной Рады и Администрации президента по отсрочке устава нам совершенно непонятна", - рассказал Павел Дикань.
Процедура, которая применяется к Украине, предполагает стадию предварительного изучения, на которой определяется подсудность дела и соответствие уставу МУС, и стадию комплиментарности. "Принцип комплиментарности - в том, что государство Украина не хочет или не может совершить полномасштабное преследование лиц, виновных в совершении этих преступлений", - пояснил он.
Маркиян Галабала на вопрос ЛІГА.net, означает ли это, что для суда в Гааге украинская система правосудия должна расписаться в своей беспомощности, ответил: "Не надо воспринимать это как фейл со стороны Украины. Одна из ключевых причин, почему Украина не смогла - виновники прячутся в России, мы не можем их достать. Второе - квалификация действий этих виновных лиц в Украине все равно не совпадает с квалификацией МУС, и если даже мы привлечем их по нашим статьям, то прокурор МУС может сказать: сорри, вы не покрыли всей полноты событий, нужна Гаага. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и случаи саботажа расследования со стороны МВД, Генеральной прокуратуры и судов. Эти аргументы тоже могут приниматься во внимание".
Если Украина успешно пройдет первые стадии, то прокурор передаст дело в палату предварительного производства, и лишь затем, возможно, начнется полноценное расследование. На этом этапе в Украину может приехать миссия гаагского суда, будут привлекаться потерпевшие, их представители, свидетели, заново изучаться все доказательства, чтобы в итоговом варианте объявить в розыск - и пусть в неопределенном будущем, но задержать Януковича и его команду.Но все это займет не один год, предупреждают адвокаты. По некоторым государствам только предварительное исследование продолжается от пяти и больше лет. Поэтому короткая задача - не получить отказ на первой стадии.
Гаага на практике: от Ливии до Грузии
"Проблема Международного уголовного суда в том, что его иногда называют судом Африки. Больше всего открытых производств касаются именно событий в африканских государствах. Можно искать какие-то параллели, но в любом случае понятно, что эти события носят более масштабный характер, чем в Украине. Есть дело по Ливии периода Каддафи. Есть анализ по Грузии и Южной Осетии. Есть дела по Азии. Но в большинстве случаев все же это Африка", - говорит Галабала.
Тем не менее, несмотря на то, что суд в Гааге действует меньше 15 лет, в его практике немало громких дел.
В 2008 году МУС выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвиненияю в геноциде. Это был первый действующий президент, осужденный в Гааге. В 2011 году МУС выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына и главы ливийской разведки, обвинив всех троих в преступлениях против человечности.
27 января 2016 года палата предварительного производства МУС уполномочила прокурора начать расследование военных преступлений, которые были совершены в Южной Осетии и Грузии с 1 июля по 10 октября 2008 года, во время российско-грузинской войны. В частности, суд будет расследовать нападение сил пропутинских сепаратистов на грузинские поселения, жертвами которого стали до 113 грузин, а беженцами - до 18,5 тыс человек.
"У нас еще долгий путь до того результата, которого добилась Грузия за шесть лет", - констатировал Павел Дикань.
"У них коммуникация длилась довольно долго, но тем не менее МУС уже открыл полноценное производство, что вызвало серьезное беспокойство и раздражение в Москве и даже громкие заявления МИД России о том, что они прекращают любое сотрудничество с МКС. На самом деле, Россия никогда не планировала ратифицировать Римский устав, не является стороной-участником, поэтому прекращение сотрудничества - это такая виртуальная реальность, за которой нет ничего. А реальность заключается в том, что Грузии удалось убедить МУС открыть производство", - напомнил ЛІГА.net Роман Романов.
Шансы Украины представители интересов Майдана оценивать пока не берутся: "Эпизодов особо опасных преступлений, на которые распространяется мандат МУС, в Украине в последнее время много. Поэтому шансы довольно большие. Но будет ли открыто производство в части Майдана, или событий в Крыму, или военных преступлений в Донбассе - очень сложно сказать".
Читайте также: Расстрел Майдана: экс-беркутовцы признали, что исполняли приказы
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.