Армия: сколько наших миротворцев несут службу вне Украины
Они могли бы пополнить ряды командиров боевых подразделений, инструкторов в учебных центрах армии и Нацгвардии, стать представителями переходных администраций на отвоеванных территориях. Высококвалифицированные военные специалисты, обладающие передовым армейским опытом, бронетехника и боевые вертолеты существенно усилили бы подготовку резервистов и боеспособность сил АТО.
В конце августа в Украину возвратилось более сотни профессиональных военных из числа украинского национального контингента в Косово (Сербия). Ранее в страну вернулись 65 миротворцев, в том числе и 15 военнослужащих, выполнявших задание в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Вместе с личным составом из Косово обещают переправить 37 единиц боевой техники. Но это лишь небольшая часть украинских военных профессионалов, которые несут службу в горячих точках в интересах третьих сторон. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ выяснил, какие еще силы миротворческих контингентов могла бы вернуть Украина для обороны страны
По состоянию на 21 августа за рубежом оставалось почти 500 украинских солдат и офицеров, задействованных в международных операциях ООН и НАТО. Это 18 отдельный вертолетный отряд в Конго, 56 отдельный вертолетный отряд в Либерии, а также украинский национальный контингент в Косово. Кроме этого, 55 военнослужащих выполняют задачи в качестве наблюдателей и проходят службу в составе сил ООН в Судане, на Кипре, Кот-д’Ивуаре, Молдове.
Участие в миротворческих операциях - дорогостоящее удовольствие. Бюджет участия вооруженных сил Украины в миссиях ООН в 2013 году составил около 271 млн грн. Правда, секретариат ООН компенсировал 251 млн. грн. Но в Косово, к примеру, две миссии. Одна из них, связанная с патрулированием, конвоированием и службой на блокпостах, проводится под руководством НАТО. А Североатлантический Альянс не возмещает Украине расходы за участие украинского контингента.
В какую сумму натовская миссия обходится бюджету - информации нет. Но понятно, что это многомиллионный долларовый проект хотя бы по размеру зарплат. Оклады рядового и сержантского состава колеблются в пределах $1800-$2700 в месяц, офицеры зарабатывают $2900-$3300. До недавнего времени штатная численность косовского контингента превышала 160 человек. Исходя из пропорции один офицер на 10 рядовых, затраты только на денежное содержание военных составляют свыше $4,6 млн. в год.
Разумеется, несколько сотен военных профессионалов, даже с опытом службы в горячих точках мира, не могут переломить ситуацию в войне с регулярными российскими частями в Донбассе. Реальную пользу, по мнению экспертов, они могут принести в качестве командиров подразделений, инструкторов или представителей переходных администраций на отвоеванных территориях. По словам военного эксперта Николая Сунгуровского, миротворцы могут быть задействованы в выполнении задач, аналогичных тем, что они реализовывали при участии миротворческих операциях. Среди них обеспечение безопасности личного состава, патрулирование, воздушная разведка, огневая поддержка.
За рубежом находится около 200 единиц украинской военной техники. Какое именно вооружение будет перенаправлено из-за границы в зону военных действий в Донбассе, в Минобороны не уточняют. Известно лишь, что тяжелая бронетехника в составе украинских контингентов отсутствует. В основном, там используют автомобили и техника специального назначения, предназначенная, в том числе, для обслуживания вертолетов. Если верить Минобороны, она изношена и требует обновления. Чего нельзя сказать об украинских вертолетах в Африке, в миссиях ООН.
После пяти месяцев войны против Украины под вопросом возврат в страну вертолетов из Либерии и Конго - в этих странах находятся девятнадцать транспортных и боевых летательных аппаратов. Среди них - новые боевые машины МИ-24 с автоматическим гранатометом и четырехствольными пулеметами, способные нести на борту авиационную пушку и ракеты воздух-воздух. Впрочем, не все эксперты считают необходимым немедленный возврат этих машин в Украину. Председатель Союза участников миротворческих операций Сергей Грабский считает, что использование вертушек в составе миротворческого контингента принесет больше пользы, чем их возвращение. "За участие в миссии двух вертолетных отрядов Украине возмещают около $32 млн.в год. Вертолеты фактически проходят модернизацию за счет ООН, а пилоты приобретают бесценный опыт работы в экстремальных ситуациях", - говорит он.
Не исключено, что вместо боевых машин, задействованных в Африке, Минобороны вернет 16 аппаратов, которые были переданы авиакомпании "Украинские вертолеты". Пока компания подтвердила лишь передачу военным пяти гражданских вертолетов для перевозки раненных.