Нужен ли Украине национальный референдум о статусе Донбасса
Фото: ЕРА

Закрепить в Конституции особый порядок управления частью Донбасса по согласованию с лидерами боевиков и провести выборы на оккупированных, неподконтрольных Украине территориях, амнистировать участников ЛНР/ДНР  - с такими требованиями вышла Россия на встречу нормандской четверки в Париже 2 августа. Канцлер Германии Ангела Меркель по итогам переговоров выступила с заявлением о том, что в этих вопросах, пусть и без четких временных рамок, стороны достигли согласия. По данным источников ЛІГА.net, особый порядок управления Донбасса должен быть введен в действие в день выборов: сначала временно, а если международные наблюдатели подтвердят результат - то на постоянной основе. В первом чтении изменения в Конституцию, закрепляющие особенности местного самоуправления на отдельных территориях Луганской и Донецкой областей, уже приняты. Во втором чтении, как ожидается, вопрос будет рассмотрен после местных выборов 25 октября.

Итоги парижских переговоров полны спорных и неясных деталей. Они вновь спровоцировали вал критики в адрес администрации Петра Порошенко. Гаранта снова заподозрили в непрозрачных договоренностях с Путиным и Меркель, полагая (как показывает практика - не без оснований), что Банковая не говорит всей правды о переговорах и вновь попытается продавить через парламент сомнительные компромиссы, попутно обвиняя несогласных в "раскачивании лодки" и "полезном идиотизме" в интересах Кремля. Ситуация взрывоопасная - внутренние политические потрясения, которые могут последовать за вынужденной сделкой Петра Порошенко с агрессором и его марионетками, как нельзя лучше работают на путинский план дестабилизации Украины, лишая доверия доверия любую украинскую власть. 

Парижские соглашения. О чем договорились Порошенко и Путин

На этом фоне все громче звучат вопросы: а хочет ли вся Украина особых статусов для оккупированных территорий? Почему бы не спросить избирателей прямо - нужен ли Украине нынешний Донбасс? Какая часть граждан видит свое будущее в одном государстве с теми, кто стрелял в украинских солдат и звал путинские войска в Украину? 

Результаты опросов говорят о том, что в украинском обществе идея предоставления Донбассу каких-либо статусов большой поддержки не находит. Августовское исследование Центра Разумкова показало, что 39,2% украинцев выступают против закрепления статуса Донбасса в Конституции, поддерживают - 36,5%. При новой постановке вопроса, в котором напоминается, что особый статус позволит Донбассу влиять на политику Украины, количество сторонников идеи сокращается: 41,1% против 29,1%.

Согласно последнему исследованию Киевского международного института социологии (17-27 сентября 2015 года), только 26,9% опрошенных украинцев вообще верят в то, что минские договоренности помогут установить мир в Донбассе, а 60,7% граждан никаких надежд на это не возлагают. Тем не менее, 78% респондентов считают наиболее приемлемым вариантом выхода из военного конфликта продолжение переговоров, и только 13,6% выбрали войну до освобождения захваченных врагом территорий. 

При этом, как выяснили социологи, подавляющее большинство украинцев категорически против федерализации Украины. 56% респондентов, опрошенных в июле социологической группой Рейтинг, выступают за унитарное государство, еще 12% - за унитарное государство без Крыма, и лишь 14% опрошенных предлагают Украине стать федеративным государством.

Как видим, в общественном мнении наблюдается консенсус только по одной позиции: воевать за "особые районы" большинство украинцев не хочет. При выборе "автономия, особый статус части Донбасса или его исключение из состава Украины" значительная часть выберет второй вариант. Кстати, некоторые эксперты отмечают, что минский процесс хорош как метод сдерживания агрессора, но плох как метод реинтеграции Донбасса в Украину. Поэтому в интересах Киева - максимально долгий процесс (или даже саботаж) политического урегулирования при действующем режиме прекращения огня. 

Все это ведет к тому, что идея всеукраинского референдума о статусе и даже о необходимости пребывания Донбасса в Украине приобретает все больше сторонников среди избирателей, политиков, экспертов. 

ЛІГА.net спросила у трех политологов: нужен ли референдум о статусе Донбасса и как он повлияет на переговоры Украины с путинской Россией и западными союзниками? 

oleshyk.jpg

Петр Олещук, политолог

Референдум о возможном статусе Донбасса в Украине нужен, он послужил бы самым сильным аргументом во всех международных переговорах. Поскольку далеко не каждый мог бы открыто отрицать возможное решение украинского народа, тем более, навязывая ему некий чуждый вариант. В качестве примера можем вспомнить недавний референдум в Греции, проведенный премьер-министром Ципрасом по вопросу о принятии или непринятии условий ЕС. Тогда греческий народ выразил свое неприятие требованиям европейских партнеров. И хотя решение не было имплементировано, оно укрепило позиции греческого правительства на переговорах. 

Подобный ход напрашивается и в украинском вопросе. Если, например, сформулировать вопрос референдума как "Согласны ли вы с особым статусом отдельных районов Донецкой и Луганской областей в составе Украины", то вероятный негативный ответ на него послужит наилучшим аргументом против возможных попыток России навязать свой план: возвращение Украине территорий Донбасса на своих условиях. Это будет и ответом на компромиссно-примиренческие позиции некоторых европейских политиков, поскольку четко обозначит "красную линию", за которую Украина в своих переговорах не выйдет.

Результаты референдума прогнозировать несложно, - идея о каких-то особых статусах для тех или иных регионов не выглядит популярной в украинском обществе. Вопрос может быть сформулирован и несколько в ином ключе. Например, "Должна ли Украина быть единым, территориально целостным унитарным государством с равноправным статусом всех административно-территориальных единиц?" Так мы формально выведем вопрос Донбасса за рамки предмета обсуждения и тем самым отвергнем все возможные претензии не только на "особые" статусы, но и на "федерализацию", о которой так печется Россия.

В то же время, ясно, почему от подобного пути отказываются все - и, в первую очередь, украинская сторона. Референдум свяжет дипломатов по рукам и ногам, существенно ограничит пространство маневра и поиска компромисса. Ведь совершенно очевидно, что те или иные дипломатические решения конфликта в Донбассе не могут не предусматривать каких-то уступок и компромиссов, и ярчайшим проявлением этого является изменение Конституции Украины ради выполнения минских соглашений.

Галина Зеленько, доктор политических наук

politolog1.jpg

Для Украины жизненно необходимо продемонстрировать общественное мнение всей страны по поводу статуса Донбасса. Сам факт проведения референдума как легитимирующего средства в переговорах с Европейским Союзом был бы очень весомым аргументом.

По сути, 2 октября в Париже участники переговоров составили дорожную карту, с большим количеством многоходовок и вариаций. Но то, что заложено в этих договоренностях, вкупе с нормой об изменении Конституции и обещаниями принять сопроводительные законы создает угрозу возможной федерализации Украины. Просто напрямую это слово не используется. Конечно, сейчас откровенно пророссийские силы на выборах в Украине победить не смогут, но на будущих выборах ситуация может и измениться. Поэтому с точки зрения развития государства надо избегать на конституционном уровне фиксирования каких-либо статусов. Можно принять законы, можно даже согласиться на выборы в Донбассе - если они будут проведены по украинскому законодательству, а превентивные мероприятия на этапе регистрации кандидатов, выдвижения, формирования избирательных участков позволят отсеять откровенных сепаратистов, террористов и российских ставленников. Этого не надо бояться. Гораздо страшнее, когда статус Донбасса фиксируется в Конституции. Это институционная ловушка, в которую мы себя загоняем. И когда она захлопнется - неизвестно.

Референдума не стоит бояться. Гораздо страшнее, когда статус Донбасса фиксируется в Конституции. Это институционная ловушка, в которую мы себя загоняем. И когда она захлопнется - неизвестно

Поэтому референдум с вопросом "Согласны ли вы на предоставление Донбассу особого статуса" мог бы стать важным козырем на переговорах в ЕС, который обезопасит Украину от навязываемой ей федерализации. Проводить его - самое время. Россия ввязалась в войну в Сирии, и для нас это очень хорошо, поскольку только самоубийцы могут воевать на два фронта. Сейчас для нас складывается неплохая ситуация для того, чтобы попытаться минимизировать свои потери от конфликта в Донбассе. Но для этого нужны очень серьезные аргументы для Европейского Союза. Такими аргументами могут быть результаты референдума. Для европейцев вообще очень важны выборы, референдумы, общественное мнение. Куда важнее, чем решение президента или правительства.

minakov.jpg

Михаил Минаков, президент Фонда качественной политики

От идеи референдума надо отказаться. Во-первых, почему референдум о статусе только Донбасса? Что у нас с Крымом, опять выпадает? Во-вторых, чтобы провести такой референдум, нужны предпосылки как в свободной части Украины, так и в Донбассе. Главная предпосылка - чтобы решение граждан было взвешенным. Чтобы люди понимали: голосуем за единство - значит, возможен новый виток войны. Одним словом, должна быть дискуссия, которая покажет все плюсы и минусы. На сегодняшний день ни на нашей стороне, ни на той мы не сможем обеспечить взвешенную дискуссию, и решение будет нездоровым, невзрослым. Нужен либо настоящий референдум, либо никакой. Референдумы имеют значение только в том случае, если они не обманные. У нас в истории Украины за последние 15 лет было много опыта проведения ненастоящих референдумов. Еще один подрыв уверенности граждан в честности политики мы можем просто не пережить. Если референдум все-таки будет объявлен, я бы рекомендовал проводить его одновременно по статусу и Крыма, и Донбасса. И предусмотреть двухшаговую реализацию этого проекта: сначала полугодовая дискуссия и референдум, и только потом, через пять лет - еще один.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.

Валерия Кондратова
Роман Чернышев