Путь в никуда. Что ждет Украину после саммита в Вильнюсе
Отвечая на простой вопрос "подписывать или не подписывать", Янукович выбирает третий вариант ответа - "играем дальше"

28-29 ноября в Вильнюсе состоится саммит Восточного партнерства, на котором Украина должна была (и все еще имеет теоретический шанс) подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. В минувший четверг правительство публично отказалось от подготовки к подписанию этого соглашения, чем спровоцировало взрыв уличных протестов по всей территории Украины.

Граждане хотят подписания соглашения, об этом свидетельствуют не только евромайданы от Ужгорода до Луганска, но и данные последних социологических исследований. Последнее слово за президентом Украины - как бы ни поступало правительство во главе с Николаем Азаровым, внешнюю политику страны определяет не оно, а лично Виктор Янукович.

Пока все говорит о том, что гарант продолжает свою игру. Игру, которая раздражает одновременно Евросоюз, Россию и украинских граждан. Отвечая на простой вопрос "подписывать или не подписывать", Янукович выбирает третий вариант ответа - "играем дальше". Виктор Черномырдин когда-то сказал: "Какую партию у нас ни строй, получается КПСС". Перефразируя классика политических каламбуров, можно сказать: "Куда бы ни шли украинские президенты, получается многовекторность". И тут плохие новости сразу для всех - ориентирующиеся на Кремль не могут рассчитывать на сдачу Украины северному соседу в ближайшее время, а люди на евромайданах вряд ли дождутся подписания ассоциации с ЕС в этом году.

Неполный отказ

Президенту Украины удалось отвести от себя ударную силу протестной волны Евромайдана - если в 2004-м он был главным врагом оранжевого митинга, то сегодня протестующие на площадях чаще абстрактно выражаются в пользу евроинтеграции Украины, чем называют фамилию главного виновника остановки на пути к ЕС. Власти пока удается деполитизировать майдан.

Президент официально не против евроинтеграции. В запоздавшем на пять дней телеобращении к нации Янукович заверил всех, что "построение в Украине общества европейских стандартов" - его прямая обязанность и священный долг, как у заботливого отца перед семьей. У гаранта еще есть время вплоть до 29 ноября - второго и последнего дня саммита: вдруг получится добиться подписания соглашения на максимально выгодных для него условиях - получив гарантии экономической помощи со стороны ЕС, вдобавок оставив Юлию Тимошенко за решеткой. На фоне разговоров о денежной компенсации экономических потерь Украины от разрыва с Россией европолитики как-то снизили напор по вопросу освобождения экс-премьера. К тому же, освобождения Тимошенко практически не требует Евромайдан, украинцы хотят ассоциации. Еще месяц назад президент и Партия регионов о таком и мечтать не могли. Что касается позиции Кабмина, то изменить ее Януковичу, наделенному беспрецедентным набором полномочий за всю историю Украины, ничего не стоит.  В конце концов, незаменимых людей нет - в преддверии президентских выборов правительство можно отправить в отставку, заодно списав на уволенных ответственность за неудачи во внутренней политике.

О том, что двери в ЕС открыты до утра 29 ноября, заявили вчера президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и президент Совета Европейского Союза Херман ван Ромпей: "Позиция ЕС остается ясной. Предложение подписать беспрецедентные соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли остается актуальным".

Впрочем, скорее всего, шанс на подписание соглашения Янукович оставил не для того, чтобы его действительно подписать, а чтобы продолжить мутную геополитическую игру с прицелом на выборы-2015.

Между умными и красивыми

"Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем подчиненной, Россия автоматически превращается в империю, - написал Збигнев Бжезинский 20 лет назад, и в сегодняшней борьбе за Украину ставки остаются прежними", цитирует классика The Wall Street Journal. Действительно, руководство РФ старается не допустить интеграции Украины в европейское сообщество, что автоматически чревато ослаблением влияния Кремля на Киев.

Московское влияние, или, как выразился сам президент Янукович, шантаж, снижает вероятность подписания соглашения в Вильнюсе. Череда торговых конфликтов, экономическое давление, информационные атаки, и, наконец, таинственные переговоры президентов Украины и России в Москве, на которых, по предположениям экспертов, Януковичу было сделано некое заманчивое предложение в условных единицах - все это, помимо личных соображений украинского президента, тоже среди причин  евромайданов в Украине.

Чтобы сохранить отношения с восточным соседом, но при этом не потерять европейских перспектив и доступа к кредитам МВФ (но опять же - на своих условиях), Янукович предложил утопическую инициативу трехсторонних переговоров по экономическим проблемам Украины в формате "Брюссель - Киев - Москва". Чем не многовекторность времен Леонида Кучмы?

Янукович не хочет отдавать геополитическую победу ни одной из заинтересованных сторон: ни России, ни Брюсселю, ни Вашингтону, который имеет большое влияние на МВФ как ключевой донор. Призыв "продолжить диалог" логично означает нежелание подписывать договор об ассоциации до последнего момента. Отказ же от ассоциации при отсутствии предложения "продолжить диалог" означал бы победу России. О том, что Янукович сознательно настроен превратить "трехсторонний переговорный процесс" в многовекторность, а не сдачу Москве, свидетельствуют его слова о шантаже со стороны Кремля. Владимир Путин не прощает своим вассалам такого поведения, и украинскому президенту это хорошо известно.

Фактор Майдана

Янукович очень хочет остаться президентом и после 2015-го, поэтому он не имеет права отнимать надежду на европейское будущее у граждан Украины, среди которых около 60% связывают будущее своей страны с Евросоюзом. В противном случае, эти граждане лишат самого Януковича надежд на президентство. Президент это понимает и вынужден на это реагировать - и в этом сила Майдана.

Оппозиционные лидеры, опоздавшие с организацией массовой акции протеста на два дня, теперь вынуждены заискивать перед инициаторами протеста - гражданами, подстраиваться под их настроение и координировать свои планы с учетом "беспартийности" гражданского протеста. И в этом тоже сила Майдана.

По словам известного ученого, замдиректора Института социологии НАН Украины Евгения Головахи, евромайданы, проходящие в эти дни по всей Украине - более зрелые и прагматичные протесты, чем оранжевая революция 2004-го. "Особенность нынешней акции в том, что в ней отсутствует харизматичная лидерская составляющая, роль личности, которая была определяющей в 2004 году. Когда протест и гражданская активность реализуются не под лидера, а во имя идеи, ради выбора пути - это более зрелый вариант", - сказал он.

Чем бы ни закончился саммит в Вильнюсе, Евромайдан уже можно считать успешным, так как он осуществляет безусловное давление на власть - психологическое и политическое. Он уже доказал, что украинцы, и в частности киевляне (что особо важно в условиях президентских выборов), не утратили способность жестко воспротивиться действиям власти. Страна не перестанет копить в себе протестный потенциал и не позволит никому вести себя по пути Беларуси или России. Но в вопросе ассоциации с ЕС в ноябре 2014-го Евромайдан уже не поможет - соглашение в Вильнюсе, скорее всего, подписано не будет. "Выход людей на улицы в поддержку европейской интеграции не сможет изменить ситуацию. Все ключевые решения зависят от президента Януковича и принимаются в короткие сроки", - говорит заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый.

Что дальше

После саммита в Вильнюсе будет предложен вариант, который временно и частично устроит всех, но до конца не удовлетворит никого. Ассоциация не будет подписана, но президент Янукович возьмет на себя обязательства продолжить усовершенствования законодательства и, в частности, пообещает рассмотреть вопрос помилования или отправки за рубеж на лечение Тимошенко в начале 2014 года. Украина может рассчитывать на кредит МВФ. Напомним, сейчас правительство пытается возобновить сотрудничество с фондом по программе stand-by, а западные политики намекают на то, что перспектива сотрудничества зависит от евроинтеграционных процессов Киева.

Россия, удовлетворенная результатами саммита, уже в первые часы по его завершении раструбит во всех кремлевских СМИ о победе братских уз и здравого смысла. Украинская власть получит нечто, о чем договорились Янукович и Путин на последней встрече (предполагалось, что речь шла не только о кредитах, но и вариантах помощи президенту на следующих выборах). Население юго-востока Украины перестанут пугать перспективой потери рабочих мест из-за перекрытых торговых границ с Россией - это тоже может быть преподнесено как личная заслуга Януковича. При этом никакого вступления в Таможенный союз, в лучшем случае - торг за особые условия для Украины в статусе наблюдателя.

Как сказал за неделю до Евромайдана в интервью ЛІГАБізнесІнформ лидер парламентской фракции Партии регионов  Александр Ефремов, "если не подпишем ассоциацию с ЕС, конечно, будет плохо. И Украине, и Евросоюзу. Но конец света не наступит, и солнце восходить не перестанет".

Украину ожидает новый этап не смертельной, но однозначно вредной многовекторности. По крайней мере, при нынешнем президенте страна превратится в серую зону между двумя союзами - Европейским и Таможенным. Хотя фактор Евромайдана все же окончательно сбрасывать со счетов не стоит. Что предпримут его участники 29 ноября, не знают даже они сами.