Лига Севера наступает: грозит ли Италии потеря северных регионов
Сторонники Лиги Севера с символикой Падании(фото - ЕРА)

В воскресенье в двух регионах Северной Италии - Ломбардии и Венеции прошли консультативные референдумы, на которых жители региона голосовали за большую автономию для регионов.

В регионе Венеция на повестке референдума стоял вопрос: "Хотите ли вы, чтобы дополнительные формы и особые условия автономии были предоставлены Региону Венеция?". При явке 57,2% избирателей, за большую автономию проголосовали 98% участников референдума. В Ломбардии, самом густонаселенном регионе Италии с 10 млн жителей, явка на референдуме составила всего 39% избирателей, что показало безразличие или негативное восприятие идеи референдума со стороны большинства избирателей. Из участников голосования 95% проголосовали за дополнительную автономию, чуть больше 3% проголосовали против.

Инициаторами референдума выступили президенты регионов Венеция Лука Дзайя и Ломбардия Роберто Марони. Оба являются представителями партии Лига Севера, которая требует большей автономии для северных регионов Италии.

53847893.jpg
53847893.jpg

Голосование на референдуме об автономии в Милане, главном городе Ломбардии (фото - ЕРА)

На фоне движения за независимость в Каталонии, где региональное правительство готово провозгласить независимость и есть вероятность фактической ликвидации автономии центральным правительством, в Европе все больше растет обеспокоенность относительно будущего других регионов с сепаратистскими настроениями. Ломбардия и Венеция находятся в перечне таких регионов наряду с Шотландией, Фландрией в Бельгии, Страной Басков в Испании. И в случае Италии важно, насколько Лига Севера, как правящая сила во многих провинциях Северной Италии, готова пойти на сепаратистский сценарий.

Страна регионов

Все 20 итальянских регионов обладают определенной степенью автономии, но между ними есть различия в ее объеме. Статья 116 Конституции Италии прямо закрепляет особый автономный статус регионов, где живут национальные меньшинства и распространены другие языки: Фриули-Венеция Джулия, где есть словенское меньшинство, Трентино-Альто-Адидже, где есть немецкое меньшинство, Валле-Д`Аоста, где распространены французский и провансальский языки, Сардиния и Сицилия. Та же самая статья предусматривает, что дополнительные полномочия могут быть предоставлены регионам по их инициативе, после консультации с местными властями, в соответствии с законом, одобренным обеими палатами итальянского парламента на основе соглашения между государством и регионом.

iStock-648050572.jpg

Карта Италии - iStock/Global Images Ukraine

Автономия итальянских регионов связан с прошлым Италии, собранной в единое целое в XIX веке в эпоху Рисорджименто из многих королевств, герцогств и земель Ватикана, а также с лингвистическими особенностями регионов. Во многих областях помимо литературного итальянского языка используются "итальянские диалекты" или местные языки, которые имеют лексические отличия от итальянского. То есть говорят о наличии ломбардского языка с 3,5 млн говорящих, венецианского языка с 4 млн говорящих, сицилийского с 5 млн и так далее. Все эти особенности создатели итальянской Конституции попытались учесть во время ее написания в 1947 году.

Прошедшие в воскресенье референдумы призваны показать центральным властям стремление регионов к большей автономии. Хотя они были инициированы региональными властями, итоги не являются обязывающими для выполнения ни для них, ни для Рима, но могут быть использованы в торгах с центральным правительством в расширении прав регионов в сфере экономики и налогообложения.

Требования большей автономии для Ломбардии и Венеции вызваны тем, что эти регионы являются донорами итальянского бюджета. "Италия - это страна регионов. Регионы и региональные власти там традиционно имеют большой вес и влияние. Кроме того, Италия известна традиционным противостоянием Севера и Юга, от чего и происходит название одной из итальянских партий - Лига Севера. Это происходит потому, что северные регионы - индустриальные и обеспечивают большую часть государственного бюджета Италии, чем южные. Кстати, в отношениях с Украиной это также отражается - 50% товарооборота между Украиной и Италией приходится именно на северные регионы", - отмечает в комментарии LIGA.net замдиректора Центра Новая Европа Екатерина Зарембо.

По утверждению президента Ломбардии Роберто Марони, его регион отдает в центральный бюджет ежегодно на 54 млрд евро больше, чем получает, и эту сумму он хочет урезать вдвое, а Венеция платит в госбюджет на 15,5 млрд евро больше, чем получает. У сторонников большей самостоятельности итальянского севера есть опасения, что поступившие в центральный бюджет деньги либо расточаются на бедном юге, либо вообще разворовываются. На это налагаются сильные региональные различия в экономике: доход на душу населения на юге в среднем в два раза меньше, чем на богатом севере. В Ломбардии это 35 тыс евро в год, в Венеции - 30 тысяч, а в южной Калабрии - 16 тысяч, в Сицилии 17 тыс евро. На этом, пожалуй, совпадения с ситуацией в Каталонии, где власти также недовольны своим донорским статусом и есть большой разрыв в доходах между севером и югом, заканчиваются.

Роберто Марони.jpg

Президент региона Ломбардия Роберто Марони (фото - ЕРА)

"Эти референдумы являются элементом внутриполитической борьбы на общеитальянском уровне, так же как и ответ Рима о том, что центральная власть учтет их результаты - это уже точно борьба за северного избирателя. Северяне скорее портят кровь правящей Демократической партии, но не сильно ее напугали, так как эти референдумы - далеко не новое явление. Совпадение с событиями в Каталонии, скорее всего, случайное", - говорит Екатерина Зарембо.

Стратегия Лиги Севера

Партия Лига Севера, которая стоит за проведением референдумов, не борется за независимость, как власти Каталонии. Ее цель - больше автономии для северных регионов, чтобы по сути привести Италию к федерализации. Созданная в 1991 году политиком Умберто Босси, партия со старта эксплуатировала недовольство донорским статусом итальянского Севера и растущей иммиграцией. Члены партии заявляли о необходимости создания из пяти регионов севера - Венеции, Ломбардии, Пьемонта, Фриули и Лигурии макрорегиона Падании (долины реки По) с широкой автономией. 

В 1996 году Босси даже провозгласил независимость Падании, но потом вернулся к требованиям федерализации Италии, а затем и вовсе был долгое время надежным союзником премьера Сильвио Берлускони, министром в его правительстве. Яркая политическая карьера завершилась после потери контроля над партией в 2012 году и тюремного приговора за растрату 208 тысяч евро, предоставленных партии из госбюджета. Сам факт долгого пребывания лидера Лиги Севера в центральной власти показал, что деньги и теплое местечко в Риме для некоторых представителей партии важнее, чем какие-либо идеи самостоятельности итальянского Севера.

Берлускони хвалит Босси.jpg

Берлускони хвалит Умберто Босси (в центре) во время важного голосования, 2011 год (фото - ЕРА)

Организаторы нынешних референдумов в Венеции и Ломбардии Лука Дзайя и Роберто Марони также были министрами в последнем правительстве Берлускони. Ключевыми их требованиями являются финансовые: Лука Дзайя хотел вынести на референдум вопрос о том, что 80% собранных налогов должны оставаться в регионе, однако Конституционный суд возразил против такой формулировки, которая бы поставила в затруднительное положение правительство. Таким образом, формулировка вопроса референдумов вышла крайне размытой.

53776778.jpg

Маттео Сальвини (фото - ЕРА)

Одновременно, референдумы могут создать трудности для лидера Лиги Севера Маттео Сальвини, который хочет ее сделать самой успешной правой партией Италии и ищет союзников в других регионах. На правом фланге он борется за лидерство с партией Берлускони Вперед, Италия!. Сальвини после избрания лидером в декабре 2013 года повел партию по пути евроскептицизма, требуя выхода из еврозоны, запустил сотрудничество с Национальным Фронтом Марин Ле Пен, Партией свободы Герта Вилдерса в Нидерландах, Альтернативой для Германии, и стал частым гостем Москвы. Он выступает против санкций в отношении РФ, называет ее союзником и посещал оккупированный Крым. "Я горжусь тем, что я первый европейский представитель, посетивший Крым на следующий день после (псевдореферендума, - ред.). Я постарался открыть торговые рабочие каналы для итальянского бизнеса в Крыму", - заявил он в декабре 2015 года.

Сейчас политическая карьера Берлускони подходит к концу, а его партия теряет лидерство в правом спектре. Согласно октябрьскому опросу Demopolis, Лига Севера может рассчитывать на предстоящих весной 2018 года выборах на 15,2% избирателей, а партия Берлускони - 14%. Но для того, чтобы окончательно вытеснить Берлускони на обочину, стать главной правой партией, Лиге Севера нужно избавиться от привязки только к интересам северных регионов. Похоже, что Сальвини ведет партию именно в таком направлении. Далеко не все этим довольны в его партии. Президент региона Венеция Лука Дзайя может кинуть вызов стратегии действующего лидера.

Лука Дзайя.jpg

Президент региона Венеция Лука Дзайя (фото - ЕРА)

Венецианский сепаратизм

Прошедшие референдумы, показывают, что в данный момент угрозы для целостности Италии нет, но она может возникнуть в случае ухудшения экономической ситуации и нерешенности вопросов с сохранением на местах большей части налоговых поступлений. Если в Ломбардии референдум закончился провалом из-за низкой явки, то в регионе Венеция тенденция к сепаратизму прослеживается куда больше. Хотя в регионе правит Лига Венеция - составная часть Лиги Севера, есть венецианские националисты, которые настаивают на отличиях региона от остальных регионов Севера, считают искусственной концепцию Падании и мечтают о восстановлении существовавшей в VIII-XVIII веках Венецианской республики. Не только история Венеции, но и региональный статус венецианского языка, признанного ООН и ЮНЕСКО, является фактором особого самосознания для некоторых жителей региона. Движение за широкую автономию здесь началось задолго до появления на сцене Умберто Босси - в 1980 году была создана Лига Венеция, представители которой заявили о необходимости прекратить "итальянскую колонизацию".

сторонники и противники падании.jpg

Сторонники единства Италии протестуют возле палатки сторонников создания Падании в Венеции, 1997 год (фото - ЕРА)

Время от времени в Венеции проявляют себя радикальные сепаратисты. В мае 1997 года группа венецианских сепаратистов выкатила на площадь Святого Марка в Венеции на бронированном тягаче, намереваясь провозгласить независимость. Акция закончилась провалом и тюремными сроками. В 2009 году была раскрыта вооруженная группа, которая планировала покушение на Луку Дзайя за "предательство" венецианского национализма. В апреле 2014 года еще одна вооруженная группа хотела попасть на площадь Святого Марка и провозгласить независимость, уже на бронированном экскаваторе с 12 миллиметровой пушкой. Тогда акцию предотвратила полиция, арестовав членов группы, и изъяв винтовки пистолеты и боеприпасы.

экскаватор.jpg
экскаватор.jpg

Изъятый бронеэкскаватор венецианских сепаратистов, 2014 год (фото - ЕРА)

В марте 2014 года в Венеции прошел организованный инициативной группой во главе с венецианским сепаратистом Джанлукой Бузато референдум о независимости региона. Тогда на вопрос "Хотите ли вы, чтобы регион Венето стал независимой федеральной и суверенной республикой?", утвердительно ответили 89% голосовавших при заявленной организаторами явке в 63% избирателей. Цифры явки вызвали сомнения, и после этого по заказу газеты La Repubblica социологическая фирма Demos and Pi провела опрос, который показал, что за независимость региона выступают 55% опрошенных, а против 39%.

Незадолго до того референдума президент венецианского правительства Лука Дзайя заявил о своей поддержке идеи независимости Венеции, а затем с участием всех правых партий региона начал добиваться предоставления Венеции такого же специального статуса автономного региона, которым обладают Сицилия и еще четыре региона Италии. Глава МВД Италии Анджелино Альфано тогда признал, что существует "венецианский вопрос". "Мы считаем, что Венеция может быть лабораторией для формы сильного и продвинутого федерализма… Мы не можем закрывать глаза перед подъемом ирредентизма. Ответ двойственный: усиление автономии и улучшение услуг правительства", - заявил он. Дзайя ответил министру, что "если Рим продолжит спать, неизбежно, что Венеция самостоятельно организуется".

После успешного референдума об автономии и соответствующего решения регионального совета Лука Дзайя потребовал от Рима большей автономии в 23 сферах, сохранения в регионе 90% поступлений от налогов и внесения изменений в 116 статью Конституции с определением Венеции как региона со специальным статусом. В Ломбардии требования еще обсуждают, но речь тоже идет о 23 сферах и налоговых уступках. В случае успехов переговоров с правительством, расширение автономии должны будут поддержать обе палаты итальянского парламента. Кроме того, об увеличении автономии без проведения референдума попросил центральное правительство регион Эмилия-Романья.

Хотя в северной Италии сейчас не идет речь о независимости, результаты нынешней попытки Каталонии ее получить будут иметь значение для региона и привлекать внимание местных сепаратистов. "Важно, что Каталония может стать прецедентом. От того, что удастся сделать там, зависит судьба всех остальных центробежных сил в Европе", - отмечает Екатерина Зарембо. 

Читайте также: День, когда Испания потеряет Каталонию

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.