48 часов: фильм "Элизиум", альбом Селены Гомес, книга Акунина
КИНО
"Элизиум" (США), 97 мин.
Кто: Нил Бломкамп, режиссер из ЮАР. Довольно известный 3D-аниматор. Открытие Питера Джексона. Создатель киноверсии "Властелина колец" хотел даже взять Бломкампа на работу. Тогда не срослось. В качестве извинения неудавшийся работодатель дал Нилу денег. Нил взял все: и 30 млн. "зеленых", и Джексона - на работу. На пару режиссеры сделали "Район №9", круги от которого разошлись по всей поверхности Голливуда. Нацсовет американских кинокритиков назвал ленту "одной из 10 ведущих в 2009-м". Киноакадемики заговорили об очередном прорыве независимого кино и осыпали фильм номинациями на Оскар. Правда, ни одного не дали. Эту бестактность компенсировала сборная писателей-фантастов Америки. От них Бломкапу досталась премия "Бредбери", а его фильму - народная номинация "шедевра жанра". Новая работа Нила бьет по тем же мишеням: фантастика, боевик и южноафриканская преданность социально-политическим метафорам.
Кому смотреть: поклонникам Джоди Фостер и Мэтта Дэймона. Голубоглазая легенда Голливуда и его плотно сбитое настоящее воюют не на жизнь, а на смерть. И даже хорошо смотрятся в паре. Всем, кому понравился "Район №9". У фильмов немало общего. Хотя, вопреки слухам, их сюжеты не связаны.
Что: попытка режиссера совместить поход за Оскаром с желанием не уходить далеко от своего африканского дома. Эти противоречивые импульсы нашли отражение в сюжете. Мир будущего от Бломкампа (он, кстати, и автор сценария) делит жесткая вертикаль. Вверху, в космосе, рукотворная станция "Элизиум". Рай со всеми удобствами для богатых землян, где нет места болезням и смерти. Внизу, на Земле - "нелегалы", простые смертные. Их участь - удушье, нищета, криминал и ранняя смерть.
Каждый грязный нелегал мечтает пробраться на "Элизиум" и там отмыться. А в идеале остаться. Это простые и понятные устремления на корню пресекает великолепная и грозная премьер-министр Роудс (Фостер). На ее драгоценности и деловые костюмы, видимо, ушла значительная часть 125-миллионного бюджета фильма. Образ богатой стервы с крепким телом и железными нервами у Фостер вышел на "ура". В чем, собственно, никто не сомневался. Остальной "Элизиум" тоже хоть куда. Глянцевый мейнстрим с чудодейственными СПА-капсулами и блондинками в бикини - то, чего и близко не было в "Районе N9". Чувствуется, что Нил повзрослел и понял, какие кости нужно кидать капризным киноакадемикам.
Оппозицию небожителям составляет землянин Макс (Деймон). Он только что отсидел за воровство и устроился работать на завод компании Armadyne. Макс собирает роботов-дроидов - главное оружие "Элизиума" против земных иммигрантов. Вскоре выяснится, что парень смертельно болен. Чтобы спастись, ему нужно решить проблему всех обиженных и угнетенных. С новым мозгом, накачанным необходимой информацией, и в новом костюме экзоскелета Макс отправляется на борьбу за свободу, равенство и братство.
Сквозь фантастику и спецэффекты отчетливо проглядываются язвы вполне реального третьего мира. Самые болезненные - нарывы на проблемах гетто и нелегальной эмиграции, которые Бломкамп вскрывал и в дебютной работе. В "Элизиуме" он отстаивает гражданские позиции с еще большим пафосом, под звуки мрачного футуристического саундтрека и бесперебойного экшена. Получилась драма, в которой самое страшное - реалистичность сцен, задуманных как фантастические.
МУЗЫКА
Stars Dance, CD
Кто: Селена Гомес, звезда канала Disney, подросшая до 20-летнего юбилея. Бурная актерская карьера - в диснеевских комедиях и шоу "Барни и друзья" - уже в прошлом. Теперь Селена - девушка, которая поет. И не где попало, а в собственной группе со скромным названием Selena Gomez & the Scene. Взрослый кинематограф осторожно пристреливается к юному дарованию - роли в парочке голливудских фильмов и озвучка в ленте Бессона "Артур и война двух миров" у Селены в кармане. Она закрепляет взятые позиции и знакомит с собой мир. В частности, 21 сентября Гомес посетит киевский Дворец спорта, где даст большой концерт в поддержку предыдущего альбома.
Кому слушать: всем, кто сбился с такта, потерял чувство ритма и смертельно устал от разнообразия. Гомес подлечит. Она поет, как музыкальный автомат, который заклинило на опции "поп". Тем, кто раздумывает, пойти ли на концерт Селены. Обещают песни из нового диска.
Что: чертова дюжина композиций со звонким девичьим голосом и танцевальными аранжировками. Гимн неистребимым традициям ранней Бритни Спирс и зрелой Рианны. Пластинка для взрослых посетителей Диснейленда. Результат коллективного творчества продюсеров, звукооператоров и композиторов, одним из которых едва не стала упомянутая Бритни.
В конце концов, от ее услуг отказались. Желающих поработать на Гомес хватило и без скандальной блондинки. В авторах треков значатся по 5-6 человек, один из которых сама Селена. Правда, что именно она делала, понять невозможно. Особенно, когда выясняется, что даже Love Will Remember - пронзительное посвящение ее бывшему бой-френду Джастину Биберу писали другие люди.
"You’re a sexy machine, you’re a Hollywood dream", - ключевое послание человечеству в песне Undercover. Все остальное крутится у певицы на похожих орбитах. Понятные девичьи переживания озвучены без эмоций. Вообще. В меру тренированный вокал можно было бы развернуть под любым углом - в жанре "поп" хватает возможностей для маневра. Вместо этого Селене порекомендовали оседлать три ноты и не слезать с них, что бы ни случилось.
Временами пение Гомес зачем-то прошивает электронная "заглушка". Девушка нарочито заикается под легкую гитару "типа рок". Кричит птицей под примочки "типа даб", "типа хип-хоп", "типа горячая латина" и так далее. Ничего не отвлекает от мыслей о коммерческом проекте. У которого только одна задача - сообщить миру, что девочка созрела для слова sex.
КНИГА
"Настоящая принцесса и другие сюжеты", издательство "АСТ Москва", 288 стр.
Кто: Борис Акунин, псевдоним Григория Чхартишвили, российского писателя, создателя серии бестселлеров об Эрасте Фандорине. Впрочем, романов об этом сыщике Акунин обещал больше не писать. Он сосредоточился на исторических сюжетах, выпуская книги под новыми псевдонимами. Из их числа - Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Свои литературные мистификации и прочие тайны писатель любит открывать в ЖЖ. Там у него поле для всевозможных экспериментов и мощная поддержка "Благородного собрания" самых преданных подписчиков. В 2011-м писатель начал публикацию серии "Любовь к истории". Две из четырех книг созданы по мотивам одноименного блога.
Кому читать: всем, кто давно не видел книг, от которых трудно оторвать взгляд. "Принцесса" - как раз тот случай. Обложка, как выгоревший холст, "карандашные" пометки на полях, винтажные фотографии, остроумная графика. И роскошный мелованный картон страниц, которыми невозможно порезаться, если вздумается их погладить. Содержание подстать форме: изящные исторические биографии-миниатюры. В книгу вошли избранные посты, комментарии "френдов" и опросы-"голосовалки".
Что: блог, на наших глазах уходящий в прошлое. Само прошлое в прекрасных дамах, благородных генералах, мятежных гениях и богатых раджах. Хитрый прищур автора, наводящего мосты между тем, что было, и тем, что есть. И тем, чего уже нет. Подзаголовок книги - "Россия, которую мы потеряли". Истинно акунинская фактура, которой хватило бы на десяток романов. Не хватило чего-то другого: писатель честно признается, что опубликовал прозаический шлак. Каждый сюжет - несостоявшаяся книга или сюжетная линия.
Из того, что нести неудобно, а выбросить жалко, Акунин вырастил экзотический сад. В радистке парижского "Сопротивления" он умудрился рассмотреть "настоящую принцессу", - рожденную в Кремле дочь майсурского короля. Раскопал биографию, добыл фото, поместил рядом с текстом - красиво, удобно, эффектно. Хороши истории о российско-гавайских докторах, в свое время показавших Америке загадочную русскую душу. Есть и не менее загадочные восточные принцы во главе с "Его возвышенным высочеством низамом Хайдарабадским сэром Османом Али-ханом". В конце позапрошлого века "высочество" считалось самым богатым на планете и обладало сказочными сокровищами.
"Таких людей на свете не должно быть слишком много, а то мир сойдет с ума". Автор адресует эти слова Николаю Судзиловскому, одному из упомянутых докторов. С тем же успехом их можно считать эпиграфом к каждой биографии. Большая часть книги - эдакие развивающие семечки. И пощелкать приятно, и кругозор расширить полезно. За финальную треть труда Акунина придется просто простить. Актуальная (более или менее) политика. Устаревшее интервью с Навальным. Сомнительные размышления о современности. Это не тот материал, из-за которого "Настоящей принцессе" хочется ручки целовать.
Книга предоставлена магазином "Читайка"