48 часов: фильм "Паранойя", альбом Pet Shop Boys, роман Шмитта
Молодому Лиаму Хемсворту (справа) приходится сдавать экзамен матерым Гарри Олдмену и Харрисону Форду (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"Паранойя" (США, Франция), 100 мин.

Кто: Роберт Лукетич, голливудский режиссер. Родом из Австралии. Кино снимает с детства, за что не раз получал от родины по заслугам. Фестивальные награды, стипендии и знаки отличия сыпались на вундеркинда, как австралийские дожди - по нескольку раз в год. Человек, который в ранней юности дал себе слово отметить 30-летие в Голливуде. И не какой-нибудь вечеринкой в калифорнийском сквоте, а собственным фильмом. Пацан сказал, пацан сделал. Причем на год раньше задуманного срока. Его дебютная комедия "Блондинка в законе" с актрисой Риз Уизерспун в несколько раз окупила вложенные $20 млн. На Лукетича посыпались предложения поснимать еще, чем он и занимался с 2005-го по 2009-й. Ни один из его фильмов не взорвал прокат. Лукетич расстроился, завел собаку Филипа, поселился в Лос-Анжелесе и перестал снимать. Четырехлетнее молчание вылилось в драму. С элементами корпоративного триллера и участием двух мощных голливудских стариков.

Кому смотреть: поклонникам не очень страшных триллеров и не самых динамичных сюжетов. Соль этой ленты Лукетича надо добывать из философских рассуждений. В основном, о фальшивости технологичного мира и культе усовершенствованных копий. Главная мысль картины звучит перед финальными титрами. Всем, кто хочет узнать, что за мысль, придется сидеть и смотреть.


Что: страсти по новой модели смартфона, из которых режиссер старательно лепит модный триллер. Тайная и явная война двух решительно настроенных мегакорпораций. И герой нашего времени, застрявший между ними. Это, конечно, молодой айтишник. Который лелеет в кармане любимую флешку, а в душе - грандиозные замыслы. В час X герой вооружится гигабайтами сверхсекретной информации и выйдет из тени на свет. Хватит считать его разменной пешкой технологической цивилизации. Все мы должны понять, кто сегодня хозяин мира.

Сюжет, поднадоевший в реальной жизни, Лукетич снял как драму. И раскрасил в корпоративные цвета. В отличие от Ассанжа и Сноудена, его Адам Кэссиди (Лиам Хемсворт) хочет понятных каждому землянину вещей. Сначала получить работу в крупной телекоммуникационной компании. Затем больших и легких денег. А потом спасти свою шкуру, за которую два его босса-соперника и ломаного диска не дадут. Адам с ними так не договаривался. Он всего лишь хотел украсть разработку смартфона в одной фирме, передать добычу конкурентам и получить вознаграждение. Ну и занять теплое место в красивом офисе.

Достаточно один раз посмотреть на упомянутых боссов в исполнении Гарри Олдмена и Харрисона Форда, чтобы от души пожалеть парня. В первую очередь, как актера. На фоне старых голливудских мастеров Хемсворт выглядит студентом первого курса не самого лучшего колледжа. Пара сцен, особенно в присутствии красотки Эмбер Херд, позволяют надеяться, что все у него получится. Когда-нибудь. А пока что удел Адама - оставаться иллюстрацией к нравоучительной истине. В одном советском фильме ее коротко и ясно выразил Анатолий Папанов: "А ты не воруй!".

МУЗЫКА

Electric, CD

Кто: Pet Shop Boys, английские "мальчики из зоомагазина". Мальчикам - Крису Лоу и Нилу Теннанту - уже под шестьдесят. Из них 32 года они провели в составе одного из самых популярных дуэтов прошлого века. В 2008-м Pet Shop Boys попали в Книгу рекордов Гиннесса - как группа с наибольшим количеством синглов в ТОР-40 британского хит-парада. Их "интеллектуальные танцы" и песни о главном - тот редкий случай, который способен угодить всем. Кто имеет уши, тот слышит, как Pet Shop Boys взламывают культурные коды поп-музыки и накачивают ее инородными веяниями. Кто их не имеет, танцует и смотрит яркие технологичные клипы. Из 11 студийных альбомов и 40 знаменитых синглов русскоязычной публике роднее всех песня Go West. С начала 1990-х она прочно ассоциируется с футболом. Болельщики лондонского "Арсенала" и питерского "Зенита" сочинили к этой музыке несколько комплектов слов, подходящих на все случаи спортивной жизни. А звуки гимна СССР, которыми открывается трек, по сей день являются одной из визиток группы.

Кому слушать: всем, кто уважает в Pet Shop Boys тягу к экспериментам и верность имиджу фееричных диджеев. Каждая песня на пластинке о чем-то напоминает, энергично развлекает и при этом в ней обязательно есть что-то из ряда вон.


Что: как и было обещано, "выраженная любовь к клубной культуре". Модный электронный звук тут главное - "мальчики" показывают, что стабильно в тренде и возраст им не помеха.Длинное и непонятное вступление в стартовом треке Axis ожидаемо сменяется отвязной дискотекой. С неизменными "олдовыми" темами, как в Thursday. И карнавальными блестками, вроде русского счета в песне Bolshy.

Девятка умеренно синтетических треков, которые звучат дольше, чем заявлено в плейлисте. Дуэт тоже делает больше, чем просто музыку трендового цвета "электрик". Послушайте Inside a Dream - она ярче других иллюстрирует это. Высокий и совершенно не изменившийся с годами тенор Тенната взлетает в припеве. Одним движением голосовых связок неоновый танцпол превращается в заводное ретро, которому быть главным хитом на дискотеках августа.

Одним словом, не стареют душой ветераны поп-сцены. И хорошо, спасибо, слава богу. За направление "диско", кроме них, отвечать некому. И пока это так, альбом Pet Shop Boys, напоминающий ремиксы хитов Pet Shop Boys разных лет, будет считаться хорошей новостью. А фирменная смесь иронии, меланхолии и английского юмора - непревзойденным образцом дискотечной поэзии.

КНИГА

"Улисс из Багдада", издательство "Азбука-Аттикус", 384 стр.

Кто: Эрик-Эммануэль Шмитт, писатель и философ. Человек с двойным именем, двойной профессией и двойным гражданством - бельгийским и французским. Пишет много и успешно. В начале 1990-х, как гром среди ясного неба, прогремел в качестве драматурга. Пьесу Шмитта "Посетитель", где Фрейд беседует с Богом, не ставили разве что на том свете. Ради заглавной роли в его "Загадочных вариациях" (1996) после паузы в 20 лет на театральную сцену вышел сам Ален Делон. Диалог двух мужчин, любящих одну и ту же женщину, был награжден театральной премией Мольера в трех номинациях. Тема двойственности у Шмитта, видимо, в крови. Роман "Часть другого" о двух Гитлерах (один поступает в Венскую академию изобразительных искусств, второй - не поступает) наделал много шума. А слава "лучшей работы автора" досталась "Мсье Ибрагиму и цветам Корана", написанным в том же 2001-м и экранизированным с участием Омара Шарифа.

Кому читать: всем, кто считает, что книги о человечности - это лучшие книги в мире.

Что: горестная и в то же время смешная одиссея человека по имени Саад Саад. "Что означает по-арабски - Надежда Надежда, а по-английски - Грустный Грустный". Саад родился и вырос в симпатичной арабской семье. Веселый дурдом родственников возглавлял эксцентричный папаша-библиотекарь. До случайной американской пули, изменившей счастливую жизнь героя.

"Что, сын мой, подобно божественному Улиссу, дрожишь, встречая розовоперстую Эос?". "Что папа?". "Задницу не отморозишь - в пять утра?". Воспитательным беседам отца с сыном не в состоянии помешать даже смерть первого. Папа считает гомеровскую "Одиссею" учебником жизни. И с того света читает отпрыску лекции. А Саад сдает экзамены, проверяя книжную премудрость на собственной шкуре.

Без денег и документов юноша идет из Багдада в Лондон. Мечтает о демократии, сытости и детективах Агаты Кристи. Большую часть пути он проводит в адском положении нелегала. Во встреченных циклопах, цирцеях, сиренах и философах измученный Саад ищет человека. Все равно какой национальности. И без разницы - в каком статусе. С этим сложно. И не только в Ираке, как наивно полагал "Улисс из Багдада".

Если долго смотреть на араба, араб начинает смотреть из тебя. Короткое романное время Шмитт проживает в лице восточной национальности. В его глазах Запад отражается так, как очень старается нигде не отражаться. Желание успешного писателя-европейца посмотреть на "опостылевших нелегалов" с другой, непопулярной стороны - вклад в копилку человечности. Дефицит которой ощущает не только его герой. И не только в выдуманном мире.

Книга предоставлена магазином "Читайка"