72 часа: фильм "Мерзлая земля", роман Дэна Брауна "Инферно"
КИНО
"Мерзлая земля" (США), 105 мин.
Кто: режиссер Скотт Уокер, 42-летний земляк главной достопримечательности Новой Зеландии - создателя кинотрилогии "Властелин колец" Питера Джексона. Уокеру на роду написано пребывать в тени не только у Джексона, но и у певца-однофамильца, участника группы The Walker Brothers. Что вполне объяснимо - до "Мерзлой земли" в фильмографии Уокера значится лишь одна короткометражка. Остается загадкой, как режиссеру с таким скромным багажом удалось заполучить для своего дебюта 27-миллионный бюджет и таких голливудских зубров, как Николас Кейдж и Джон Кьюсак.
Кому смотреть: всем, кто убежден, что одно присутствие в кадре Кейджа и Кьюсака - знак качества и гарантия зрелища. Тем, кто давно ждал, чем закончится попытка Кьюсака дважды подряд войти в одну реку. В прошлом году на экраны вышел "Газетчик", где актер сыграл сексуального маньяка. Тем, кто из всех видов искусств важнейшим считает полицейские триллеры с откатанными сюжетными схемами. Тихий маньяк со шкафом, набитым скелетами убитых девушек. Последнее дело честного копа перед пенсией. Один против всех. Чего еще желать для тихого зрительского счастья.
Что: история, основанная на реальных событиях. В начале 1980-х на Аляске объявился маньяк, жертвами которого стали десятки женщин.
Полицию наводит на убийцу 17-летняя проститутка Синди Поулсон (Ванесса Хадженс), которой чудом удалось спастись. По ее словам, маньяка зовут Роберт Хансен (Кьюсак). Он примерный семьянин, муж богобоязненной жены и отец двоих детей. На жизнь зарабатывает в пекарне, а свободное время посвящает охоте. Само собой, на молодых женщин, которых похищает, насилует и убивает. Прямых улик нет (кроме, разве что, нервного тика), а поверить в то, что этот очкарик Хансен и есть маньяк, никто не готов. Разве что полицейский Джек Хэлкомб (Кейдж). Он совсем было собрался на пенсию - но тут подвернулся удачный случай себя показать.
Главный недостаток фильма Уокера - ощущение, будто в очередной раз слушаешь одну и ту же историю, в которой давно знакомы все ходы и выходы. Из неожиданностей - разве что появление в кадре одного из продюсеров фильма. Рэпер 50 Cent (Кертис Джексон) сыграл сутенера в шубе.
МУЗЫКА
Ukok live, CD
Кто: "Рада & Терновник", российская рок-фолк-группа, появилась в Москве в 1991-м. К ее рождению и старту приложился чуть ли не весь цвет русскоязычного андеграунда. Журналист Сергей Гурьев, артист Петр Мамонов, звукорежиссер Антон Марчук, художник Василий Гаврилов - люди, взявшие под крыло Раду Анчевскую. Девушку с голосом в три с половиной октавы и взглядом набирающей силу ведьмы сразу выпустили на солидные фестивальные сцены. Рада не подвела. Через 20 лет после первого выступления на международном рок-фесте в Новосибирске она все еще лицо российской контркультуры. И фронтвумен одной из самых интересных этнических групп.
У команды два состава (электронный и акустический), около двух десятков альбомов и бездна проектов. С Радой сотрудничают легенды русского рока вроде флейтиста Олега Сакмарова и саксофониста Сергея Летова. Горловое пение, огонь, вода и ритуальные трубы - популярные элементы в музыке "Рада & Терновник". Верность звучному язычеству - пожалуй, самая яркая ее черта.
Кому слушать: всем, кто согласен "слышать в человеческом голосе магический инструмент". Главный маг пластинки - алтайский кайчи (сказитель) Ногон Шумаров со своим горловым пением, варганом и топшуром. Анжела Манукян отвечает за славянские наговоры, а Рада - за свои слова о том, что "только звуком голоса можно перенести человека в иное пространство".
Что: записанная в студии и выложенная в сеть для бесплатного скачивания часть проекта по спасению Укока. Это сакральное горное плато на границе России и Китая. Газпром хотел ударить газопроводом по алтайской святыне. "Рада & Терновник" возмутились и пошли с протестными концертами по всей Руси. Газпром с Укока ушел. Музыка осталась.
Рада на Укоке не была. И бывать не собирается. Алтайские святые духи ей не родственники и даже не соседи. Женщине неприятно, что в священном для кого-то месте будет идти строительство и подвешиваться грузы. По этому поводу, как и по многим другим, она спела фантастическую "Folk Metal Post-Industrial" музыку. Способную показать русский фолк с невероятной стороны.
Диск стартует с головой отрыжки Шумарова, напоминающей усталое "о-о-о-ой". Почти полтора часа что-то подобное будет вклиниваться в голосовую мистерию солистки. Ближе к финалу звучит номер кайчи "Колыбельная". Это единственная песня, которую невозможно слушать. Если вы не фанат двухструнного алтайского топшура и тусклого мужского бормотания, композицию можно пропустить. Остальной космос из фирменной басовой гитары, низких ударных и настойчивых перкуссий нужен для того, чтобы оттенить солнце.
Солнце - это Анчевская. Такая разная, что если бы не картавый "р", узнать ее было бы непросто. Песню "Чудо чудное" поет почти басом, спускаясь в "низкие небеса". В композиции "Холодно" набирает высоту и пищит комаром под синтезатор и камлания Шумарова. Отжигает по нескольким октавам в роковой "Саламандре". Трепещет на боевом ветру акустической "Огнем и мечом". Опутывает энергетическими волнами, оглушает низкими частотами, ослепляет вокальными вспышками, убивает безнадежной тоской, оживляет святой водой. И, в конце концов, заставляет сильно пожалеть о том, что не довелось попасть на концерт. Из фолка и рока Анчевская вырастила уникальный театр песни. Который много теряет без личного присутствия своей создательницы.
КНИГА
"Iнферно", издательство КСД, 608 стр.
Кто: Дэн Браун, американский писатель из штата Нью-Гэмпшир. Дипломированный искусствовед и потомственный музыкант. В свое время делал карьеру в Голливуде - в качестве учителя младших классов. Поработав пару лет в школе Беверли Хиллз, уехал на родину преподавать языки. Полученный опыт жизни на Холмах и жену-искусствоведа толково вложил в литературный бизнес. Первая книга супругов Браунов "187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин" попала в бестселлеры 1995 года. Воодушевленный Браун стал строчить толстенные романы. После "интеллектуального детектива и триллера" "Код Да Винчи" превратился в самого популярного поп-историка современности. Две из шести книг Брауна экранизированы Роном Ховардом. В обоих лентах снялся Том Хэнкс. Кино шло с оглушительным успехом и обеспечило безбедное настоящее автору первоисточника. Видимо, настало время позаботиться о будущем.
Кому читать: всем, кому не все равно, что Sony Pictures выпустит на экраны 18 декабря 2015 года. Телекомпания взялась за экранизацию "Инферно" с Ховардом и Хэнксом. Всем, кто соскучился по Флоренции. Во многом книга Брауна - подробный городской путеводитель.
Что: итальянские приключения американского профессора Роберта Лэнгдона. Для начала он теряет память и оказывается во Флоренции. За ним охотятся спецслужбы, боевики и дама в черном. Профессор не помнит почему, но принимает вызов. Дальнейшее утопает во мраке преследований и бегств, с перерывами на утоление искусствоведческой жажды автора. По ходу нереально громоздкого сюжета Лэнгдон рассказывает все, что знает о садах Боболи, коридоре Вазари, скульптурах Микеланджело, а также Данте Алигьери. Адская часть его "Божественной комедии" - метафора почти ко всему, что описано в книге.
То, что Браун излагает глобально и с любовью к конспирологии, давно не новость. В "Инферно" он окончательно сорвался с цепи. Схватившись за угрозу перенаселения планеты, писатель понастроил вокруг нее тьму болезненно-витиеватых декораций. К середине книги возникает острое желание выяснить, кто тут окончательно рехнулся. Врачей, кстати, в романе больше, чем достаточно. Каждый - готовый герой для второсортного голливудского хоррора или фильма-катастрофы.
В периоды творческих кризисов Дэн висит вниз головой в спортзале собственного дома. Это его признание, сделанное накануне выхода "Инферно", кое-что объясняет. Например, внезапную перестановку сюжета с ног на голову во второй части романа. Остальное - включая вызывающе нелогичный финал - видимо, от перенаселения идей в одной писательской голове.
Книга предоставлена магазином "Читайка"