Газовое ускорение. Украина пытается оторваться от России
Вчера Верховная Рада отложила рассмотрение законопроекта по реформированию нефтегазового сектора Украины после того, как оппозиция заблокировала трибуну с требованием снять вопрос с повестки дня.
Проект спорного закона предлагает наделить Кабинет министров полномочиями по реформированию НАК Нафтогаз Украины, в том числе снять запрет на распоряжение основными фондами Нафтогаза. Кроме того, правительству разрешается реорганизация государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта.
По словам авторов документа, цель законопроекта - разделение функций добычи, транспортировки и реализации газа в связи с требованием Европейской энергетической хартии, которую Украина подписала в ноябре 2010 года. Также отмечалось, что принятие закона необходимо для создания газотранспортного консорциума по управлению ГТС.
Тут стоит отметить, что в главном научно-экспертном управлении Верховной Рады в замечаниях к законопроекту напомнили: Нафтогаз входит в перечень объектов, которые не подлежат приватизации. А передача имущества компании другим юрлицам, которые создаются на базе его имущества, фактически означает, что оно может быть приватизировано.
В рядах оппозиции идея нефтегазовой реформы вызывает много вопросов, и ответы она хочет слышать лично от президента. Одна из причин - в оппозиции считают, при нынешней власти любые манипуляции с газотранспортной системой Украины приведут к тому, что она будет отчуждена и передана российскому Газпрому. Однако Виктор Янукович пока, судя по всему, не готов отвечать на вопросы политических оппонентов.
Впрочем, в провластном большинстве в принципе к теме реорганизации нефтегазового комплекса относятся намного проще. Так, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что проект закона по реформированию комплекса непринципиальный, и его можно принять позже. Уточняя по просьбе журналистов, почему это непринципиальный вопрос, ведь речь идет о возможности приватизации украинской ГТС, Ефремов отметил, что Украина подписала Европейскую энергетическую хартию, в соответствии с которой взяла на себя обязательство разделить сферы транспортировки, добычи и продажи газа.
"Это зафиксировано как одно из требований во всех наших европейских документах. Если представители оппозиции против того, чтобы мы выполняли документы, которые мы подписываем с коллегами из Европейского Союза, пусть они открыто скажут... Для нас не принципиально, когда он (законопроект, - ред.) будет рассматриваться. Сегодня - мы готовы сегодня его рассмотреть, в четверг, что, скорее всего, будет, - значит, будем рассматривать в четверг", - сказал Ефремов.
Однако рассматривать будут не в четверг, а в пятницу. Так вчера решил спикер парламента. В ходе заседания оппозиционеры окружили президиум и трибуну Верховной Рады, как только Владимир Литвин объявил рассмотрение нефтегазового законопроекта. Чтобы снять напряжение, спикер предложил перенести вопрос на 16 марта и предварительно заслушать профильного министра Юрия Бойко. В результате такое решение поддержали 373 карточки народных депутатов.
Рассмотрение документа переносится уже не первый раз. Парламентарии планировали рассмотреть данный законопроект еще в начале года, но тогда этот вопрос был отложен до завершения переговоров с Газпромом.
Кстати о Газпроме. Вчера в информационном поле снова появилось напоминание о том, что Украина может решить газовый вопрос с Россией в Стокгольмском арбитраже. Однако украинская сторона продолжает настаивать, что суд - мера крайняя. "Судебное разбирательство - это уже последний метод разрешения споров, и украинская власть рассчитывает на то, что мы сможем договориться, ведь договор - это всегда согласие двух сторон. Ресурс переговоров не исчерпан", - заявил представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко.
Эксперты такое мнение разделяют, поскольку считают, что, несмотря на то, что Украина имеет шансы выиграть судебный процесс против Газпрома в Стокгольмском арбитраже, подавать иск пока не стоит. Хотя бы потому, что Россия на иск ответит масштабной торговой войной, к которой наша страна пока не готова. Поэтому сначала лучше попробовать договориться мирным путем. Поэтому, как сказал премьер-министр Николай Азаров, Украина продолжает надеяться, что Россия пойдет на компромисс в газовых переговорах.
Правда, эти надежды не мешают украинскому руководству продолжать поиски альтернативных источников газа. Один из таких альтернативных источников - Туркменистан. По словам главы Минэнерго Бойко, Киев продолжает переговоры с Ашхабадом о возможности прямых поставок туркменского газа.
Вчера эту тему не обошли вниманием и главы обоих государств. В ходе встречи президент Янукович заявил своему туркменскому коллеге Гурбангулы Бердымухаммедову, что "Украина готова рассмотреть любые ваши предложения, которые являются для вас приемлемыми в плане транспортировки газа".
Вариант хороший, особенно с учетом того, что Туркмения сама ищет способы диверсификации поставок газа, дабы хотя бы немного ослабить давление Газпрома. Поэтому Украина со своей ГТС придется тут очень кстати. Но есть одно "но". На данный момент транзит туркменского газа по украинской газотранспортной системе возможен только при участии российского Газпрома, которому вряд ли интересен такой вариант развития событий. Особенно если учесть не самую позитивную динамику развития украино-российских отношений в последнее время. Впрочем, если верить официальным заявлениям, украинская сторона попробует уговорить Москву возобновить поставки туркменского газа. Правда, на какой именно стадии находятся эти попытки - не уточняется.
Еще один газовый вопрос, который, по последним данным, Украина пытается решить без участия российской стороны - модернизация ГТС. В частности, в конце февраля Минэнерго и Нафтогаз провели переговоры с немецкой AEG о поставке оборудования и содействии в привлечении 400 млн. евро.
В переговорах участвовали представители Deutsche Bank и Landesbank, предложившие профинансировать переоборудование компрессорных газоперекачивающих станций в том случае, если оно будет осуществляться компанией AEG. При этом источник в Минэнерго уточнил, что переговоры с AEG носят предварительный характер. "Нам все равно придется проводить тендер, в ходе которого мы выберем наилучшее предложение. Но поскольку совместный проект с AEG позволяет не только сменить оборудование, но и найти необходимое для этого финансирование, думаю, у немецкой стороны есть хорошие шансы на победу в тендере", - пояснил он.