Тимоти Фэрбэнк - научный сотрудник одного из ведущих аналитических центров США - Атлантического совета, эксперт по американской внешней политике в отношении постсоветских стран. В 2008-2016 годах он был управляющим директором консалтинговой компании Development Transformations, которая осуществляет ряд программ по помощи странам, где происходит транзит к демократии, а до этого несколько лет работал в программах National Democratic Institute for International Affairs в Украине, Грузии, Молдове и Казахстане. В интервью LIGA.net Тимоти Фэрбэнк рассказал о важности успеха Украины в борьбе с коррупцией для отношений с США, восприятии в Вашингтоне нынешнего политического кризиса в Украине и роли в нем экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, а также о вероятности предоставления Украине американского летального оружия.
- Ваше первое знакомство с Украиной произошло 15 лет назад и с тех пор вы неоднократно посещали страну. Как вы оцениваете прогресс Украины после Евромайдана на пути к тому, чтобы стать полноправным участником евроатлантического сообщества?

- Прежде всего, важно, что сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, но нужно еще очень многое осуществить. Вы помните, что на форуме Ялтинской Европейской стратегии в сентябре у президента Порошенко спросили, когда же будет создан Антикоррупционный суд. У меня к нему такой же вопрос. Также никто из преступников, против которых были протесты на Евромайдане, не оказался в тюрьме. Нет последствий и для тех людей, которые совершали убийства в это время.

Коррупция в Украине доходит вплоть до высокого уровня руководства - это большая проблема. Все об этом на Западе знают, об этом прекрасно осведомлен бизнес за границей, и поверьте - имидж Украины от этого очень страдает. И если Украина хочет сблизиться с ЕС, получать финансирование от МВФ, нужно намного больше сделать в борьбе с коррупцией.

- Вопрос создания Антикоррупционного суда является ключевым для будущего отношений Украины и США?

- Да. США поддерживают его создание. Но только создания Антикоррупционного суда мало. Нужно больше прозрачности в системе закупок, создание сильной коалиции организаций гражданского общества, которая сконцентрируется на антикоррупционной борьбе. Честно говоря, я оптимист и думаю, что у украинцев в этом вопросе все получится.  

- Однако пока что борьба с коррупцией многим украинцам представляется провальной. А может ли отсутствие успехов в борьбе с коррупцией привести к тому, что наши партнеры на Западе прекратят оказывать помощь Украине? Например, могут ли США прекратить военную помощь Украине, а МВФ - финансовую?

- Если честно, за последние 25 лет в отношениях США и Украины были куда более сложные моменты, и раньше в вопросах борьбы с коррупцией ситуация была намного хуже. Кроме того, при Кучме и Януковиче Украина получала кредиты МВФ, хотя не выполняла какие-то антикоррупционные критерии. 

Я думаю, что вопрос поставки оружия Украине не будет связан с успехом борьбы с коррупцией или созданием Антикоррупционного суда. За последние два года выросла двухпартийная поддержка поставки оружия Украине и со стороны демократов, и со стороны республиканцев. И в этом вопросе я оптимист. Украина нуждается в Javelin и других видах оборонительного вооружения, и в США много людей, включая меня, считают, что она должна получить это оружие.

Американский Конгресс проголосовал за предоставление Украине оружия. Резолюция Конгресса, выступающая за вооружение Украины, наряду с про-украинскими рекомендациями, сделанными большинством видных американских экспертов и бывшими послами США и аналитическими центрами, выступающими за эту позицию, прямо повлияла на самых важных чиновников Белого дома, Государственного департамента, Министерства обороны и других ведомств.

Множество ключевых экспертов в Атлантическом совете находятся в авангарде, убеждая людей, которые принимают решения, занять позицию предоставления Украине летального оружия. Это будет действие, которое заставит Россию остановить свою агрессию во всем регионе, чтобы россияне даже не думали сунуть свой нос в страны Балтии.

- Сейчас Украина находится в ситуации политического кризиса, вызванного лишением гражданства экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, на 7 ноября его сторонники запланировали очередную большую акцию протеста у парламента. Может ли скандал с лишением гражданства этого политика повлиять на отношения Украины и США? Его сторонники говорят, что у Саакашвили есть влияние если не на администрацию Трампа, то по крайней мере на часть американских политиков.

- Я не согласен с этим. Люди в Украине переоценивают влияние и имидж Саакашвили, которые он имеет в США. Возможно, он имел доверие у людей из администрации Буша-младшего. Но среди людей, которые работают сейчас, у него нет хорошей репутации. Он потерял доверие и уважение у многих людей в Вашингтоне.

- Почему?

- Он прекрасный политик и популист, с большой харизмой. Но его поведение в конце его президентского срока и после завершения полномочий свидетельствует, что он больше заинтересован в личном пиаре, привлечении через СМИ интереса к своей персоне, чем в реальной работе.  

- В то же время у Саакашвили были совместные проекты с Дональдом Трампом, когда он был бизнесменом…

- Да, но это проекты, которые так и не были реализованы. Это нормально для людей, работающих в сфере недвижимости, общаться с лидерами иностранных государств, а Саакашвили, в свою очередь, всегда привлекали большие имена. Но уверяю, такие проекты не могут быть причиной для большого уважения к экс-президенту Грузии в США.

- Сейчас между украинскими политиками-популистами де-факто существует альянс. Мы его увидели, когда Саакашвили пересекал границу Польши с Украиной. Экс-президента Грузии поддержали Юлия Тимошенко и мэр Львова Андрей Садовый. Может ли такой альянс получить доверие в Вашингтоне на фоне провалов нынешней украинской власти в борьбе с коррупцией?

- Если честно, то, что произошло на границе, выглядит как цирк. Правительство это не показывает с лучшей стороны, а Саакашвили вообще выглядит как актер в этом цирке. Меня не удивляет, что популисты создали альянс. И в Европе, и в США мы видим рост влияния правых популистов. И я уверен, что это не то направление, в котором должна развиваться моя страна, и Украина тоже.

Могу заверить - США будут работать с любым законно избранным будущим лидером Украины. Однако если три вышеуказанных политика будут провоцировать какое-либо восстание, то реакция будет негативной. США заинтересованы в стабильной Украине, а не в движении популистов, которое несет дестабилизацию.

Сейчас очень важное время - несмотря на проблемы с войной в Донбассе, аннексией Крыма, нужно двигаться вперед. Были две революции, и я думаю, этого достаточно. Нынешний президент должен выполнить обязательства, бороться с коррупцией, провести пенсионную, аграрную реформу и так далее. Сейчас - время возможностей для Украины. У вас есть поддержка США и ЕС и нужно ею воспользоваться. Порошенко должен менять страну, реагировать на вызовы.

- Если и дальше будет такая провальная борьба с коррупцией, отсутствие прогресса в уголовных делах, в том числе относительно людей, связанных с окружением президента, США могут ввести санкции против Порошенко и его окружения? Это реалистичный сценарий?

- Я не считаю, что это реалистичный сценарий, или, по крайней мере, я надеюсь, что не дойдет до задействования такого рычага. Тем не менее, я считаю, что США и Европа будут продолжать повторять заявления о важности борьбы с коррупцией. В конце концов, борьба с коррупцией в интересах Украины.

Интервью подготовлено при содействии Института мировой политики и посольства США в Украине в рамках празднования 25-летия установления дипломатических отношений

Читайте также: Николай Воробьев: Вежливый отказ: Почему США пока не поставляют летальное оружие Украине

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.