Глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский в интервью ЛІГА.net рассказал, смогут ли демократические силы изменить многолетний расклад в регионе и кто сорвал выборы в Мариуполе и Красноармейске.

- Смогут ли эти местные выборы изменить политический расклад в Донецкой области, которая, как вы говорили в предыдущем интервью ЛІГА.net, полностью контролируется финансово-промышленными группами?

- Должны изменить. Я тут больше четырех месяцев. Что же я эти четыре месяца тогда делал?

Сегодня видно по предварительным результатам - по большинству районов демократическая коалиция будет контролировать местные советы. Кроме Артемовского района. В Артемовском районе есть проблемы, там Оппоблок может сформировать большинство единолично. В Мариуполе и Красноармейске выборов пока нет, но будут, я думаю, мы там поработаем. По Угледару побеждает руководитель военно-гражданской администрации Силыч. По Новогородовке - Билецкая, которая тоже в принципе в этой части работает, в фарватере президентской политики. Собственно, на сегодняшний день при поддержке Нашего края шел Гнатенко по Дружковке, Ремизов по Селидово. Очень тяжелый второй тур на выборах мэра получаем в Краматорске. Есть проблемы по Славянску, поскольку представители Оппоблока победили на выборах. Но две трети территориальных громад на самом деле будут продемократическими.

- Это если представители демократического лагеря договорятся о большинстве.

- Что значит "если договорятся"? Договорятся.

- В Краматорске и Славянске на выборах городских советов на данный момент лидирует Оппоблок - более 50%. Чем вызвана такая высокая поддержка?

- По Краматорску ключевой вызов - это Скударь (экс-регионал, президент ПАО Новокраматорский машиностроительный завод, - ред.), который взял под свою эгиду Оппоблок. Он работал системно, как всегда, и, собственно, ему не смогли противодействовать. Например, перед выборами они приняли решение о доплатах до 300 грн. Это фактически опосредствованный - и ненаказуемый - подкуп людей. Второй вопрос - все сотрудники НКМЗ были разбиты на сотни и десятки, контролировали их посписочно, кто пошел на выборы, а кто не пошел. То есть они смогли мобилизовать тех, кто в принципе на его предприятии и кто зависит от него в материальном плане.

В Славянске, к сожалению, демократические силы не смогли найти лидеров, которые объединили бы всех и показали совсем другой алгоритм работы и перспективы. А поскольку перспектив нет, избиратели проголосовали за понятное им прошлое.

- Проходят ли в районах, городах Донецкой области во власть откровенные сепаратисты? Как вы с ними будете налаживать связь?

- Да, на сегодняшний день Аксенов проходит в мэры Доброполья. Но, в принципе, это не я с ними, это они со мной должны налаживать связь. Я же от них не собираюсь требовать чего-то, что выходит за пределы Конституции и законов. Есть Украина, есть законы Украины, и к ним  будет единственное требование - их выполнение.

- Почему были сорваны выборы в Красноармейске и Мариуполе? Кто виноват?

- Причина в том, что Оппоблок и человек, который за ним стоял в городе - Ринат Ахметов, ужасно боялся, что его кандидат не победит на выборах в Мариуполе. И не все будет хорошо с контролем над местным советом. И они пошли, я считаю, совместно с ЦИК, путем беспредела: ЦИК заменил избирательную комиссию, работал недоформированный избирком из 11 человек, 5 человек от демократических сил не были делегированы. И эта комиссия большинством из 7 человек приняла решение о размещении ТИК в помещении Метинвеста и о печати бюллетеней в типографии, контролируемой Метинвестом. Когда была доукомплектована комиссия, и люди поняли, что могут высказывать свою точку зрения, свои принципы, что их не будут преследовать - они показали, что "хозяина" в Донбассе нет. 

Выборы никто не срывал, но это был щелчок по носу тем, кто живет прошлым: нет ситуации, как раньше, когда и экономическая, и политическая, и силовая власть в одних руках. И это очень хорошо для развития гражданского общества

Есть много намеков по поводу того, что выборы в Мариуполе сорвал руководитель Донецкой областной военно-гражданской администрации. Я их не срывал. Но был другой вариант: снова позволить представителям Рината Ахметова делать все, что они хотят. Тогда можно было бы, чтобы выборы состоялись. Если это устраивает общество, то можно было так и сделать. Вчера на одном из эфиров некий эксперт Бондаренко (политолог Кость Бондаренко в эфире канала 112, - ред.) заявлял, что я сорвал выборы. Я у него спросил: безопасность обеспечена? Обеспечена. Нарушения общественного порядка были? Не было. Подкупы и давление на избирателей были? Не было. Что еще я должен был обеспечить? Я что, должен был пытать членов ТИК? Какие у меня есть законные полномочия, чтобы заставить членов ТИК идти вопреки своему мировоззрению? Выборы никто не срывал, но это был щелчок по носу тем, кто живет прошлым: нет ситуации, как раньше, когда и экономическая, и политическая, и силовая власть в одних руках. И это очень хорошо для развития гражданского общества.

- Некоторые эксперты высказывают противоположное мнение: что выборы в Мариуполе сорвала власть по причине низких рейтингов президентского блока, чтобы не сдавать ключевой город.

- Мне больше всего нравится, когда люди не выезжают с Печерских холмов и оценивают ситуацию здесь. У нас много великих политиков, которые не ездят дальше Киева, но знают, что делать, как делать и чего не надо делать. На самом деле для того, чтобы понять ситуацию, надо не между чашечками кофе комментарии давать и рекомендации, а углубиться в ситуацию. Интересная позиция, особенно у тех, кто называет себя демократами.

Вчера один такой демократ рассказывал, что это руководитель военно-гражданской администрации сорвал выборы. Я ему написал: "Ты засранец. Приедь сюда и посмотри". Сегодня люди не хотят углубляться, судят обо всем поверхностно. И самое страшное, когда поверхностно ситуацию оценивают те, кто называет себя демократами. Ситуация очень непростая. В Донецкой области - это не одноуровневый и даже не двухуровневый, а очень запутанный клубок проблем. Тут штампами и клише оценивать ситуацию так, как в Тернополе или Житомире, невозможно. Тут борьба с совком. В большинстве областей совок уничтожен. А тут - совок. И многие из экспертов дают оценки, не понимая проблем Донбасса. Ничто же не мешает хотя бы позвонить мне и спросить: "Павел, а какая твоя позиция?".

- Что с Красноармейском? Почему выборы не состоялись?

- Все очень просто. Умудрились в названиях 12 партий сделать 10 ошибок.

- Специально - или так вышло?

- Я думаю, так вышло. Просто не заморачивались. Всегда и так проходило, и все нормально было. За полдня до голосования принимают решение печатать бюллетени не на государственном полиграфическом предприятии, а на ФОПе. А у них даже нет клише. Они просто сканировали бюллетени и перепечатывали. Один из кандидатов в депутаты подал в суд. А суд принял решение не выдавать бюллетени. Охендовский издает решение Центральной избирательной комиссии провести выборы. Но ЦИК не может быть выше суда. У Охендовского и ЦИК была возможность обжаловать в Апелляционном суде, такие решения принимаются неотложно. А тут называется: вы так хотите, как я вас боюсь. Охендовский не шел по букве закона. Он просто делал голословные заявления, и все.

- Почему команда президента его не заменила? Уже год как состав ЦИК должен быть заменен.

- Мне сложно сказать, я не депутат парламента. И я не работаю в Администрации президента.

- Когда должны состояться выборы в Мариуполе и Красноармейске?

- Выборы состоятся, как только это будет возможно. Не предусмотрено в законе о выборах изменение даты голосования. Выборы назначены на последнее воскресенье октября - тогда и должны состояться. Поэтому Верховная Рада должна объявить новые выборы. После этого голосование может состояться не ранее чем через два месяца.

- То есть до Нового года не успеваем?

- Не может превалировать политическая целесообразность над законом. Или мы исповедуем закон, или, как в том анекдоте: или крест сними, или трусы надень.

Следите за выборами: Местные выборы в Украине 2015. LIVE

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.