"Не могу работать в одном комитете с Фарион - поэтому переехал", - говорит внефракционный депутат Олесь Доний, объясняя, почему сменил парламентский комитет по образованию на комитет по вопросам культуры и духовности. В интервью ЛІГАБізнесІнформ диссидент оппозиции  рассказал о работе Рады VII созыва. Он считает, что Свобода в парламенте дискредитирует украинское движение, Яценюк зарабатывает деньги, а партия УДАР - политический недострой. По мнению Дония, на выборах-2015 оппозиция обязана выдвинуть единого кандидата уже перед первым туром, а на довыборах в скандальном киевском 223-м округе он поддержал бы Юрия Гримчака.

- После выборов-2012 в начале работы нового созыва Рады вы говорили, что смотрите в будущее со сдержанным оптимизмом. Что можете сказать теперь - спустя год работы?

- Я на протяжении года несколько раз выступал с призывами о создании единого надфракционного оппозиционного объединения, куда бы вошли все депутаты от УДАРа, Свободы, Батькивщины и внефракционные - по образу Народной Рады 90-го года. Мы бы набрали не меньше 180 депутатов. Также необходимо было формировать движение за пределами парламента, к которому бы присоединились непарламентские партии оппозиции, общественные организации и отдельные граждане. Целый год я это предлагал, пока не понял, что лидеры оппозиционных фракций не заинтересованы в такой работе. Учиться демократии очень тяжело, и потому все хотят руководить партиями вождистского типа.

Оптимизма стало еще меньше, когда я увидел, что даже те, кого мы считаем оппозиционерами, не факт, что вообще заинтересованы в победе оппозиционных сил.

- Кого вы имеете ввиду?

- Все больше у меня  возникает вопросов по деятельности некоторых известных деятелей Свободы, которые агрессивно ведут себя не столько по отношению к власти, а скорее по отношению к национал-демократам и известным украинским интеллектуалам и писателям. А некоторые их действия вообще направлены на дискредитацию украинского движения, и это чем дальше, тем заметнее. Поэтому не факт, что с такими людьми вообще стоит объединяться.

- Свобода сотрудничает с властью?

- Не знаю. Очевидно, власти выгоднее всего допустить Тягнибока во второй тур президентских выборов, потому что согласно социологии тогда Янукович гарантированно побеждает. Сценарий власти под условным названием "фашизм-антифашизм" также не вызывает сомнений.

- Для того, чтобы вывести во второй тур Тягнибока, власть должна поддерживать Свободу на старте.

- Это непростая задача. Тем не менее, когда случается такое вроде бы актуальное и патриотическое действие как разрушение очередного памятника коммунистическому монстру, то к этому приковано внимание всех провластных каналов. Как к самому главному событию недели.

Власть заинтересована в распространении агрессии в политике. Именно тогда можно сыграть на старых советских штампах и разыграть схему "фашизм-антифашизм".

Акции Свободы типа "Умань без хасидов" подыгрывают этому сценарию. Да еще  дискредитируют в глазах Европы украинское национальное движение. Культурный уровень политики в Украине должен прогрессировать, а он не улучшается со временем, а наоборот, ухудшается.

- Свобода вас тоже не особо жалует. Например, говорят, что вы пиаритесь на теме добычи сланцевого газа в Прикарпатье вместо того, чтобы помогать общине области.

- Так может говорить Мохник (замглавы партии Свобода, - ред.), просто потому, что он вообще не разбирается во многих вопросах. Он говорит, что я требую повышения процента дохода от добычи сланцевого газа для бюджета области, и тем самым пиарюсь. А на самом деле мы настаиваем, чтобы эти деньги шли не только области, но и тем районам (в частности и Городенкивскому), в которых будет производиться добыча. Потому что область большая, и облсовет может перераспределить деньги так, что непосредственно та община, на территории которой проводятся работы, ничего не получит. Поэтому мы предложили четкий алгоритм: часть средств - в областной бюджет, а часть - в бюджет тех районов, где непосредственно будет идти добыча.

- Единственный, кто выигрывает от ваших конфликтов в оппозиции - Янукович.

- Я не уверен, что некоторые руководители в Свободе - это реальные союзники по оппозиции. То есть, формально, они не во власти, но фактически опасности для оппозиционного движения от этих людей исходит все больше. В частности, во время моих поездок в Кировограде, Чернигове, Житомире, мне приходилось слышать от людей, что "приезжают свободовцы, и критикуют не власть и Януковича, а Дония". Видимо, они от кого-то получают такое задание. Более полугода назад на одной из телепрограмм у Шустера, когда я резко подверг критике действия Януковича, после программы ко мне подошли Мирошниченко и Мохник и сказали, что "объявляют мне войну" и "руки не подадут". И воюют. Но посмотрите перечень тех, с кем еще воюют лидеры Свободы: бывший политзаключенный, проректор Украинского католического университета Мирослав Маринович, интеллектуалы и журналисты Вахтанг Кипиани, Тарас Возняк, Остап Кривдик, писатели Юрий Винничук, Юрий Андрухович. Так что я попал в неплохую кампанию "врагов".

- Вы собирались присоединиться к фракции УДАР, но до сих пор остаетесь внефракционным. Почему?

- Я не говорил нигде, что "присоединюсь", я говорил, что "рассматриваю возможность присоединения". УДАР - самая адекватная фракция. Единственная фракция, с которой я сотрудничаю. Кличко - единственный из лидеров фракций, с которым легко можно обсудить любой вопрос. Кстати, он без мании величия.  Тот же Яценюк, например, я вообще не знаю, способен ли он на равных говорить с депутатами. Разве что с олигархами...

Но в то же время у УДАРа много проблем на региональном уровне. Это заметно. 

В других фракциях, кстати, тоже много адекватных, идейных и действенных депутатов, с кем можно нормально сотрудничать: это Бенюк в Свободе, Кириленко, Медуница, Павловский, Зубко, Бондаренко, Арьев, Стець, Бригинец и другие в Батькивщине. И в среде внефракционных все более заметно нормальное общение.

- Батькивщину испортил Яценюк?

- Там проблема глубже. Очевидно, что структура, за которой стоит Мартыненко, Яценюк, Турчинов - слишком коммерциализирована, чтобы быть по-настоящему оппозиционной. Такое впечатление, что Батькивщина хочет продолжать считаться главной оппозицией, но по-настоящему не хочет победить власть. Ведь чтобы победить власть, необходимо группировать вокруг себя идейных людей, а не бизнес-ориентированных. В то же время, на уровне региональном в Батькивщине (кстати, как и в Свободе) очень много идейных патриотичных людей. Беда в том, что "социальных лифтов" для реализации этих людей в Батькивщине не видно, и наверх имеют шансы больше попасть те, кто имеют за собой миллионы, а не идеи.

- Вы говорите, что лидеры оппозиции не заинтересованы в победе над Януковичем. Это значит, что Кличко тоже не хочет победить?

- Виталию часто ставят палки в колеса те, кто должен был быть союзниками. Сегодня Кличко - наиболее рейтинговый оппонент Януковича…

- …кроме Тимошенко.

- Власть заявила, что Тимошенко не будет баллотироваться в президенты.  В частности, такая трактовка закона о выборах была у министра юстиции госпожи Лукаш, а мы же понимаем, что суды в Украине абсолютно зависимы, поэтому очевидно, что власть не собирается допускать Тимошенко к избирательному процессу. Соответственно, Кличко - наиболее рейтинговый. И сейчас не зря ведь забрасывается информация о том, что он может быть снят в связи с тем, что будто бы жил за пределами Украины долгое время. Чтобы обезопасить его от снятия с выборов, необходимо, чтобы Кличко был единственным кандидатом, поддерживаемым всей оппозицией. Снятие единственного оппозиционного кандидата обернется огромным скандалом, как внутри страны, так и за ее пределами.

А если кандидатов от "оппозиции" будет много, то снятие одного, даже самого рейтингового, к скандалу не приведет. Это технологические вещи. Так что отказ от объединения перед первым туром - это большая ошибка.

- Свободовцы против объединения, потому что это противоречит декларации, подписанной 18 мая на Софийской площади лидерами оппозиционных партий.

- Я был на том митинге, кстати, стоял на трибуне вместе с ними всеми. Кличко тогда тоже настаивал на объединении перед первым туром, а Яценюк и Тягнибок были против. Кличко, подписывая декларацию, пошел навстречу союзникам, так как те идти на компромисс отказывались. Не могу сказать, что это прямо уж "филькина грамота", но Кличко не отказывается от убеждений - он и тогда и сейчас уверен в необходимости изначального объединения.

- Вернемся к Раде: сколько в парламенте еще осталось потенциальных тушек? Недавно депутаты, пришедшие в Батькивщину через Фронт змін - Павелко и Сергиенко -  были исключены из фракции. Кто следующий?

- Я этих людей совсем не знаю, и на протяжении года их деятельность была незаметной. А по поведению Яценюка, Мартыненко и Турчинова мне трудно сказать, кто больше "тушка" - они сами, как люди, которые формировали списки, или те, кого они исключают из фракции. Они до сих пор не раскаялись и не признались в том, на каких условиях эти люди попали во фракцию - за деньги, как на это намекают аналитики, или, может, за какие-то другие заслуги. Тогда за какие?

Кто больше тушка: тот, кто на каких-то неидейных условиях входит в список, или те, кто этот "неидейный" список формируют и берут деньги? Будет ли сыпаться фракция дальше или нет, я сказать не могу, так как не владею информацией, но риск такой есть.

- Это Батькивщина, а УДАР и Свобода пока в производстве "тушек" не замечены. Так будет до конца созыва?

- То, что из Свободы никто не вышел, кто-то трактует, как отсутствие "тушек", а кто-то трактует это как сценарий власти - не "тушковать" Свободу и поддерживать реноме этой партии под будущие выборы.

- В УДАРе пока тоже нет перебежчиков. Некоторые это объясняют не идейной стойкостью (какая идеология у УДАРа?), а тем, что ударовцы уже видят Кличко следующим президентом и давно поделили между собой должности после 2015 года. Как вы относитесь к такой точке зрения?

- В УДАРе тоже много проблем, партия недостроена, особенно на региональном уровне. Но на данный момент УДАР самая адекватная в Раде из оппозиционных фракций, и даже если их стойкость продиктована ставкой на президентство Кличко - это не так уж плохо. По крайней мере, они - в оппозиции, и имеют по сравнению с другими более положительный культурный уровень.

Говоря объективно, нельзя не допускать того, что на бизнесменов из УДАРа просто по-настоящему еще не давили. Посмотрим, что будет в ближайшие месяцы. Удары по УДАРу будут наноситься ближе к выборам.

- Оппозиция сегодня выглядит не просто разобщенной, но и дезориентированной. Янукович отбирает у вас главные декларативные козыри - евроинтеграция, вопрос Тимошенко. Если так пойдет и дальше, то Янукович легко получит второй президентский срок, вам не кажется?

- Не будем забывать, что власть намного больше вредит - и в экономике, и в социальной сфере, и в культуре. Везде провал. Но инициатива в евроинтеграционных лозунгах перехвачена властью - это правда. Притом, что у меня нет уверенности, что вся евроинтеграция от власти не завершится через месяц после президентских выборов.

Оппозиция превращается в приложение к евроинтеграционным лозунгам президента. А все потому, что она не продуцирует новых идей и смыслов - а это ведь тоже первоочередная задача оппозиции.

- Где ваши инициативы? Вы ведь тоже оппозиция.

- Сейчас я вместе с единомышленниками инициировал проведение всеукраинских бесплатных курсов украинского языка. В нашей сети уже работают курсы в таких городах: Луганск - Херсон - Кировоград - Кременчуг - Житомир - Калуш - Киев. На очереди Севастополь, Черкассы, Донецк, Винница, Хмельницкий, Луцк, Сумы и так далее. Мы находим помещения, даем лекторов, разрабатываем образовательную программу. Привлекаем ВИП-лекторов: готовы ездить с открытыми лекциями для слушателей курсов писатели братья Капрановы, Матиос, Жадан, Шкляр, лирник Сашко, музыканты, журналисты, интеллектуалы. Это позитивная инициатива, и недаром лозунг, который я предложил для этого проекта, звучит так: "Научи друга разговаривать по-украински!" (Навчи друга розмовляти українською!). Мы показываем, что готовы протягивать руку дружбы всем, кто хочет изучить украинский язык. Это непартийный и вообще не политический проект. Это проект поднятия уровня культуры нации и создания единого культурного пространства.

Обращаю внимание - это лишь одна инициатива одного депутата. А если бы каждый из оппозиционеров, кроме критики власти и друг друга с телеэкранов, занялся чем-то подобным - реализовал какой-то положительный проект, то мы могли бы говорить о культурной и идейной силе оппозиции. Люди бы нам больше верили.

- Где вы берете деньги на этот всеукраинский проект?

- Работаю так же, как проводил избирательную кампанию - за счет добровольной помощи идеологически заинтересованных людей. Тем более, что это не очень дорогой проект, и основных усилий требует организация процесса. Кстати с радостью назову имена тех, кто подставил плечо поддержки в регионах: это Геннадий Зубко в Житомире, Сергей Михаленок в Кировограде, Ольга Достач в Кировограде, Игорь Лиски - в Луганске, Олег Нижник в Калуше, Александр Базилев в Херсоне. Большинство активистов (волонтеров, преподавателей) - внепартийные, а те, кто помог, часто входят в разные партии: Зубко - во Фронт змін, Лиски - в Батькивщину, Базилев - УРП, Нижник - УДАР. Ударовцы Дмитрий Билоцеркивець и Ирина Геращенко взяли на себя ответственность за Севастополь и Черкассы. Во многих городах сейчас готовы подключаться внефракционные депутаты. Помещения для курсов в Киеве бесплатно дали издательство "Смолоскип", Союз писателей Украины, Киевская федерация профсоюзов. В Кировограде областной совет попросил организовать группу и для них - мы согласились. Киевская федерация профсоюзов вышла с аналогичной просьбой - мы и там ответили положительно. Готовы сотрудничать со всеми, кто желает изучить украинский язык.

- Загруженность в гуманитарных проектах не дает вам возможности посещать заседания Рады? У вас почти половина пропусков по электронной регистрации.

- Наоборот, не было ни одного дня на протяжении всей каденции этой Верховной Рады, чтобы меня не было в сессионном зале. А вот электронной регистрацией я не пользуюсь, потому что это фикция. Это мягкая форма кнопкодавства. Посмотрите мою письменную регистрацию - ни одного дня пропуска. Партия регионов продолжает нечестные игры с карточками. Их ответственные "карткозасовыватели" с кипой карточек приходят перед заседанием и вставляют карточки в гнезда, обманывая общественность вроде бы присутствием своих депутатов. Так нечестно. Поэтому так называемая "электронная регистрация" - это фикция, надо смотреть, расписывается ли депутат собственноручно в журнале регистрации и голосует ли депутат на заседаниях (и сам ли голосует, или голосуют неконституционно за него).

- На перевыборы в Раду по 223 округу в Киеве идет Юрий Гримчак - ваш давний соратник и товарищ. Оппозиционные фракции поддержали свободовца Левченко, и Гримчак автоматически попадает под подозрения в сотрудничестве с властью. Как вы оцениваете его решение и за кого бы вы голосовали на 223-м, если были бы там прописаны?

- Право выдвигаться имеет каждый гражданин, и оппозиция - это не только представители парламентских фракций. Я не думаю, что Левченко больший оппозиционер, чем Гримчак - человек, которого я давно знаю, который не стал "тушкой", когда ими стали две трети Народной самообороны в Раде. Если бы абстрактно выбирать между свободовцем и Гримчаком, я бы проголосовал за второго. Тем не менее, ничего плохого о Левченко сказать не могу, наоборот, познакомился с ним во время избирательной кампании, и он мне показался идейным и уже подготовленным политиком. Тем более, необходимо ради справедливости напомнить, что выборы фактически были сфальсифицированы командами, ориентированными на власть.

Идти против партийных брендов - это теперь непросто. Знаю это по своей избирательной кампании, а действовали против меня очень грубо, цинично и нечестно. Я говорил Гримчаку, что шансов у него немного, а критика будет самая жестокая. Но у него другая точка зрения - имеет право так думать. Но ему будет очень тяжело. Да вот и Яценюк снова спорол опять какую-то чернушную сентенцию типа что "каждый, кто выступает против единых кандидатов оппозиции, которые утверждены и поддержаны тремя оппозиционными силами, работает на Партию регионов". Попробую провести совместную встречу между Гримчаком и Левченко. Если даже есть один шанс из 100, что они смогут договориться, то я посодействую в этом. Что касается моей поддержки в довыборах по пяти округам, то пока я для себя определил лишь одного кандидата, кому буду помогать - Николаю Булатецкому в Черкассах. Булатецкий - радикальный оппозиционер, который не боится отстаивать свою позицию. Кстати, он входит и в наш Всеукраинский комитет по защите украинского языка. Я обязательно поеду в Черкассы, высказать ему свою поддержку.

- Снова оппозиция идет разными курсами.

- Я вам скажу, что аналогичная 223-му округу ситуация может возникнуть и на президентских выборах. Если не будет единого кандидата в первом туре, а его уже, скорее всего, не будет, то стоит серьезно задуматься над тем, чтобы выдвинуть своего внефракционного оппозиционного кандидата. Сколько можно заигрывать с теми, кто в будущем может считать тебя врагом?

Я ведь во время парламентских выборов по всей Украине убеждал людей голосовать за списки всех трех оппозиционных, как тогда казалось, партий, не глядя на персоналии. И теперь возникает вопрос, не было ли это моей ошибкой?

- То есть, вы не будете поддерживать уважаемого вами Кличко, если он не будет единым кандидатом в первом туре?

- Как по мне, то было бы оптимально, если бы Кличко был единым кандидатом в первом туре. Но если этого не случится (а Яценюк и Тягнибок уже фактически отказались от идеи единого кандидата в первом туре), то мы в своем окружении - политзаключенные, литераторы, музыканты, журналисты и многие другие - будем думать, как себя вести, кого поддерживать, кого выдвигать и что говорить людям.

Досье на Олеся Дония