Иловайский котел: генерал Литвин ответил на ключевые вопросы
Петр Литвин. Фото - mil.gov.ua

Боевые действия в зоне секторов "Б", "Д" и "М", и конкретно наступательная операция в районе Иловайска происходили без наличия достаточных сил и боеготовых оперативных резервов. Несмотря на наличие разведывательной информации о российском наступлении, командование АТО не приняло никаких мер реагирования. Такие выводы можно сделать из показаний генерал-лейтенанта Петра Литвина, командующего сектором "Д", пишет в статье для ZN.UA военный обозреватель Юрий Бутусов.

Автор материала задал Литвину четыре, по его мнению, ключевых вопроса, ответы на которые должны внести ясность в причины иловайской трагедии:

1. Когда командование сектора "Д" получило достоверную информацию о массовом российском вторжении? Когда командование сектора "Д" передало эту информацию руководству Украины, командующему Антитеррористической операцией и министру обороны?

2. Какие меры были предприняты командованием АТО после получения информации? Иными словами - была ли осуществлена переброска резервов на опасное направление? Планировался ли отход наших войск от границы и из-под Иловайска с целью избежать окружения? Разворачивался ли тыловой рубеж обороны?

3. Имели ли возможность командующие секторами "Б" и "Д" принимать самостоятельные тактические решения по обстановке, какие приказы они получали?

4. Каков был уровень боеспособности войск в секторе "Д", каковы причины самовольного оставления позиций? Осуществлялось ли оперативное планирование боевых операций командованием АТО с учетом реальных боевых возможностей войск?

Отвечая на данный вопрос, генерал Литвин сообщил: "Информацию об угрожающем скоплении российских бронетанковых и механизированных частей на границе с Украиной мы получали и передавали командованию АТО регулярно. Также ежедневно сообщалось о постоянных артиллерийских обстрелах наших позиций с территории России. Это было с первого дня, когда я принял на себя командование сектором. Об угрожающей обстановке в приграничном районе, о состоянии наших войск доклады шли ежедневно".

По его словам, начиная с середины августа, российские подразделения перебрасывались на территорию Украины и принимали активное участие в боевых действиях против сил АТО.

"Информация о масштабном российском вторжении в районе Амвросиевки, в результате которого произошло окружение наших войск под Иловайском, была получена из Государственной пограничной службы и наших источников 23 августа, накануне Дня независимости. Примерно в 14:30 мы доложили о переходе российскими частями государственной границы и их продвижении в направлении Амвросиевки. Далее в течение дня такие доклады передавались неоднократно. Эти данные полностью подтверждались информацией от Государственной пограничной службы. Также информация поступала и от отдельных групп спецподразделений, которые находились вблизи наших границ", - заявил Литвин.

"На очередной доклад в штаб АТО о передвижении российской техники начальник штаба АТО генерал-майор Назаров коротко ответил: "Это все херня. Мы это уже проходили. Держитесь". И повесил трубку", - добавил он.

Литвин сообщил, что вечером 23 августа он был вызван на связь через главный командный центр с начальником Генштаба.

"Поскольку он в этот момент находился в кабинете министра обороны Украины, меня соединили с министром. Министр заслушал информацию и передал трубку командующему АТО, начальнику Генерального штаба Виктору Муженко. Выслушав мой доклад о российском наступлении и об обстановке в секторе, он ответил: "При смене обстановки докладывайте установленным порядком". И все", - подчеркнул командующий сектором "Д".

"На пути российского вторжения я развернул свой единственный резерв для наблюдения и корректировки огня - несколько разведгрупп 3-го полка специального назначения. Утром, 24 августа, для личного подтверждения и проверки информации на трассу в районе Амвросиевка-Кутейниково выехал начальник штаба сектора "Д" полковник Ромигайло. Полковник находился в "зеленке" вблизи дороги, когда мимо него, в десяти метрах, вглубь нашей территории проследовала большая колонна одной из батальонно-тактических групп РФ. Прямо оттуда Ромигайло позвонил начальнику Генерального штаба и доложил, что наблюдает своими глазами наступление крупных бронетанковых частей РФ в тыл наших позиций. В ответ генерал Муженко сказал: "…Это всего лишь демонстративные действия"", - рассказал Литвин.

По его словам, позиции украинских войск в районе Кутейниково постоянно подвергались артиллерийским обстрелам, а 21 августа командный пункт был обстрелян с использованием РСЗО "Ураган", в результате чего погибли 5 и получили ранения 12 бойцов, а часть техники - выведена из строя.

"На момент вторжения, 23 августа, выполняя задачу прикрытия более 150 километров государственной границы, на бумаге я располагал следующими силами… Если судить по численности, а не по названию, это были небольшие сводные роты 28-й, 93-й и 51-й механизированной бригад, 3 сводные артиллерийские батареи, 5-й батальон территориальной обороны "Прикарпатье", вспомогательная сводная рота 2-го батальона территориальной обороны Ровенской области, шесть неполных разведгрупп 3-го полка спецназа и группа управления численностью в 60 человек. На высоте Саур-Могила действовала группа разведчиков, подчиненных командованию АТО. Общая численность всех этих подразделений не превышала 650 военнослужащих. Согласно боевым задачам и распоряжениям командования штаба АТО, подразделения были рассеяны на широком фронте, и не могли оказать друг другу огневую поддержку и взаимодействие. У меня как командира сектора не было тактической самостоятельности в действиях. Приказы командования АТО определяли не только координаты расположения тех или иных блокпостов, но даже численность подразделений, которые должны были их занимать", - заявил генерал.

После начала вторжения и угрозы охвата войск с флангов начался отход украинских подразделений - он происходил без приказа, подчеркнул Литвин.

"Еще 23 августа начали отход подразделения 28-й механизированной бригады и батальон "Прикарпатье". Рота 93-й бригады так и не прибыла в предписанный район и начала отход 24 августа. Тогда же начали несанкционированный отход подразделения 51-й бригады. Днем, 24 августа, полную управляемость в секторе сохранили только артиллерийские батареи 26-й артиллерийской бригады и мой штаб, которые вышли только по приказу, оставшись без какого-либо прикрытия наземных частей. А в 20.30 мы получили директиву со штаба АТО о ликвидации сектора "Д" до 24.00 и передаче всех оставшихся войск сектору "Б". Все это было выполнено в соответствии с директивой", - сказал он.

"Главной проблемой в отражении российского наступления стало то, что еще задолго до российского наступления противник использовал недостаточность наших сил в приграничном районе и направил в наш тыл большое количество диверсионно-разведывательных групп, которые вели активные боевые действия, обеспечивали противника точной информацией о нашей дислокации, нападали на колонны снабжения, блокпосты и вступали в бой с нашими подразделениями. Наибольшая активность противника отмечалась в приграничных районах сектора "Д" и месте базирования передового командного пункта в Кутейниково. При этом наши части длительное время проводили операции в условиях постоянных ударов с двух сторон: как с территории России, так и со стороны населенных пунктов, подконтрольных сепаратистам", - добавил Литвин.

Генерал указывает на отсутствие сил и средств для обеспечения охраны крупных узлов коммуникаций, создания оборонительных рубежей и ударных группировок.

"Я не думаю, что основной причиной происшедших трагических событий был только отход без приказа батальона "Прикарпатье" и подразделений 51-й механизированной бригады. Однако действия каждого командира и офицера в секторе должны получить правовую оценку", - добавил он.

По неофициальным данным, число погибших бойцов АТО в ходе прорыва из окружения под Иловайском, от ран в госпиталях, а также в плену боевиков, составляет от 200 до 250 человек, пишет автор статьи.

"Официально министр обороны Валерий Гелетей назвал число погибших под Иловайском в 108 бойцов. Но неофициально была получена достоверная цифра погибших в ходе прорыва, выхода из окружения, умерших от ран в госпиталях, а также в результате убийств пленных украинских военнослужащих составляет не менее 200 человек, а по максимальным оценкам - число жертв может достигать 250 человек", - отмечает он.

По сведениям журналиста, в настоящий момент остаются неопознанными 104 тела, некоторые из которых идентифицированы как украинские воины и захоронены как временно неустановленные по именам. Остальные находятся в моргах Запорожья и Днепропетровска.

По его данным, только из состава батальона "Донбасс" в плену находятся 97 человек. Общую численность пленных общественный Центр обмена военнопленными при Днепропетровской облгосадминистрации в данный момент оценивает в свыше 600 человек.

"Но это общее количество пленных, захваченное на всех участках фронта. А сколько из них взяты в плен именно под Иловайском? Точно установить сейчас нельзя, но очевидно - от 150, по минимальным оценкам, до 300 человек максимально", - говорится в статье.

На данный момент установлено, что в результате прорыва, а также после освобождения из плена, домой вернулись живыми 647 украинских воинов из состава сил, выходивших из Иловайска, пишет автор материала. По его сведениям, отдельные военнослужащие до сих пор самостоятельно выходят на контролируемую украинскими войсками территорию.

По информации журналиста, за время ожесточенных боев в ходе взятия Иловайска - с 10 августа до момента российского вторжения 24 августа - боевые потери сил АТО составили до 40 бойцов погибшими, один военнослужащий попал в плен.

"В период с 24 по 28 августа к иловайской группировке присоединились отходившие в беспорядке из приграничного района войска сектора "Д". На прорыв из "котла" 29 августа выступило две колонны, общая численность которых составляла, по минимальной оценке, 970, по максимальной оценке - до 1100 человек. Точный подсчет был невозможен, так как до самого момента прорыва подходили отдельные группы военнослужащих из сектора "Б", которые присоединялись к двум колоннам. Известен точный состав боевой техники, сосредоточенной в авангарде и в арьергарде групп прорыва. На вооружении этих войск были 7 танков (в том числе трофейный российский Т-72Б3), 22 БМП, 6 тягачей МТЛБ, 3 БТР, 7 противотанковых пушек "Рапира", 6 минометов, а также не менее 120 единиц автотранспорта. В ходе прорыва почти вся эта техника была потеряна в бою. Также было потеряно значительное количество поврежденной в боях боевой техники, которую было невозможно эвакуировать в условиях окружения", - добавил автор материала.

Напомним, в сентябре командиры добровольческих батальонов Донбасс Семен Семенченко и Днепр-1 Юрий Береза на пресс-конференции потребовали от президента Украины Петра Порошенко наказания для высокопоставленных чиновников силовых ведомств, в том числе генерал-лейтенанта Петра Литвина, за провал операции под Иловайском.

Читайте также: Кто ответит за Иловайск: сотни погибших, сотни в плену