"Апгрейд" Януковича: чего ждать от нового Президента?
Впервые в Украине, пребывающей в состоянии предвыборной лихорадки, тема выборов вдруг отошла на второй план. Внимание общественности сегодня оказалось приковано к зданию, расположенному в Киеве по адресу Жилянская,14. Конституционный Суд Украины вновь, как и в 2007 году при роспуске парламента, оказался вынужден определить будущее государства на ближайшие годы. Признав на заседании 30 сентября политическую реформу-2004 неконституционной, судьи, фактически, вручили Президенту Виктору Януковичу мало чем ограниченные полномочия. Кроме того, признав незаконными изменения Конституции в 2004 году, КСУ негласно признал ошибочность курса развития Украины за последние пять лет.
Напомним, что правки, прописанные в законе №2222-IV, прозванном как "четыре двойки", предполагали переход Украины к парламентарно-президентской форме правления, что значительно ограничивало Президента в его полномочиях. Право формировать правительство получило коалиционное парламентское большинство, как показала практика, не всегда лояльное к главе государства.
Воплощение в жизнь норм политреформы 2004 года принесло как позитивные результаты, так и негатив. К первым можно отнести, скорее, абстрактно-теоретические понятия, как то: децентрализация государственной власти, повышение уровня политического плюрализма. Словом, внешнюю демократизацию общественно-политических процессов. Негатив же выразился в том, что из-за перманентных конфликтов Президента с парламентским большинством, с правительством, которое формировалось коалицией, Украина находилась в состоянии постоянной политической лихорадки. Термин "коалициада" превратился для украинцев в политический неологизм с неприятным оттенком. Но все это после оглашенного сегодня решения КСУ об отмене "оранжевой" политреформы остается в прошлом
В 2007 году судьи КСУ приняли сторону Президента Виктора Ющенко, благословляя роспуск парламента. В 2010-м мнение пропрезидентской коалиции, "заточенное" под главу государства В.Януковича, тоже оказалось "более конституционным", нежели точка зрения его оппонентов.
"Накачивая" Президента дополнительным полномочиями, его сторонники делают упор на то, что В.Янукович сможет де-факто управлять правительством, назначая с согласия парламента и увольняя без оглядки на него Премьер-министра. Вдобавок Президент, по представлению выбранного им же Премьер-министра, своими указами назначает и освобождает с должности глав администраций всех уровней. Кроме того, глава государства снова получает право назначать и увольнять руководителя СБУ, председателя Госкомитета по ТВ и радиовещанию, глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. А еще - по собственной инициативе и без согласования с Радой увольнять Генпрокурора. Таким образом, основная мощь власти концентрируется на улице Банковой.
Можно предположить, что именно под широкие полномочия Президента придержаны основные реформы, о которых говорили регионалы (и о которых они молчали во время президентских выборов-2010). По аналогии с программой предшественника В.Януковича на посту Президента Украины, назовем предполагаемые изменения, которые ждут Украину после резонансного решения КСУ, "5 шагов навстречу…".
Шаг 1: чистка Кабмина. Избавившись от необходимости согласовывать свои действия при формировании правительства с партнерами по коалиции, Президент при содействии родной партии сможет расставлять на посты в исполнительной власти абсолютно лояльных к нему и Партии регионов людей. Проще говоря, "полетят головы" некоторых министров - не членов Партии регионов и не особо приближенных к ней.
Об этом вскользь уже упоминал замглавы парламентской фракции ПР Михаил Чечетов. "Янукович сразу сказал министрам в новом правительстве: "Вы сюда не навсегда пришли, и не просто так сидеть"… Если работали хорошо - то дадут и награду, и медаль, и дальше будут работать, если есть проблемы - то будут разговоры, будем пытаться убедить или же возможно увольнение", - сказал политик.
Шаг 2: информационная блокада. Вряд ли президентско-парламентская Украина сможет видеть оппозиционных политиков на телеэкранах и страницах печатных изданий с той частотой, с которой видит сегодня. И дело здесь не лично в Януковиче, а в природе президентской власти, наделенной широкими полномочиями. Вспомним хотя бы исчезновение В.Ющенко из СМИ после его отставки с поста Премьер-министра в 2001 году. Так что есть опасения, что вскоре оппозицию ждет "ссылка в Интернет" - их последнее медиа-пристанище.
Шаг 3: Украина без выборов. Как это ни противоестественно звучит, но следующее народное волеизъявление после местных выборов-2010 может состояться лишь через пять лет, в 2015 году. В пользу этого предположения высказался народный депутат Анатолий Гриценко: "Народу расскажут, как это (отсрочка выборов через референдум, - ред.) экономит ресурсы, синхронизирует власть и т.п. Люди, очевидно, скажут "да". После этого спикер Литвин и лидеры фракций будто бы с отвращением подчинятся воле народа и будут работать до 2015 года, чтобы не ограничивать срок пребывания в должности Януковича. За такое решение, несомненно, найдётся более 400 голосов в Раде…".
Нет выборов - нет необходимости у власти заигрывать с народом, остерегаясь принимать непопулярные решения. Руководствуясь таким нехитрым принципом, власть сможет безболезненно для себя повышать тарифы, взяться, наконец, за неплательщиков по услугам ЖКХ и кредитным договорам, подписать еще несколько "національно-зрадницьких" договоров с Россией и много чего еще.
Шаг 4: "борьба с коррупцией". Сильная президентская власть должна иметь постоянную подпитку "народной любовью", так как на постсоветском пространстве имеет в своей основе авторитарное начало. Для поддержки имиджа сильного и справедливого Президента, а также для того, чтобы отвлечь внимание общественности от непопулярных экономических решений, власть, возможно, будет прибегать к практике "публичной казни" чиновников среднего уровня, демонстрируя заботу об украинцах, страдающих от чиновничьего произвола. Начало подобной практики уже положено - от арестов должностных лиц, работавших при правительстве Юлии Тимошенко, до выговоров заместителям министров, о которых во всеуслышание заявил Премьер Николай Азаров.
Шаг 5: региональный парадокс. Партия регионов формировалась как политическая сила, отстаивающая интересы местного самоуправления, борющаяся за максимальную независимость регионов от центральной власти и т.д. Парадокс в том, что многолетний лидер Партии регионов В.Янукович, став Президентом, отказывается от принципа "сильных регионов" и пытается подчинить местные общины воле центра, то есть Администрации Президента. Реформа в Киеве, равно как и неоднократные заявления Президента о том, что у местных советов "слишком много власти", четко дают понять, что с усилением президентской власти регионы во главе с кем-то вроде префекта (представителя центра на местах) станут безропотно воплощать в жизнь основную линию главы государства и его правительства.
Может ли что-то сегодня помешать Президенту и Партии регионов воплотить в жизнь эти планы? Теоретически, да.
Во-первых, не все партнеры регионалов по парламентской коалиции спешат заранее одобрить такой "апгрейд" президентских полномочий. Так, Владимир Литвин, осознавая все возможные последствия отмены политреформы, напомнил о необходимости имплементации подобных решений парламентом. Политик как спикер парламента и реальный лидер фракции намекает о том, что должен получить определенные гарантии, и так просто партнера/конкурента усиливать не желает. Не высказывал на публике восторга по поводу усиления Президента и лидер другой коалиционной фракции - коммунист Петр Симоненко.
Во-вторых, даже во внешне монолитной Партии регионов, пусть и после возврата к президентско-парламентской форме правления, могут усилиться внутренние противоречия между разными группами влияния, как это часто бывает с украинскими партиями власти. А противоречия (и довольно серьезные) среди регионалов наблюдатели отмечают уже давно.
Однако, как первый, так и второй вариант возможного противодействия новым политическим изменениям в стране, скорее, являются чисто теоретическими предположениями, нежели реальной перспективой. Украину ждут жесткие реформы "усиленного" Президента на фоне невыразительных действий раздробленной и серьезно ослабленной оппозиции.