Дело Гонгадзе: в нескольких "посадках" от финала?
f84b6592901f5a03f28efb3af736570f.jpg
Дело Гонгадзе: в нескольких "посадках" от финала?

Об уголовном деле против Леонида Кучмы в рамках "дела Гонгадзе" говорят и пишут много. Версии относительно происходящего выдвигаются самые разные: от "Кучму хотят окончательно оправдать" до "дело Гонгадзе хотят, наконец, довести до конца". В целом гипотезы сводятся к попыткам угадать, посадят или не посадят за решетку бывшего Президента Украины. Все выдвигаемые версии выглядят не столько попытками объяснить, что происходит, сколько соревнованием, кто первый угадает, почему все происходит именно так. Однако не менее важно понять, почему нынешняя власть решила разобраться с Л.Кучмой в обход политическому правилу "не трогай тех, кто был до тебя, чтобы тебя не тронули те, кто придет после". Важно предположить, к чему могут привести такие действия власти, попытаться "прочитать" возможные их последствия для страны в целом.

Просматриваются четыре ключевые варианта развития событий. Первый - Кучма сядет за решетку один (генерал Алексей Пукач не в счет). Второй - Кучма окажется за решеткой не один, а вместе с другими возможными участниками "дела Гонгадзе", которые пока еще не получали повестки из Генпрокуратуры. Третий - сядут как раз те, кто пока на допросы не ходит, но, предположительно, имеют причастность к преступлению, а сам Кучма будет оправдан. Четвертый сценарий, самый непопулярный для народа, - не сядет никто, кроме Пукача. Все варианты - исключительно политические, но ведь и "дело Гонгадзе" с самого начала не было обычным уголовным делом.

Вариант развития событий, когда единственным виновным окажется генерал Пукач, станет фактическим доказательством того, что реанимирование активного расследования убийства Гонгадзе и открытие уголовного дела против Кучмы – всего лишь политтехнология власти. Причем технология, рассчитанная на короткий промежуток времени. Правы окажутся в данном случае те, кто сегодня говорит о "деле Кучмы" как о попытке правящего режима отвлечь внимание общества от наболевших социально-экономических проблем. Но экс-президент Кучма все-таки фигура слишком крупного масштаба, чтобы ее использовать в качестве "винтика" в подобной незатейливой схеме.

Развитие событий, при котором Л.Кучма будет оправдан, но виновными в организации убийства журналиста Гонгадзе будут признаны другие политики, к примеру, спикер парламента Владимир Литвин, также нельзя исключать. Такие версии обсуждаются сегодня не только в прессе, но и среди украинских политиков. Фамилии "Гонгадзе, Кучма, Литвин" очень часто произносились в одном предложении с 2001 года - в контексте тех же пресловутых "пленок Мельниченко". Такой сценарий будет означать тоже реализацию политтехнологии с Кучмой в роли "игральной карты", но в отличие от предыдущего предположения - технологию более изысканную. Власть в целом и лично Президент, по идее, должны быть заинтересованы в окончательном расследовании "дела Гонгадзе", желательно - с итоговой "посадкой" какой-нибудь важной фигуры. А Литвин - фигура важная в целом, но не столь важная для Партии регионов сегодня, особенно после того, как парламентская коалиция в новой системе власти стала не актуальной. Кстати, а где экс-Генпрокурор Михаил Потебенько, руководивший ведомством как раз в 2001 году? Его будут вызывать в Генпрокуратуру, или еще не время? Словом, не только Кучме стоит опасаться отечественной Фемиды. А может быть даже как раз ему-то ничего и не грозит, кроме неприятных вынужденных встреч с экс-майором Госохраны Николаем Мельниченко.

Итоги следующего варианта, при котором "сядут все", нынешняя власть сможет долго носить перед собой в Европе в качестве знамени демократии и верховенства права. Привлечение к ответственности нескольких высокопоставленных лиц, на которых в разное время упала тень "дела Гонгадзе", - это будет беспрецедентный для современной политической практики поступок и знаковое событие. Тем более, что такая "атомная бомба правосудия" вряд ли заденет кого-нибудь из нынешнего "регионального" руководства страны. Однако при рассмотрении такого варианта следует учитывать особенности отечественного политического процесса. Во власть не попадают с другого континента или с другой планеты, новые поколения государственных лидеров вырастают под чутким руководством старших поколений, в той же системе ценностей. В этой системе молодые перенимают опыт старших, не всегда сразу, не всегда успешно, часто с большим количеством ошибок, о которых знают только избранные. То есть сами молодые политики и их старшие товарищи. Словом, у Кучмы может быть компромат на десятки ныне здравствующих политиков вплоть до Президента. даже практически невозможно поверить в то, что компромата нет. Объявление войны Кучме для нынешней власти может сулить большую "головную боль". Да и сажать всех – это значит отказаться от указанного выше принципа "не трогай тех, кто был до тебя" с риском создать прецедент, который в будущем может стать опасной политической традицией для Украины.

Остается еще один вариант - Кучма отвечает по "делу Гонгадзе" лично. То есть никто, кроме генерала Пукача и экс-президента, не будет привлечен к ответственности. В таком случае финал Кучмы выглядит почти по-шекспировски драматургическим. Сценарий станет сигналом для всех, как внутри Украины, так и за ее пределами, того, что власть Виктора Януковича представляет собой кардинально новый режим, с которым и вести себя следует иначе, чем все привыкли за 20 лет Независимости. Если Кучма будет признан единственным виновным по "делу Гонгадзе", то его наказание будет выглядеть почти как ритуал жертвоприношения, как отказ и очищение от предыдущих политических поколений. Способны ли Янукович и его команда "весь мир разрушить до основанья, а затем…" покажет время. До сих пор идеи мессианства и исключительности были присущи другому Президенту Украины.

Вероятно, "посадки" будут. Очень уж они нужны народу для того, чтобы спустить пар. Да и перед Западом нужно выглядеть справедливыми правителями. Вопрос в конфигурации группы обвиняемых, которым суждено стать иллюстрацией триумфального завершения резонансного "дела Гонгадзе".