Год Януковича
506046fbbd0fb5f9fff8b9c60bb8b8c0.jpg
Год Януковича

Виктор Янукович уже год работает Президентом. Ровно год Украина находится в состоянии повышенной готовности к реформам во всех сферах жизни и ровно год, как оппозиционность к власти перестала быть безопасным занятием. Выиграв президентские выборы под понятными всем лозунгами о наведении порядка и построении "Украины для людей", В.Янукович принялся реализовывать свои предвыборные обещания и воплощать в жизнь свою политическую платформу по-своему. Всем несогласным Янукович за год дал понять, что у них есть три варианта: а) дождаться следующих президентских выборов; б) признать линию, проводимую Президентом и правительством, единственно верной; в) сесть и молчать. Такая жесткая позиция, по идее, должна нравиться всем тем, кто обвинял предшественника нынешнего Президента в нерешительности и слабости. Но нравится она далеко не всем. Как должна выглядеть Украина по проекту Януковича, по итогам года правления уже понятно.

Его Величество Президент

В результате возврата к Конституции 1996 года, Президент Янукович получил возможность едва ли не единолично определять кадровую политику государственной власти. Из политического обихода благополучно исчезло пугающее многих последние пять лет понятие "парламентская коалиция", и, как следствие, Президент снова получил право назначать и увольнять Кабинет Министров в полном составе по собственному усмотрению. Кроме того, В.Янукович за год добился привилегии назначать и увольнять по своей воле Генерального прокурора, чем до него ни один Президент Украины похвастаться не мог. Если же ко всему добавить то, что главы областных государственных администраций, неформально называемые губернаторами, также назначаются Президентом лично, то наделенный столь широкими полномочиями гарант выглядит практически монархом. А если учесть, что за год правления новой власти в Верховной Раде сформировалось послушное пропрезидентское большинство, то форма правления в современной Украине напоминает уже не просто монархию - абсолютизм.

Можно ли назвать эти административные преобразования позитивными для Украины? С точки зрения скорости принимаемых решений - да, поскольку у главы государства фактически отсутствует фактор сопротивления. Молниеносность решения о направлении в Кот-д'Ивуар украинских миротворцев может быть тому яркой иллюстрацией. С точки зрения качества принимаемых решений столь жесткая централизация власти воспринимается неоднозначно, и одним из аргументов "против" усиления Президента является то, что за год в стране практически исчезла политическая дискуссия. Впрочем, этот аргумент также преподносится сторонниками Президента как наведение порядка и ликвидация хаоса.

Реформами по бездорожью и бюрократизму

Слово "реформа" означает качественное преобразование. "Ре-формировать" - значит изменять форму чего-либо, что не устраивало раньше, так, чтобы оно стало устраивать. Реформы в политике подразумевают, как правило, корректировку "правил игры", перераспределение рычагов влияния на общественно-политические процессы и, возможно, изменение механизмов контроля над этими процессами.

Ранее украинцы воспринимали слово "реформа", в общем-то, позитивно, и даже с некоторой апатией - так как серьезные реформы проводились крайне редко. О необходимости реформ говорили многие политики, но зачастую дальше деклараций они не заходили. Но вот уже почти год, как при слове "реформы" рядового украинца, от предпринимателя до пенсионера, бросает то в жар, то в холод. Считаем: судебная реформа, конституционная, налоговая, пенсионная, реформа образования, сферы ЖКХ, изменение трудового законодательства - вряд ли кто-нибудь вспомнит масштабные перемены в жизни государства со времен Независимости, происходящие столь стремительно и за такой короткий период времени.

Оценить качество перемен пока сложно - большинство из них еще не воплощены в жизнь, но те нормы, которые власть планирует внедрять в украинские реалии, по мере реализации каждой новой реформы уже сейчас воспринимаются весьма противоречиво. Яркий тому пример - инициатива поднятия пенсионного возраста или же попытки реорганизовать украинские вузы, понизив уровень аккредитации некоторых из них. Тотальное, всеобъемлемое реформирование - также можно считать итогом первого года В.Януковича. Президент и его команда решили не просто подкорректировать, а вовсе изменить "правила игры" в этой стране.

Сильная оппозиция вне закона

Президент Леонид Кравчук, имея в качестве оппозиции Народный Рух, пытался увещевать их и "склонить к сотрудничеству". Президент Леонид Кучма ограничивал влиятельность своих оппонентов путем медиа-изоляции. Президент Виктор Ющенко сумел оказаться в оппозиции ко всем, включая законодательную, исполнительную власть и даже многих членов своей же партии.

Что касается В.Януковича, то за год его президентства возбуждено более десятка уголовных дел в отношении противоположного Партии регионов политического лагеря. Сторонники Президента, включая его ближайшее окружение, называют такую тенденцию эффективной антикоррупционной кампанией. Сочувствующие же "арестантам" обращают внимание на то, что за редким крымским исключением под стражей оказываются члены команды Юлии Тимошенко - экс-премьер-министра и главного соперника В.Януковича на президентских выборах. Уголовное дело открыто и против самой Ю.Тимошенко, досудебное следствие по нему уже завершено, а это значит, что главного оппонента Президента Януковича ожидает суд.

Практика уголовного преследования представителей прошлой власти за год президентства В.Януковича очевидна, споры идут лишь относительно - называть ли это охотой на коррупционеров или все-таки политическими репрессиями.

По стопам Леонида Даниловича

В первый год своего президентства, говоря о международной политике, В.Янукович избегал резких прозападных заявлений, присущих его предшественнику. В то же время он несколько разочаровывал и "радикальных славянофилов", которые верили, надеялись и ждали, что с приходом на Банковую лидера Партии регионов Украину ждет союз с Россией, а русский язык обязательно станет вторым государственным.

Президент Янукович пытается проводить внешнюю политику, которую в бытность Президентом Л.Кучмы назвали "многовекторностью". Президент одновременно объявляет евроинтеграцию стратегическим внешнеполитическим курсом и проводит совместный автопробег с Президентом России Дмитрием Медведевым, поручает Первому вице-премьеру Андрею Клюеву форсировать процесс получения безвизового режима с ЕС и публично допускает возможность участия Украины в Таможенном союзе.

Словом, внешнеполитическим итогом годового правления В.Януковича можно считать не то чтобы смену курса, а, скорее, смену отношения власти к международной политике в целом. Глава государства не приемлет единый вектор, он выбирает "многовекторность Кучмы". Но о том, насколько четвертый Президент обладает гибкостью второго Президента, страна узнает уже после годовщины инаугурации В.Януковича.