Киевские и московские журналисты обменялись претензиями
84049d96f038822844bfa122dee1bf90.jpg
В эти дни в Киеве проходит конгресс “Украина-Россия: диалог”, организованный совместно фондом Открытая Россия Михаила Ходорковского и Третьей украинской республикой Юрия Луценко. Основной целью мероприятия организаторы назвали поиск компромисса и проведение конструктивного диалога между представителями украинской и российской интеллигенции в условиях фактической войны между двумя странами.

В приветственном слове экс-глава ЮКОСа Ходорковский, лишь недавно освободившийся после 10 лет заключения в путинской тюрьме, заявил, что все россияне - журналисты, публицисты, писатели и общественные активисты, прибывшие на конгресс, не согласны с политикой Владимира Путина в отношении Украины. "Мы хотим выразить солидарность с украинским народом, которому кремлевский режим пытается помешать самостоятельно строить свою жизнь", - сказал бывший олигарх.

Вторил своему коллеге по организации конференции и политическому заключению Луценко, иронично назвавший себя и Ходорковского "фракцией каторжников". "Украина отдает себе отчет, что война ведется не против русского народа и его великой культуры, а против антинародного путинского режима", - сказал Луценко. После этого сложилось впечатление, что украино-российский форум в стенах НСК "Олимпийский" пройдет в теплой дружеской атмосфере, что отправленная Кремлем в загон либеральная российская интеллигенция и местная аудитория пообщаются на одном языке. Иллюзии по поводу того, что очередная встреча представителей двух соседних государств пройдет не по привычной формуле "сам дурак", развеялись с началом диалога в первой же секции конгресса, посвященной СМИ и свободе слова.

Путин не прав, но и Украина - так себе

До начала обещающей стать профессиональной дискуссии между журналистами Украины и России (российскую сторону представляли, в первую очередь, канал "Дождь", "Эхо Москвы", бывшие сотрудники Lenta.ru и ряд независимых журналистов) корреспондент ЛІГАБізнесІнформ пообщался с некоторыми из них. Интересно было понять: во-первых, чего наши гости ждут от конференции, в котором обе стороны вроде бы представляют одну точку - антипутинскую - зрения; во-вторых, как они оценивают нынешнюю украинскую власть и Украину в целом.

Юлия Латынина, писатель, политический обозреватель:

 - Мы приехали в Киев, чтобы показать, в частности, Кремлю, что российское общество не монолитно. Несмотря на то, что 80% россиян поддерживают политику Путина, среди тех людей, которые составляют цвет интеллектуальной элиты общества, уровень поддержки значительно меньше. Я согласна с определением, что Путин - агрессор не только на территории Украины, но и на территории Грузии в 2008 году. Но, простите, можно бросить камень и в ваш украинский огород. Если можно послать 200 диверсантов в Славянск, организовать еще некоторое количество донецких люмпенов, и ваше государство с этим ничего не может сделать, извините, это проблема не Путина, а вашего государства. Такой режим не стоит выеденного яйца.

Норвежский-Лесной (Николай Данилов), популярный блогер, журналист:

 - О целесообразности конкретно этого мероприятия имеет смысл говорить лишь после того, как пройдут два дня дискуссий - о чем мы будем говорить и о чем спорить. После Майдана и Россия повела себя с Украиной неадекватно и агрессивно. Но действия Путина на вашей территории стали возможны, в том числе, и благодаря полному бардаку, который происходит на Украине. Украина - это такая страна, которая извне кажется цирком. Если Россия больше похожа на морг, в котором ничего не происходит, то Украина - это цирк с конями. Даже после Майдана украинскую власть нельзя назвать состоявшейся. Решения, которые посыпались, в частности, по поводу языка, были вредны, в первую очередь, Украине и ее гражданам. Можно назвать это неадекватностью, можно - отсутствием власти.

В общении с российскими журналистами сложилось впечатление об общей позиции либеральной российской интеллигенции, которое в ходе работы секции по проблемам СМИ лишь усилилось. Вкратце оно выглядит так: Путин - агрессор, захват Крыма и поджигание ситуации на юго-востоке Украины - грубое вмешательство в жизнь независимого государства. Но сама Украина как государство весьма слаба и дезориентирована - с некомпетентным правительством, инертным (за исключением киевского Майдана) обществом и низкосортными СМИ. Российская интеллектуальная элита не считает себя частью путинского режима, но не приемлет критику в адрес российской пропаганды (так как "это делали не мы"), а также до сих пор считает не просто возможным, но также и необходимым поучать украинских журналистов и указывать им даже на мелкие огрехи. От мысли о "комплексе старшего брата" отмахнуться было практически невозможно.

Главную претензию к работе украинских СМИ со стороны российских гостей на конгрессе можно сформулировать так: мы - либеральные СМИ в России лишены всяческих прав, тогда как украинские СМИ работают в условиях свободы слова, и потому к ним требования выше; критиковать российскую пропаганду на конгрессе нельзя, так как ни одного представителя "пропагандонов" из РФ тут нет; и вообще - надо быть добрее.

Дуэль вместо диалога

Ниже приводится взаимная критика украинских и российских журналистов, которая прозвучала на призванной стать конструктивной и примирительной встрече. Хотели интеллигентно обсудить алгоритм совместного противостояния информационной войне, навязываемой Кремлем, а вышло - "как всегда".

Справедливости ради стоит отметить, что аргументы украинских коллег также были не лишены эмоций и порой походили на обиду. Впрочем, трудно вести себя иначе, ежедневно наблюдая вал оголтелой антиукраинской пропаганды, надменного отношения и откровенной лжи, которыми кормит аудиторию основная масса российских СМИ. Далее - без комментариев.

Лариса Ившина, главред газеты "День": 
- Отношения России и Украины - это во многом одностороннее движение. Мы знаем о России больше, чем россияне знают об Украине. На мой взгляд, вина российской журналистики в том, что она не смогла рассказать, что в Украине, кроме борща и хороших девушек, есть еще люди, которые стояли за свободу. Журналисты должны интересоваться мыслящей, интеллектуальной, философской Украиной.

Мыкола Вересень, украинский журналист: 

- Россиянам никогда не была интересна Украина. Если была бы интересна - узнали бы, писали бы о ней. Создавали бы специальные программы по изучению не точки зрения россиян об украинцах, а мнение украинцев о самих себе.

Галина Тимченко, экс-главред lenta.ru:

 - Я сейчас представляю российских журналистов, которые тут попали под "дружественный огонь". Лента.ру перестала существовать в прежнем виде, но хочу отметить, что в течение 10 лет у нас была отдельная рубрика "Украина" и уверяю вас, что это была одна из самых посещаемых рубрик. Потому говорить, что мы вас не знаем, это не вполне корректно.

Ирина Геращенко, народный депутат, в прошлом журналист:
 - Я не даю комментариев российским СМИ, так как нет уверенности, что мои слова не извратят. Российские СМИ в последние годы поработали так, что треть россиян считают украинцев своими врагами. На третьем месте после американцев и грузин. Наши журналисты завоевали право работать честно и свободно, российские журналисты должны тоже бороться за свободу слова. А пока в России есть канал НТВ, который показывает антисемитский фильм о кандидатах в президенты Украины, выискивая у них еврейские корни, пока там говорят о том, что женщины на Майдане стояли, потому что они сексуально не удовлетворены - это не журналистика, а пропаганда. Мы такие каналы будем запрещать - в Украине нет антисемитизма и межнациональной розни.

Антон Носик, российский блогер, публицист, медиаменеджер:

 - Мне стыдно за вас, госпожа Геращенко. Вы говорите об отсутствии антисемитизма в Украине, а я хотел бы вспомнить о существовании здесь господина Тягнибока. А вообще мне стыдно за людей, которые в Украине называют себя журналистами и сознательно врут. В украинской прессе прошла информация об американском авианосце, который якобы в марте направлялся через Босфор в Черное море для нападения на Крым. Это была дезинформация. Те, кто распространял и не опроверг эту информацию - либо люди, лгавшие сознательно, либо глубоко невежественные.

Павел Шеремет, российский журналист, переехавший в Украину: 
- Мы, российские журналисты не должны обижаться на упреки украинских коллег. Они абсолютно правы, когда обижаются на то, как, например, работает российский МИД. Мы, может быть, и не несем здесь за это ответственность, так как в Москве не разделяем всеобщий милитаристский ажиотаж. Но в Киеве мы под подозрением, потому что мы представляем медиа страны, которая в последние месяцы вела жесткую антиукраинскую пропаганду. Годы уйдут на то, чтобы восстановить нормальные отношения. По большому счету, все российские журналисты должны извиняться перед Украиной.

Тихон Дзядко, телеканал Дождь:

 - Я не согласен, что должен извиняться, так как вообще против коллективной ответственности. Если Киселев врет, пусть лично он извиниться, мне не стыдно ни за свою работу, ни за работу телеканала "Дождь". Вместе с тем, должен отметить, что с украинской стороны также звучат зачастую неоправданные агрессивные выпады. Никто не извиняется за то, что называет всех поголовно людей, надевших георгиевскую ленту "колорадами", никто не извиняется за то, что порой называет все российское общество зомбированным. Я уже не говорю о тех обвинениях в продажности, которые "Дождь" получает за то, что транслировал интервью Януковича, которое мы даже не брали.

***

Конструктива в двухчасовом пинг-понге между представителями СМИ Украины и России было немного. Скорее, его не было совсем. Очевидно, обоюдные комплексы "младших и старших" братьев нас не покинут еще долго.

В финале, понимая тщетность поиска этого самого конструктива в дискуссии, Галина Тимченко дипломатично отметила, что дискуссии бывают разные по накалу и продуктивности, однако сам факт проведения такого разговора уже сам по себе внушает оптимизм.

Наблюдавший в зале НСК "Олимпийский" за этим эмоциональным и, в сущности, холостым действом режиссер и телеведущий Анатолий Борсюк в комментарии ЛІГАБізнесІнформ с осторожным оптимизмом и не без грусти сказал, что иначе и быть не могло, но проводить такие дискуссии нужно. Даже несмотря на то, что они, ввиду войны, еще долго будут проходить без видимого консенсуса и, в сущности, на разных языках.

"Трудно было ждать чего-то другого. У нас с россиянами много претензий друг к другу. Между Украиной и Россией война, и наши российские гости подсознательно чувствуют вину. Хотя каждый из них персонально ни в чем не виноват. Хорошо, что мы еще ведем хотя бы такой диалог, глядя в глаза друг другу. Но проблема между нашими народами не решена, потому и диалог между журналистами проходит на повышенных тонах. Ссорятся, потому что обижены. Это болезненный процесс", - подытожил Борсюк.