Москва готова закрыть военторг. Итоги недели в зоне АТО
fdfe5e5539405c5813feb6d3f4a28daf.jpg

На переговорах между украинскими и российскими генералами в Дебальцево достигнута предварительная договоренность о совместном патрулировании границ украинскими и российскими военными. Если не принимать во внимание эмоциональный фон и потенциальные риски, такой ход должен вернуть Украине контроль над границей в Донбассе и отрезать террористов от поставок оружия и боеприпасов из путинского "военторга". Фактически конфликт возвращается к самому началу, когда Киев требовал от Москвы закрыть границу и прекратить поставки оружия, допуская при этом совместное с пограничниками РФ патрулирование границ при участии представителей ОБСЕ. Согласие Москвы на такой формат - это очередной этап сдачи боевиков "Новороссии". Но риски такого патрулирования для Украины слишком велики.

На минувшей неделе снова не состоялся Минск-2. Стороны не договорились. Собеседник ЛІГАБізнесІнформ в Администрации президента в воскресенье вечером коротко сообщил: "У них в подвалах сидят сотни наших заложников. Какой может быть Минск!?".

Почему не собралась контактная группа в Минске

В начале прошлой недели в материале ЛІГАБізнесІнформ об итогах в зоне АТО мы писали, что Администрация президента Украины решила не проводить Минск-2 до тех пор, пока Россия не выполнит ключевые требования Минска-1: граница, заложники, полное прекращение огня. За прошедшую неделю ситуация практически не изменилась - Россия так и не сделала шагов навстречу.

Президент Петр Порошенко накануне на встрече с коллегой из Беларуси заявил, что Минский формат - единственная возможность для России и Украины найти общий язык. Президент назвал этот формат "безальтернативной моделью деэскалации ситуации на части территории Донецкой и Луганской областей". При этом Порошенко надеется, что минские встречи и их интенсивность удастся восстановить.

С одной стороны, президент публично демонстрирует традиционную мирную риторику и готовность продолжать формат. С другой стороны, официальное объяснение того, что 21 декабря встреча не состоялась - стороны якобы не смогли согласовать точное время новой встречи - означает, что время продолжает играть на руку Украине. Киев использует очередную возможность освободить заложников.

Граница

В среде боевиков согласие Москвы на совместное патрулирование границы вызвало шок: "Нас сливают? Военторг закрывается?". О совместном патрулировании переговоры шли еще весной. Тогда это обсуждалось как одно из ключевых требований Киева к Москве - закрыть границу и прекратить поставки оружия в Донбасс. Как компромисс, Украина предлагала совместное патрулирование в формате украинско-российских групп пограничников и сотрудников ОБСЕ. Это предложение утратило свою актуальность после огня российских "Градов" и артиллерии, которые расстреливали украинцев через границу. А позже произошло вторжение под Иловайск и циничное массовое убийство российской армией более тысячи украинских солдат и офицеров, которым обещали "безопасный коридор". После этого тема "совместного патрулирования" была снята с повестки. Переговоры генералов возобновились только в конце осени.

Теперь, когда Украина окрепла после трагедии в Иловайске, требование закрыть границу вновь стало актуальным. Хотя в нынешнем формате решение сопряжено с рисками. Кроме того, после стольких смертей команде Порошенко будет трудно объяснить совместное патрулирование границы с агрессором. Очевидная логика Банковой - расстреливать собственных военных даже под видом "террористов" Москва вряд ли посмеет, а потому прекращение поставок оружия и живой силы из РФ может стать началом освобождения оккупированных территорий.

Однако кроме этического вопроса, совместное патрулирование несет в себе риск неконтролируемого присутствия российских военных в Украине. Бывший замглавы СБУ, депутат из фракции Народный фронт Андрей Левус сформировал пять основных вопросов к исполнительной власти: "Существует ли такое решение (о совместном патрулировании) и кто и на каком основании его принял? Кто дал разрешение на пребывание на территории Украины российских военных? Кстати, в Харькове недавно приземлилось около сотни российских военных чиновников. Существуют открытые ранее уголовные производства против "ДНР" и "ЛНР", если да, то кто взял на себя смелость дать согласие на сотрудничество с террористами? Кто будет нести ответственность за фактическуе легитимизацию раскола Украины? Кто будет нести ответственность за узаконивание пребывания в Украине оккупационных вооруженных сил РФ?". 

Сюда следует добавить риск повторения "грузинского инцидента", когда якобы грузинские силовики убили российских "миротворцев", что стало для России формальным поводом для вторжения в Грузию.

Вопросов достаточно и пока публичных ответов на них не прозвучало. Впрочем, само по себе решение закрыть границу означает, что Москва готова если не к сворачиванию, то к заморозке проекта "Новороссия". Но Россия все еще не достаточно ослабла, чтобы полностью отказаться от своих претензий к Украине. Очевидно, что окончательный отказ от террористов в Донбассе и вывод армии РФ будет совмещен с условием восстановления финансирования оккупированных территорий и "встраиванием" этих территорий в Украину на "особых условиях". То есть, Москва все еще пытается навязать Украине неподъемный сепаратистсткий анклав. И официальный Киев, судя по готовности вступить в конфликт с добровольцами, блокирующими ахметовские поставки в оккупированные районы, на этом этапе формально готов придерживаться этой логики.

В целом решение по совместному патрулированию еще не принято. Неизвестен формат патрулирования и другие подробности, которые могли бы добавить этой идее минусов или плюсов. Но уже сейчас очевидно, что с каждым днем твердости в голосе Сергея Лаврова все меньше, а позиции Украины в переговорах усиливаются. Киеву важно выиграть больше времени и укрепить армию, дождавшись, когда санкции окончательно обрушат российскую экономику и заставят Россию сосредоточиться на спасении московского режима.