Покращення для СМИ: власть возвращает тюремный срок за клевету
7a916353514bf6dfad57dd0594d1f36b.jpg

За проект изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины об усилении ответственности за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию человека N11013 в первом чтении проголосовало 244 карточки народных депутатов: 188 карточек регионалов, 25 - коммунистов, 19 - Народной партии, 1 - Реформы ради будущего и 11 - внефракционных. Документ был подан народным депутатом от Партии регионов Виталием Журавским.

Согласно предлагаемым изменениям, раздел 3 УКУ "Преступление против свободы, чести и достоинства человека" дополняется статьей 141-1 "Клевета". Согласно принятому законопроекту, клеветой является "умышленное распространение заведомо неправдивых сведений, которые порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его деловую репутацию".

Если такие действия привели к тяжелым последствиям, за это грозит штраф от 200 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами до года, или ограничение свободы до двух лет. Если такие действия совершены публично или в СМИ или следователем, прокурором, судьей, нарушителям грозит штраф от 500 до 1500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы от одного до двух лет или ограничение свободы от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок от одного до трех лет. Если же при этом лицо обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок от двух до пяти лет или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности на срок от одного до трех лет.

Оппозиция резко отрицательно отнеслась к принятию данных изменений. Так, нардеп-бютовец Николай Томенко, комментируя решение провластного большинства, подчеркнул, что в условиях коррумпированного государства и отсутствия правосудия криминализация ответственности за клевету фактически является покушением на профессию журналиста. Также он подчеркнул, что такие категории как "заведомая клевета" или "тяжкие последствия" - это оценочные категории и их применение может зависеть от возможности истца повлиять на суд.

При этом Томенко отметил, что распространение заведомо ложной информации, безусловно, является правонарушением, и распространивший ее человек или издание должно извиниться, написать опровержение, в крайнем случае - заплатить штраф. Однако, по его убеждению, клевета не может считаться преступлением.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская также раскритиковала решение Рады. В открытом письме руководству парламента она подчеркивает, что 2 августа было обнародовано заключение о нецелесообразности принятия таких изменений в законодательство, так как некоторые положения законопроекта не соответствуют международным обязательствам, которые Украина взяла на себя в вопросах соблюдения прав человека.

Омбудсмен также напоминает, что Украина в 2001 году отказалась от этой статьи УК, выполнив обязательства, взятые при вступлении в Совет Европы. "Такое решение приветствовалось ПАСЕ, а также Комитетом ООН по правам человека", - говорится в письме Лутковской. По ее мнению, предложенные депутатами санкции чрезмерны и могут "привести к существенному ограничению свободы слова" и создать "сдерживающий эффект в деятельности СМИ".

На принятие в первом чтении скандальных изменений в украинское законодательство успели отреагировать даже евродепутаты. Так, депутат Европарламента Чарльз Теннок отметил, что криминализация клеветы является мощным способом ограничения свободы слова. Он подчеркнул, что в таких странах, как Великобритания, клевета никогда не считалась уголовным преступлением, а потому там предусмотрены за клевету только административные наказания в виде финансовых компенсаций, если клевета нанесла ущерб репутации человека.

Осудили решение парламентского большинства и в украинском Институте массовой информации. Директор ИМИ Виктория Сюмар заявила, что если Верховная Рада проголосует законопроект Партии регионов без изменений, то сажать за решетку смогут даже блогеров. По ее словам, предыдущие законодательные инициативы включали уточнения, что закон распространяется лишь на журналистов, политиков и чиновников, но теперь речь идет о публичных высказываниях в целом. Эксперт порекомендовала журналистам публично выразить несогласие с данной инициативой парламента.

Практически единогласная поддержка провластным большинством этого законопроекта интересна тем, что еще недавно представители Партии регионов негативно высказывались об этом законе. Так, в конце июля народный депутат от ПР Елена Бондаренко заявила, что, учитывая опыт и позицию большинства депутатов-регионалов, инициатива Журавского по введению уголовной ответственности СМИ за оскорбления и клевету лишена серьезных перспектив. Она выразила мнение, что уголовное наказание журналиста за оскорбление - чрезмерно и недемократично. И даже после столь громких заверений карточка Бондаренко трудолюбиво поддержала столь сомнительные изменения.

Тогда же, в июле, другой регионал - Сергей Головатый - вообще назвал инициативу своего однопартийца "холуйством перед Россией", где не так давно поддержали инициативу вернуть ответственность за клевету.

Однако после принятия в первом чтении одиозного документа, риторика госпожи Бондаренко поменялась кардинально. В своем заявлении, распространенном 18 сентября пресс-службой ПР, она не сказала ни слова критики в адрес законопроекта Журавского. Вместо этого Бондаренко обрушила град пафосных обвинений на оппозицию. "Похоже, что Батькивщина рассматривает украинские СМИ только как "сливной бачок", где, по мнению ее представителей, нормальным считается и клевета, и оскорбления"... Горе такой политсиле, как Батькивщина, не увидевшей в украинской журналистике ни журналистов, ни редакций, которые хотят работать и работают честно", - сказала она. Депутат также отметила, что "господин Томенко пошел даже дальше своей родной политсилы, заявив, что треть журналистов сядут в тюрьму за КЛЕВЕТУ". Примечательно, что слово "клевета" в этом сообщении написано именно так - большими буквами.

По сути же законопроекта, который еще недавно открыто критиковала, Бондаренко заявила, что "бояться наказания будет тот, кто работает нечестно, кто допускает ложь как элемент в своей работе и повседневной жизни". Столь радикальная перемена собственного мнения - явление нечастое даже для большинства украинских политиков, и может свидетельствовать о решительном настрое власти в этом вопросе.

Досье на Виталия Журавского