Прецедент Данилишина: Запад нам поможет?
С 13 января 2010 года не самый яркий персонаж Кабмина Юлии Тимошенко - экс-министр экономики Богдан Данилишин, стал ярким символом современных реалий политической жизни Украины. Нечасто в наших широтах звучат такие слова, как "предоставление политического убежища", а для Украины это явление и вовсе практически экзотическое.
В канун празднования Нового года по старому стилю правительство Чешской Республики преподнесло Б.Данилишину просто царский подарок - освободило от перспективы провести продолжительное время по соседству с Юрием Луценко, Георгием Филипчуком и другими арестованными экс-чиновниками высокого ранга. Решение о предоставлении бывшему соратнику Ю.Тимошенко политического убежища не только стало событием №1, но и заставило изрядно поволноваться представителей украинской власти - как-никак, раз чехи прячут экс-министра, значит, считают, что в Украине Б.Данилишина преследуют незаконно.
По определению, статус политического беженца предоставляется лицу, преследуемому за убеждения (политические или религиозные) в родной стране. То есть правительство Чехии, пусть конкретно в случае с Б.Данилишиным, но все же признает факт преследований политических конкурентов сегодняшней украинской властью. Чехия, напомним, - член Евросоюза. А евроинтеграция, по словам Президента Виктора Януковича, приоритетное направление внешнеполитической деятельности для Украины. Как минимум, неловко получается. Как максимум - и вовсе скандал.
Первой на такой "сюрприз по-чешски" отреагировала оппозиция. Ю.Тимошенко напомнила - кроме того, что решение Чехии действительно означает признание недемократичности "бело-синей" власти, так еще и оглашено оно было аккурат в тот день, когда международная организация "Freedom House" объявила о перемещении Украины из статуса свободной страны в "частично свободные". Следует признать, что стечение этих обстоятельств - балл в пользу оппонентов власти, несмотря даже на то, что превращение Б.Данилишина в политического подопечного Чехии было воспринято в стане оппозиции не только с радостью, но и с удивлением.
И если в оппозиционной среде весть о предоставлении экс-министру политического убежища была воспринята как приятная неожиданность, то в высоких кабинетах власти такое поведение официальной Праги пережили с трудом. Подложенную чехами "свинью" не совсем дипломатично (или вовсе недипломатично) прокомментировал Вадим Колесниченко. "Если подобное решение имело место, и господину Данилишину дали политическое убежище, это означает, что коррупционная цепочка действий правительства Тимошенко раскинула свои руки и в Европу. Следовательно, таким решением пытаются европейских коррупционеров увести от ответственности", - фактически обвинил Европу в соучастии в каких-то преступлениях бывшей украинской власти регионал.
Конечно, В.Колесниченко - это не глава государства, не Премьер и не Министр иностранных дел. Но все же подобное заявление заместителя парламентской фракции партии власти свидетельствует о, как минимум, схожести его частного мнения с официальной точкой зрения. А это уже намек на первый для команды В.Януковича международный конфликт, пусть и в мягкой форме.
Дальше больше: городской суд Праги выпустил на свободу Б.Данилишина, позволив ему, тем самым, с триумфальным видом организовать стихийную пресс-конференцию прямо в здании суда. "Я вернусь в Украину, чтобы доказать…", "Благодарю демократическое правительство Чехии…", "Мне не все равно, что будет с моей Родиной…", - сентенции в духе Мартина Лютера Кинга, высказанные экс-министром, дают основания прогнозировать его дальнейшие перемещения по европейским СМИ, университетам и ведомствам с выступлениями о "современном украинском режиме". Статус политика, получившего убежище, вызывает лучшее с электоральной точки зрения чувство - сострадательное уважение. Словом, в Украине теперь есть два Богдана, в какой-то степени обязанных Чехии своей популярностью - Бенюк, играющий в театре роль бравого солдата Швейка, и Данилишин, получивший защиту от этого центрально-европейского государства.
Причем тенденция защиты украинских оппозиционеров от украинского же правосудия со стороны Европы может быть продолжена, считает политический эксперт Института Горшенина Владимир Застава.
"Следует помнить: законодательство Евросоюза, в том числе иммиграционное, унифицировано. Формальная составляющая преступления, о которой говорят в Украине, для европейцев не имеет особого значения. Вместе с тем значение имеет то, что те же Юрий Луценко, Евгений Корнийчук и Ю.Тимошенко являются лидерами оппозиционных парламентских партий. Почему-то у нас об этом никто не говорит, тогда как в Европе это имеет первоочередное значение", - говорит эксперт.
Возможно, в этом комментарии и есть ответ на вопрос "почему?". Почему правительство Чехии, рискуя дипломатическими отношениями, создает прецедент с предоставлением политического убежища представителям бывшей украинской власти? Просто методичное давление на оппозицию со стороны власти в Европе считается "дурным тоном". Чем-то уж очень неевропейским и даже варварским. И это культурное расхождение в восприятии политических процессов между объединенной Европой и Украиной стало спасательным кругом для конкретного экс-министра, дав при этом надежду на выживание всей оппозиции в Украине.
Тем более, что надежды оппозиции подкрепляются не только "делом Данилишина", но и заявлениями европейских политиков относительно угрозам демократии в Украине сегодня. Так, недавно Комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и Европейской политики соседства Стефан Фюле заявил, что Украина остро нуждается в прогрессе в сфере демократии и прав человека. "Вот, например, последние решения украинских правоохранительных органов создают впечатление избирательности, направленной на членов предыдущего правительства... В случае продолжения, такая практика не будет отвечать ценностям, следовать которым обязались Украина и ЕС", - добавил С.Фюле