Силуэты угрозы: политический прогноз на 2015 год
Фото: dyvys.in

Украину прожила нелегкий год. Неопределенные угрозы российского вторжения приобрели отчетливые силуэты. Праздные обещания новой власти превратились в жалкие огрызки. Для прокуратуры формальные зацепки в расследовании преступлений высокопоставленных чиновников прежней власти оказались важнее сути. Очередной раз подтвердился тезис что мораль, даже овеянная духом революции - ценность изменчивая.

В следующем году нас ждут новые разочарования и политические потрясения. Не беремся однозначно утверждать, что предсказание сбудутся на все 100% - мы просто учли противоречивость натуры основных политических персонажей и правила игры, по которым они продолжают жить.

Прогноз на 2015 год корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ помогли составить политологи Петр Олещук и Владимир Фесенко, политтехнолог Сергей Гайдай и социолог Ирина Бекешкина.

Как будем жить с Россией

Отношения с восточным соседом будут и дальше остывать: путинская Россия продлит экономическое и военное давление, а украинская власть продолжит движение в западном направлении. Если перед выборами президента Петр Порошенко уверял, что Украина в ближайшее время не планирует стать членом НАТО, то в конце 2014 года заявил о готовности внести в парламент законопроект об отказе от внеблокового статуса - чем острее конфликт, тем меньше предыдущие обещания имеют значения.

Кремль не останется в долгу: Донбасс не перестанет кровоточить от локальных боев под заверения кремлевского диктатора об отсутствии там российских войск, Крым останется под оккупацией. Помимо снижения торгового товарооборота (только за 2014-й он сократился более чем в три раза) сведутся к минимуму общественные связи, продлится "газовая война", с 1 января ужесточатся правила пребывания украинцев в России.

Путин едва ли сможет вырваться из мира параллельных реалий, в котором он прибывает. Поэтому есть вероятность активного возобновления военных действий весной или в важные для нашей страны моменты - референдум по отмене внеблокового статуса, возобновление действий, направленных на выполнение соглашений об ассоциации с ЕС. Российская пропаганда продолжит упорное вбивание в мозг своих граждан убежденность в том, что некогда братский украинский народ является опасным врагом (в октябре 2014-го треть опрошенных россиян считал Украину недружественным государством).

На передовой борьбы русского мира с "украинскими фашистами" появятся бойцы невидимого фронта - сотрудники российских спецслужб, которые финансово подпитывать и координировать антиправительственные настроения, возможны теракты. Особенное внимание уделят областям восточного и южного региона, в первую очередь Харьковщине и Одесщине, где до военной агрессии Путина была сильна гуманитарно-культурная и этническая связь с Россией.

Впрочем, на реализацию амбициозных планов гибридной войны нужны немалые деньги, что в период кризиса излучает для Украины сдержанный оптимизм. Рубль падает, долги российских компаний стремительно растут, бизнес выводит остатки своих активов за рубеж, санкции действуют. Нефть и газ, экспорт которых составляет свыше 60% доходов госбюджета РФ, дешевеет, а газовые поставки в Европу с 2000 года сократились на треть. На этом фоне имперские замашки их правителя больно ударят по карману не только обывателя, но и элиты, что чревато, как минимум, снижением градуса уважения к президенту. Ему проще на время заморозить конфликт и решить внутренние проблемы, неконтролируемое развитие которых грозит потерей власти.

Доверие к власти

В соответствии с традициями украинской политики, доверие избирателя к представителям власти будет падать. У Виктора Ющенко рейтинг начал резво валиться сразу после избрания его главой государства: в январе 2005-го ему доверял свыше 50%, осенью того же года - менее 20%. Рейтинг Виктора Януковича после выборов раскачивался полгода, и к началу 2011-го упал в два раза до 19%.

Популярность Порошенко, за которого на президентских выборах проголосовали свыше 50% избирателей, также сползает вниз. Об этом свидетельствуют результаты парламентских выборов партии Блок Петра Порошенко, которая вместо ожидаемых 30% взяла чуть более 20-ти. Здесь сказались кадровые просчеты президента, инертность в борьбе с коррупцией и неспособность разрешить военный конфликт на Донбассе.

Нелегкое время ждет правительство Арсения Яценюка, явно затянувшее с проведением обещанных реформ и люстрацией. Ему вспомнят невыполненные обещания о сокращении контролирующих органов и заверения стабилизировать курс гривны. Учитывая, что Народный фронт, как и большинство украинских политсил, является партией лидерского типа, репутационные потери Яценюка скажутся на популярности всей организации.

Рейтинг власти продолжит свое падение, независимо будут ли проводиться реформы или нет. Фракции Порошенко и Яценюка потянут за собой вниз парламентские силы, входящие в коалицию. Недовольство населения станет естественной реакцией здорового организма. Причем как на отсутствие радикальных действий для спасения экономки, так и на непопулярные меры, сопровождающие эти самые экономические преобразования. Среди них, кстати, отмена индексаций, стипендий и льгот, экономия на здравоохранении.

Для спасенья рейтинга придется прибегнуть к популистским шагам: показательный отказ от очередных чиновничьих привилегий, обещания обложить богачей налогами и забрать заводы у олигархов (реприватизация), которые они украли у народа благодаря преступной власти "попередников". Чтобы отвлечь внимание избирателей от катаклизмов, раздираемых Украину, в СМИ начнут спекулировать на предмет внешней угрозы и муссировать тему патриотизма, сводя отчизнолюбие к мысли, что нужно затянуть пояса, пока страна в опасности.

Местные выборы

Украинцам уже пришли первые коммунальные платежки, предвещающие повышение расходов. Пенсионеры узнали о грядущем сокращении выплат, сельские жители - о сокращении количества местных школ. Больные в стационарах будут платить за еду, льготников лишат преференций, а будущим матерям урежут размер помощи при рождении ребенка. Сокращение государственных расходов больно ударит по самой активной части избирателей - людям, старше 50-ти.

Свинцовая правда реальности отразится на местных выборах, проведение которых ожидается в октябре 2015 года. Венцом избирательной кампании в юго-восточных областях станут высокие результаты представителей Оппозиционного блока (бывшие регоналы) и партий, ориентированных на Россию. Впрочем, результаты будут не сильно отличаться от итогов парламентских выборов 2014 года (в Харьковской, Луганской, Донецкой областях - 32-39%, в Запорожской и Днепропетровской - 22-24%, в Херсонской, Николаевской и Одесской - 10-18%).

Избиратель, разочаровавшийся в Порошенко, Яценюке, Тимошенко и их политических силах, созреет к голосованию за новые лица. Депутатами городских, областных советов, а также мерами станут участники Антитеррористической операции. На политической арене местного уровня появятся общественные лидеры и моральные авторитеты региона, которые, по примеру партии Самопомич, проведут в местные советы новые лица под флагами свежеиспеченных партий и объединений.

Местные выборы 2015 года - это конфликт между старой элитой и активно настроенными общественными функционерами. Первые по обыкновению включат бюрократическую машину административного ресурса, но она даст сбои - начальству сложно будет мобилизовать бюджетников, учителей и работников ЖКХ, которым на тот момент урежут выплаты и преференции. В отличие от них студенты, оставшиеся без стипендий, скажут свое слова не только в акциях протеста против "старых", но и в бюллетенях для голосования. А это немалая армия избирателей - у нас их около 2,5 млн. человек.

Заклятые единомышленники

"Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус" - так можно охарактеризовать отношения, которые будут развиваться в 2015 годы между соратниками по коалиции, особенно между президентом Петром Порошенко (именная фракция в парламенте) и премьером Арсением Яценюком (Народный фронт). Публично они будут показывать единство команды и политическую сплоченность, с воодушевлением демонстрировать собственные успехи и умалчивать о неудачах.

Тем не менее, невидимая обывателю политическая подоплека вынудит первых лиц продолжить борьбу личных амбиций. Порошенко и Яценюк будут конкурировать за сферы влияния с прицелом на следующие президентские выборы. Каждая из сторон, под напором бури кулуарных страстей, станет приписывать себе достижения, а политическим попутчикам - неудачи. Игра уже началась: формальный лидер фракции БПП Юрий Луценко недавно ненавязчиво пожурил Кабмин за пассивность с внедрением реформ и за коррупцию в министерствах.

Однако соперничество не выльется в открытый конфликт, что доказывает компромисс президента с назначением на пост секретаря СНБО третьего номера Народного фронта Александра Турчинова. В военное время Совбез стал влиятельной структурой, к тому же на подходе законопроект, который значительно расширяет полномочия Совета в сфере национальной безопасности.

Основной причиной, принуждающей латентных политических оппонентов играть в дружбу - неодобрение конфликта западными партнерами. Если они разочаруются, как это было во времена противостояния между президентом Ющенко и премьером Тимошенко, на перспективе финансовой и военной помощи можно ставить крест. Отсутствие позитивных изменений в условиях российской интервенции и высоких протестных настроений в обществе чревато зубодробительным последствиями для самой власти, вплоть до ее радикальной смены. А начаться восстание может, к примеру, в парламенте, где депутаты разделяться не по политической принадлежности, а по принципу "старых" и "новых" - свыше 230 парламентариев VIII созыва ранее не избирались в Верховную Раду.

Отношения с Западом

Сенат США 12 декабря принял законопроект, который делает Украину их особым партнером вне блока НАТО. Это означает, что американцы имеют право предоставлять нам финансовую помощь, предусматривает поддержку в сфере энергетики, борьбе с российской пропагандой, а также оговаривает поставку летального вооружения (оружие, приводящее к гибели). На этом хорошие новости заканчиваются.

Евросоюз и США в ближайшей перспективе едва ли смогут увидеть в Украине равного партнера. По рейтингам S&P, мы имеем существенные риски дефолта в 2015 году и поэтому кровь из носа нуждаемся в финансовой помощи международных структур. Деньги мы можем получить при условии административных и экономических реформ. Но темпы их проведения не радуют Запад - за девять месяцев премьерства Яценюка, который высокопарно окрестил свой Кабмин "правительством камикадзе", улучшения если и были, то их умело скрывали.

В Украине не смогли направить в суд ни единого дела по высокопоставленным чиновникам прежней власти, до сих пор не провели люстрацию, не создали Антикоррупционное бюро. По уровню коррупции на конец этого года мы опережаем даже Россию (142 место против 136-го - из 175 стран, которые исследовала Transparency International). До апреля 2015-го ЕС отменит санкции против четвертого президента Виктора Януковича и его окружения, если не появятся результаты расследования уголовных дел.

Интеграция Украины в ЕС примет вялотекущую форму и, по примеру Турции, затянется на десятилетия. Запад перенасыщен Украиной - передовицы европейских и американских газет уже не отягощены статьями о событиях в нашей стране. США и ЕС станут удаляться от неудачливой Украины, как от бесперспективного партнера, искать компромисс с потенциальным победителем, то есть с путинской Россией.