Скандальный процесс: 10 фактов о деле и бойцах Торнадо
Полицейское оцепление вокруг здания Оболонского райсуда в Киеве 9 августа

Судебное заседание по делу Торнадо, которое рассматривает Оболонский районный суд Киева, девятого августа перенесли - не явился один из адвокатов подозреваемых Вадим Драговоз, который занят еще и в резонансном газовом деле Онищенко. Подозреваемых доставили в зал суда, где, со слов защиты, они полтора часа провели в наручниках за спиной в "аквариуме", и оперативно вывезли, объявив следующую дату заседания - 16 августа. Так ли это на самом деле, проверить было невозможно: суд идет в закрытом режиме.

tornado1.jpg

tornado2.jpg

Полиция подготовилась к суду: в оцеплении стояли несколько сотен человек

Ни журналистов, ни группу поддержки бойцов Торнадо не пустили даже во двор. Суд по периметру был окружен плотным кольцом из нескольких сотен правоохранителей, автобусов и автозаков. На такие меры полиция пошла после предыдущего заседания, которое завершилось серьезным столкновением с соратниками обвиняемых. Второго августа люди, поддерживающие подозреваемых, заблокировали вход в здание, требуя пустить их внутрь  - для доставки еды и воды для бойцов Торнадо. Когда этого не произошло - попытались прорваться силой, попутно забрасывая силовиков дымовыми шашками, петардами и мукой. В ответ полиция применила слезоточивый газ. Потери понесли обе стороны: более 20 полицейских пострадали, троих штурмовиков задержали и уже предъявили подозрение.

Дело Торнадо за прошедшую неделю обросло новыми слухами и стало использоваться политиками в своих целях. Депутат Татьяна Черновол (Народный фронт) объявила, что в телефонах подозреваемых найдено видео изнасилованных детей, ГПУ опубликовала видео показаний пострадавших в деле, Геннадий Москаль в подробностях рассказал, какие бесчинства сотрудники МВД якобы творили в Луганской области .

Подозреваемые и их адвокаты все обвинения упорно отрицают. Их основное требование - сделать суд публичным, чтобы они могли отмыться от этой информации.

Редакция ЛІГА.net разбиралась, кто такие бойцы Торнадо и за что их судят.

Что такое Торнадо

У истоков спецроты Торнадо стоял батальон Шахтерск, сформированный летом 2014 года для зачистки населенных пунктов Донбасса после их освобождения ВСУ. Командиром Шахтерска был уроженец Запорожья Андрей Филоненко, а замом по боевой подготовке - Руслан Онищенко, уроженец Тореза (Донецкая область). Всего через несколько месяцев после создания, в октябре 2014 года, батальон был расформирован, - по словам главы МВД Арсена Авакова, за систематическое мародерство.

"Прекрасно дравшийся под Иловайском батальон Шахтерск был мною распущен, потому что неоднократные случаи мародерства в Волновахе и других ситуациях имели место", - сказал тогда Аваков. Он добавил, что не все 700 человек занимались мародерством, а порядка пятидесяти, но этого хватило, чтобы опорочить честь всего подразделения.

Расформированный Шахтерск разделился надвое: одна часть бойцов перешла в подразделение МВД Святая Мария, а вторая, преимущественно жители Донецкой и Луганской областей с милицейским прошлым, стала ротой патрульной службы милиции особого назначения Торнадо. Спецроту возглавил бывший замкомбата Шахтерска Руслан Онищенко. Еще до войны он не раз привлекался к уголовной ответственности: по данным военного прокурора Анатолия Матиоса, у него пять судимостей. Адвокаты признают две, и обе погашены.

Всего, утверждает военный прокурор, 43 из 109 бойцов были с судимостями. Как эти люди  попали в милицейскую спецроту в зоне АТО в разгар войны и кто несет за них ответственность - власти молчат.

Первые обвинения

В июне 2015 года тогдашний губернатор Луганской области Геннадий Москаль обратился к МВД, Генштабу и СНБО с просьбой разоружить батальоны Торнадо и Чернигов и вывести их за пределы Луганской области. "Особенно недостойным поведением и совершением серии преступлений зарекомендовал себя батальон Торнадо, который фактически вышел из подчинения МВД... Торнадо воевать не желает, не принимает и не принимал никогда участия в боевых операциях, а превратился в организованную преступную группировку и фактически создал банду, которая занималась похищением людей, убийствами, изнасилованиями, разбойными нападениями, грабежами, кражами", - отметил он. Москаль добавил, что Генпрокуратура фиксирует эти преступления, и за них придется отвечать. Лично к нему, говорит он, обратились с жалобами на бойцов Торнадо несколько десятков жителей области.

"Вместо того, чтобы давать достойный отпор врагу, некоторые подразделения МВД стали на путь совершения преступлений, а чтобы прикрыть недостойное поведение, выдают себя борцами с вооображаемой контрабандой", - отметил Москаль.

В разгар скандала вокруг спецроты министр Аваков подписал приказ о расформировании Торнадо. А негативную информационную волну использовали для того, чтобы обосновать необходимость вывода добровольческих подразделений с фронта .

Фактор контрабанды

18 июня 2015 года были арестованы восемь бойцов Торнадо вместе с командиром роты Русланом Онищенко. Всем бойцам спецроты Аваков пообещал служебную проверку и прямое собеседование. "Кто-то продолжит службу дальше, кто-то нет, кто-то попадет под судебное преследование, кто-то нет. Это нормальный процесс очищения", - утверждал министр.

Но в Торнадо аресты бойцов и комбата связали с их борьбой с контрабандными потоками: их сотрудники якобы задерживали поезда, которые курсировали на оккупированные территории. "До этого мы стояли на передовой, нас поливали Градом, нас убивали, и мы были хорошими. А когда увидели, что началась торговля с террористами, то мы сразу стали мародерами и убийцами", - прокомментировал задержание и.о. командира с позывным Охотник. Он утверждал, что накануне арестов, 16 июня, бойцы Торнадо  задержали поезд из оккупированного Алчевска в Днепропетровск: 20 вагонов чугуна, 10 тротиловых шашек и диверсанты.

"Ребята, когда там еще находились, начали останавливать огромнейшие потоки контрабанды, которая шла туда и обратно. Это все было опубликовано в интернете. Совпадение? Знаете, до этого никого не волновало, что кто-то там ранее судимый, кто-то несудимый, кому-то подзатыльников надавали, а кому-то нет. Но только начали останавливать потоки контрабанды - сразу они стали врагами, и их тут же посадили в тюрьму" - сказал в комментарии ЛІГА.net один из адвокатов обвиняемых Владимир Якимов.

Кто на скамье подсудимых

Обвинения выдвинуты командиру милицейской спецроты Руслану Онищенко и 11-ти милиционерам роты, вольнонаемным сотрудникам и лицам, которые находились в ее составе неофициально. Это Даниил Ляшук, Никита Свиридовский, Никита Куст, Роман Иваш, Андрей Демчук, Николай Цукур, Анатолий Пламадяла, Борис Гульчук, Юрий Шевченко, Илья Холод. Еще один сотрудник с позывным Толстый был застрелен в октябре прошлого года при задержании. При нем якобы нашли арсенал оружия.

Кроме того, месяц назад, 14 июля 2016 года Новопсковский районный суд Луганской области вынес первый обвинительный приговор торнадовцу: шесть лет тюрьмы за пытки и изнасилование местной жительницы.

Сколько потерпевших

Изначально военная прокуратура сообщала, что по делу проходят восемь пострадавших, которые находятся под круглосуточной защитой. "Во время досудебного расследования им угрожали, и поэтому они и их семьи были взяты под круглосуточную защиту", - отметил прокурор Руслан Кравченко. Цифра адвокатов Торнадо - 12. Причем двое из них являются сослуживцами подозреваемых. В судебном заседании опросили семерых потерпевших, и ожидалось, что восьмой даст показания 9 августа, но суд перенесли.

В чем обвиняют бойцов спецроты МВД

Список преступлений, в которых обвиняют бойцов Торнадо, длинный, и некоторые из них тяжкие. Их подозревают в создании и деятельности с декабря 2014 по июнь 2015 года преступной группировки на территории Луганской и Донецкой областей. Прокурорским языком набор обвинений звучит так: удовлетворение половой страсти неестественным способом с угрозой применения физического насилия; превышение власти и служебных полномочий работником правоохранительного органа; незаконное завладение транспортным средством; незаконное лишение свободы и похищение человека; пытки; доведение лица до покушения на самоубийство; самовольное присвоение властных полномочий и звания должностного лица; незаконное проникновение в жилище и незаконного проведения в нем осмотра; вымогательство. Например, по материалам одного из уголовных производств, сотрудник Торнадо в течение четырех дней "пытал и совершал насильственные действия в отношении женщины".

Матиос в интервью журналистам назвал Торнадо бандитской организацией в погонах милиции, которая терроризировала население Луганской области. "Люди с расстройствами психики не могут иметь власть, тем более с оружием. Это нонсенс, допущенный непонятно в силу чего... Следствие при задержании этих лиц получило некоторые данные. После изъятия мобильных телефонов начата экспертиза носителей видео- и фотоданных. Поверьте, если бы я озвучивал это на экран, процитировал, что там есть, то никто никогда не сказал бы, что это - человек. Это нелюдь", - заявил Матиос Подробностям недели.

По его словам, на видео зафиксированы пытки в особо жестокой форме и изнасилования.

Что говорят свидетели: видео из суда

На днях ГПУ обнародовала 16-минутный ролик с реконструкцией  - как утверждают потерпевшие - издевательств над жителями Луганской области и показаниями свидетелей. На нем один из подозреваемых, бывший боец Торнадо Юрий Шевченко рассказывает о пытках над неизвестным мужчиной. "Начали пытать его. Моджахед и Бизон. Били его электрошокерами. Потом, когда у них электрошокеры разрядились, они сказали мне и Пальчику встать. Мы встали. И Руслан Онищенко сказал, чтобы мы его изнасиловали. Я сказал Руслану, что я этого делать не буду. Моджахед направил на меня автомат и сказал: сейчас мы тебя расстреляем. Я реально воспринял это как угрозу убийства и поступил, как приказал Руслан Онищенко", - говорит он на судебном заседании.


Осторожно, видео содержит сцены насилия (18+)

"Раздели меня наголо, он (один из бойцов, - ред.) взял лыжную палку и нанес не менее 30 ударов по ногам и гениталиям. Потом он даже устал махать этой палкой... Они меня потом посадили в стакан, была зима, очень холодно. От боли не хотелось жить. Я отломал кусок ржавого металла от двери и начал себе перерезать вены", - рассказывает один из потерпевших.

Его лицо на камеру не показывают - суд идет в закрытом режиме.

Зачем закрыли суд

На судебные заседания в Оболонском районном суде Киева не пускают никого, кроме участников процесса. В прокуратуре это объясняют несколькими причинами. Первая - суд исследует обстоятельства преступления против половой свободы и половой неприкосновенности. Вторая - чтобы пресечь разглашение обстоятельств, которые унижают достоинство потерпевших. К их числу относятся подробности пыток, которые инкриминируются обвиняемым - по данным следствия, с применением электрошокеров и зачищенных концов оголенных проводов, многочисленные удары палками и прижигание половых органов.

"Еще одним основанием для судебного производства в закрытом режиме является обеспечение безопасности пострадавших и свидетелей в уголовном производстве в виде неразглашения их анкетных данных и внешности", - говорят в ГПУ.

Адвокаты с этой трактовкой не согласны: оснований нет. А обвиняемые требуют открыть судебный процесс, чтобы у них была возможность защититься. "Мы не считаем, что участие в АТО дает нам право на индульгенцию. Мы не требуем снять ни одного пункта обвинений. Мы не просим амнистии: виновны - сядем. Но мы имеем право и требуем открытого суда. Один эпизод по 153-й (насильственное удовлетворение половой страсти, - ред.) - не вопрос, закрытое заседание. Но по остальным статьям (превышение полномочий, якобы отжим авто у сепаров, проникновение в жилище одного из лидеров "ополчения") - только открытый суд... За 14 месяцев нас с ног до головы г...ном облили. Поэтому и требуем открытого суда: не отмыться от грязи и крови, а отмыться от г..на", - такой пост появился 8 августа на странице подозреваемого Николая Цукура в сети Facebook.

Позиция защиты

"Дело изначально сфабриковано, - заявил в комментарии ЛІГА.net адвокат Владимир Якимов. - Моя версия: убивается добровольческое движение. Если бы это шло в контексте только уголовного преступления, то проблема была бы только у батальона Торнадо. А так у них абсолютно идентичные статьи, у всех батальонов. И вообще у армии. Тут, как по мне, вообще чуть ли не всеобщая программа уничтожения добровольческого движения".

По его словам, если обвинение считает, что бойцы Торнадо действительно преступники, то суд должен быть открытым. "А они прилепили, за уши притянули половое преступление для того, чтобы были правовые основания слушать дело в закрытом режиме", - считает он.

Адвокат утверждает, что в течение года, пока слушается дело Торнадо, погибли пять свидетелей защиты: "Это случайность? При разных обстоятельствах. Двое здесь, трое в зоне АТО. Двое взорвались в машине, сейчас говорят, что взрывчатку перевозили. Ребята, которые служили в армии, провозили тротил с детонаторами вместе - вы что, шутите?"

"Вы посмотрите, что по телевидению говорят. Что там были изнасилования, убийства, грабежи и разбои. У всех этих действий есть своя статья. Но обвинение по ним не выдвигается. Неужели вы думаете, что если бы там была хоть одна фотография, один намек на это преступление, то в тех 10-12 статьях обвинения втулили бы обязательно и 115 (убийство), и 152 (изнасилование), и 186-187 (грабеж и разбой). А этого нет даже в акте обвинения. Обвинительный акт - это практически паспорт уголовного дела", - добавил он.

На вопрос ЛІГА.net, как к пунктам обвинения относятся сами подсудимые и признают ли вину, Якимов ответил: "Полностью отрицают. По всем статьям обвинения они полностью невиновны. И в материалах дела нет ни одного доказательства, что они виновны. Все дело строится исключительно на показаниях потерпевших. Кстати, сепаратистов. То видео, которое сейчас показывают - это следственный эксперимент. Это не доказательство того, что они действительно это совершали. По своей силе это видео и показания потерпевших - одно и тоже. Просто в первом случае потерпевший говорит: брал и бил палкой, а во втором на видео, на макете показывает, как это было. Одно и то же. И все обвинение строится исключительно на показаниях потерпевших".

Адвокаты говорят, что по доказательствам стороны обвинения вину сотрудников Торнадо доказать будет невозможно. Хотя по некоторым пунктам обвинительный приговор возможен. Например, за незаконное лишение свободы. С точки зрения законодательства, в Украине нет военного положения, и действия представителей Торнадо могут быть расценены как правонарушение. Но тогда по этой статье можно привлечь большинство бойцов добровольческих батальонов.

Оценка участников АТО

"Это однозначно общая программа по дискредитации добровольцев, - сказал о деле Торнадо в комментарии   ЛІГА.net народный депутат, первый командир полка Азов Андрей Билецкий. - Но с другой стороны, некоторые люди этому активно помогают и своей деятельностью. Все мы прекрасно понимаем, что преступления совершались. Это война. Милицией, СБУ, добровольческими подразделениями, Вооруженными силами Украины во время активной фазы - а медийно, как прожектором, освещаются только дела добровольцев. В этом заключается конкретное задание конкретной власти и конкретного человека по тотальной моральной дискредитации добровольческого принципа защиты страны".

Билецкий утверждает, что в дискредитации добровольческих подразделений заинтересована Банковая и президент: "Он занял агрессивную позицию еще летом 2014 года. Это проявлялось даже в том, что добровольческие подразделения воевали без тяжелого вооружения, без полномасштабной поддержки. Хотя любой военный сказал бы, что это априори невозможно. Невозможно в принципе воевать с одним автоматом против танков и артиллерии".

Даже сейчас, говорит Андрей Билецкий, у Азова остаются проблемы с техническим обеспечением - подразделение вооружается по остаточному принципу. "Азов до сих пор меньше, чем на треть, обеспечен автотехникой и бронетехникой. В то время как подразделения ВСУ по этим категориям обеспечены на 70-100%", - пояснил он.

По словам Билецкого,  преступления из категории изнасилований, оборота наркотиков, контрабанды однозначно требуют наказания. Но есть другая категория статей, в том числе тех, по которым обвиняются бойцы Торнадо. Например, статья за незаконное лишение свободы. "В зоне АТО в начале войны совершенно отсутствовали силовые и вообще государственные институции. Часть сотрудников милиции и СБУ сбежали к террористам. Соответственно, военным приходилось в своих секторах принимать решения, - я знаю много таких комбатов и комбригов, - на задержание, удержание, допросы сепаратистов и их разведчиков. А формально это подпадает под статью о незаконном задержании человека. Ведь у нас войны нет, у нас АТО, и юридически эти действия не выписаны", - сказал он.

Первый командир Азова считает правильным определить такие категории статей УК, по которым все армейцы были бы априори амнистированы за 2014 год: "Это логично и морально".

- Но я абсолютно не отбрасываю вероятность того, что некоторые из тяжких преступлений действительно совершались. И вопрос теперь, что с этим делать: осудить тех, кто виновен, или дальше марать имя и честь всей армии?

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.