Третий свидетель ГПУ. Щербань - о Щербане, Лазаренко и Тимошенко
Свидетель по делу Владимир Щербань (справа) и старший сын убитого депутата Евгений Щербань на вчерашнем судебном заседании

По делу об убийстве Евгения Щербаня дал показания третий свидетель - бывший губернатор Донецкой и Сумской областей Владимир Щербань. Вчера перед десятком камер одиозный политик рассказал о серьезном конфликте интересов между Щербанем и тандемом Лазаренко-Тимошенко. Вкратце история от очередного свидетеля Генпрокуратуры заключается в том, что "единое целое Лазаренко и Тимошенко" любой ценой хотели получить доступ на энергетический рынок Донецкой области. На этой почве возник конфликт, который, по мнению свидетеля Генпрокуратуры, послужил мотивом для убийства.

Уже традиционно заседание (фоторепортаж) началось с дискуссии вокруг доставки в суд Тимошенко. Защитник экс-премьера Сергей Власенко вновь усердно убеждал, что Тимошенко должны либо доставить, либо перенести заседание, потому что она должна участвовать.

Но на видео, предоставленном пенитенциарной службой, Тимошенко действительно не дает однозначного ответа - хочет ли она ехать в суд. Прямой вопрос "почему она на камеру не ответила просто: да, хочу, везите" немного вывел защитника из себя:

- Вам подали, как всегда, вырезанный кусок. Это же не полное видео с момента его (сотрудника ГПтС, - ред.) входа и выхода. Вам нарезали кусочки!

По мнению Власенко, если Тимошенко находится на стационарном лечении, это уважительная причина для того, чтобы все следственные действия были перенесены.

- Я понимаю, что наши мудрые прокурорчики сейчас начнут махать справками…

- Ваша честь, прошу сделать замечание защитнику в связи с высказываниями в адрес прокуроров, - вмешалась представитель ГПУ Лилия Фролова.

- Немудрые прокурорчики тогда, - продолжал Власенко в лучших традициях Юрия Луценко.

- Вам делается замечание! - вмешалась судья.

Как ни старался защитник, исход дискуссии по поводу участия-неучастия в заседании Тимошенко был очевиден. Через несколько минут судья приняла решение допрашивать свидетеля Владимира Щербаня без подозреваемой. Кстати, каждый раз накануне очередного заседания остро встает вопрос этапирования Тимошенко в суд, и как результат - каждый раз на допросах просто аншлаг прессы.

Володя, меня расстреляют. Я неугоден Павлу. Я вижу, что за мной ездят машины. Последняя встреча с Лазаренко была на повышенных тонах, он мне сказал: Не хотите брать газ - будем решать вопрос по-другому
Вчерашний допрос длился примерно шесть часов. Свободные показания свидетеля вновь вернули присутствующих в атмосферу лихих 1990-х. Только в этот раз занавес приоткрылся над жизнью властной верхушки и бизнес-элиты Донецка.

Владимир Щербань сообщил, что знал своего однофамильца Евгения Щербаня еще с 1980-х, они вместе работали и вели бизнес. В 1994 году оба были избраны народными депутатами, а Владимир одновременно стал еще и губернатором Донецкой области (тогда еще для нардепов не было запрещено совместительство). В ноябре 1994-го свидетель с Евгением Щербанем наладили прямые поставки газа в Донецкую область из Туркменистана, и все у них было хорошо: "Нам это было выгодно, поскольку цена на газ была намного ниже".

Все беды донецких начались с назначением Павла Лазаренко первым вице-премьером. Владимир Щербань сказал: "Лазаренко начал говорить за газ. Говорил о компании, которая поставляет газ в Днепропетровскую область, и сказал, что мы могли бы поставлять газ вам".

Свидетель подробно и красочно рассказывал, как все жестче Лазаренко требовал пустить на рынок Донецка компанию ЕЭСУ. И сам свидетель, и Евгений Щербань якобы категорически отказывались.

"К нам практически каждую неделю приезжала Тимошенко. Я ни разу не общался с ней, перепоручил это Гайдуку, но и это был чисто дипломатический жест, чтобы не обидеть первого вице-премьера, дальше переговоров дело не шло. Она даже напросилась лично ко мне, сидела в приемной, но я ее не принял", - рассказал - экс-губернатор.

С Лазаренко у свидетеля отношения откровенно не сложились: "Я говорил Кучме: "Не назначайте его премьер-министром, Павел - опасный человек". Но Кучма назначил".

Напряженные переговоры дошли до откровенных угроз: "В июле 1996-го мы с ним разговаривали, пока солнце не взошло. Разговор был один - "дай доступ на рынок Донецкой области". На что, скажу откровенно, я его послал (видео). Он (Лазаренко, - ред.) сказал, что я пожалею, что родился на свет".

Пытаясь как-то объяснить очевидное отсутствие подозреваемой в рассказанной истории, в завершение свидетель Щербань сказал: Я никогда не разделял Тимошенко и Лазаренко
В области начались проблемы - невыплаты зарплат, забастовки шахтеров. Закончилось все отставкой Владимира Щербаня с поста губернатора. Но беды на этом не закончились. В конце августа на балконе в кабинете Владимира Щербаня якобы состоялся разговор, в котором Евгений сказал, что его готовятся убить.

- У него руки тряслись, он черный был весь, - сказал в суде Владимир Щербань.

После длинной предыстории свидетель, наконец, коснулся непосредственно темы убийства. Он акцентировал, что этот разговор состоялся вскоре после встречи Евгения Щербаня с Лазаренко, много раз повторял, что "ноги растут" от Лазаренко.

Свидетель не смог вспомнить многих деталей, например, рассказывал ли ему Евгений Щербань, когда и где именно Лазаренко угрожал:

- Я не знаю, где это было и как, какой интонацией Лазаренко это сказал, и были ли на нем в тот момент очки, меня интересовал факт угрозы.

Адвокат Тимошенко Александр Плахотнюк попросил свидетеля максимально точно повторить слова Евгения Щербаня. Свидетель сосредоточился, он медленно произносил каждое слово, пытаясь составить эти несколько ключевых предложений: "Володя, меня расстреляют. Я неугоден Павлу. Я вижу, что за мной ездят машины. Последняя встреча с Лазаренко была на повышенных тонах, он мне сказал: "Не хотите брать газ - будем решать вопрос по-другому". Уже от себя добавил: "Или как-то так".

Таким образом, фигура Тимошенко появляется практически в самом конце рассказа Владимира Щербаня. Пытаясь как-то объяснить очевидное отсутствие подозреваемой во всей этой истории, в завершение экс-губернатор сказал: "Я никогда не разделял Тимошенко и Лазаренко". Напомним, что примерно так же говорил другой свидетель обвинения - Игорь Марьинков.

- Я считаю, что есть причастность Лазаренко как исполнителя и Тимошенко как заказчика убийства моего товарища и партнера Евгения Щербаня, - выдал экс-губернатор, подытоживая свои свободные показания.

Защитник Власенко вскочил с места:

- Я бы просил суд сказать свидетелю, что нас не интересуют его оценки и предположения. Нас интересуют факты!

- Это не предположение, - негромко, но жестко ответил Владимир Щербань.

Но конкретных фактов, подтверждающих это "не предположение", не прозвучало. Забегая наперед, отметим, что практически в конце допроса адвокаты таки добьются нужного им ответа. "У вас есть прямые доказательства причастности Юлии Тимошенко к убийству Евгения Щербаня, кроме ваших предположений?" - спросили они. "Нет", - ответил свидетель.

Но больше всего в показаниях Владимира Щербаня смутило даже не это, а то, что они не совсем согласовываются с показаниями предыдущих свидетелей. Если экс-губернатор сводит мотив убийства исключительно к бизнес-конфликту, то вспомним, свидетели Игорь Марьинков и Сергей Зайцев тщательно отстаивали версию некой угрозы для Юлии Тимошенко от Щербаня. Во вчерашней истории Лазаренко "щемил" Евгения Щербаня как мог, тогда как предыдущие свидетели рассказывали, о том, что именно Щербань был мощной угрозой.

Владимиру Щербаню не привыкать отвечать на неудобные вопросы, но тут даже он признался: Этот суд я запомню на всю жизнь
В ходе допроса прозвучало еще много всего. Власенко то и дело ловил экс-губернатора на несоответствиях:

- Скажите, почему вы покинули Украину в 2005 году (после президентских выборов-2004, - ред.)?

- Я боялся Тимошенко и Ющенко.

Защитник только и ждал. Он тут же цитирует интервью свидетеля, где тот заверяет, что ездил "отдыхать" и ни от кого не убегал. Власенко демонстрирует фото, где свидетель вручает Тимошенко цветы:

- Так встречают убийцу друга?!

Включает видео с интервью Евгения Щербаня, где тот положительно оценивает Лазаренко:

- Вы говорите, они были врагами?!

Владимиру Щербаню вновь и вновь приходилось как-то связывать показания в логический рассказ. Ему не привыкать отвечать на неудобные вопросы, но тут даже он признался:

- Этот суд я запомню на всю жизнь.

- Не только вы, - многозначительно заметил Власенко, защитник Тимошенко и народный депутат от оппозиции.