Украина в Совете Европы: полгода на лаврах?
7abfa16f32959ad7d31f7afa0d0bf8e7.jpg

11 мая этого года некоторые украинцы испытали чувство гордости за страну - Украина возглавила Комитет министров Совета Европы, сменив Турцию. "Ну и что?" - спросили другие украинцы, которые тоже хотели бы ощутить гордость за Родину, но не очень понимают, в чем суть звания государства - председателя "коммина" Совета Европы. Украина на время стала в Европе самой главной? Нет. Украину начнут уважать больше, чем до этого события? Вряд ли. Президент Украины теперь главный в Европе? Тем более, нет. Потому что президенты европейских государств вообще не входят в состав Комитета министров Совета Европы. Тогда в чем же преимущество и выгоды от такого главенствования?

Для начала, стоит напомнить, что Совет Европы - это не Европейский Союз. Это старейшая в Европе международная организация, созданная в 1949 году с целью построить "Европу без границ". В структуру Совета входит Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), Европейский суд по правам человека, Комитет министров, а также менее известные "подразделения" - Конгресс местных и региональных властей Европы и Секретариат Совета Европы.

Так вот, Комитет министров, который Украина возглавила 11 мая, состоит из руководителей внешнеполитических ведомств европейских государств-членов Совета Европы. В задачи Комитета, согласно уставу, входит подготовка различных конвенций стран-участников, организационные процедуры по принятию новых членов (на сегодня в состав Совета Европы входит 47 государств - то есть почти все европейские страны за исключением, к примеру, Беларуси или Ватикана). Также Комитет министров обязан контролировать выполнение решений Европейского суда по правам человека и разрабатывать программы сотрудничества между странами Центральной и Восточной Европы.

Другими словами, несмотря на созвучность названий, не стоит путать Кабинет Министров Украины - правительство, центральный исполнительный орган государства, и Комитет министров Совета Европы, который вовсе не является "правительством Европы", а, скорее, исполняет функции "общеевропейского дипломатического представительства". Следовательно, председательство Украины в этой структуре стоит оценивать как роль "модератора министерств иностранных дел Европы".

О том, что роль председателя Комитета министров Совета Европы не стоит переоценивать, можно понять также из красивых, но общих слов министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, озвучившего планы Украины на время председательства в этой структуре. "Во время своего главенства Украина планирует сосредоточить внимание Совета Европы на вопросах защиты прав детей, развития местной демократии, поиска совместных ответов на обострение вызовов распространения радикального национализма и нетерпимости", - сказал министр, принявший символический "ключ от Европы" из рук руководителя турецкого внешнеполитического ведомства Ахмета Давутоглу.

Стоит сказать, что председательство в Комитете - благородная и почетная миссия, которая, впрочем, мало влияет на распределение сил в Европе. С момента создания Евросоюза роль Совета Европы значительно изменилась, равно как и уменьшилось влияние его руководителей. Парламентская ассамблея Совета Европы может принимать резолюции, осуждающие нарушение прав человека в том или ином государстве, но повлиять на реальную ситуацию в нем эта резолюция может едва ли. Комитет министров Совета Европы может принять решение об исключении из Совета такого государства, как Беларусь, но это не мешает белорусскому Президенту годами править страной под шквалом европейской критики. Совет Европы - своего рода "совесть" европейского сообщества, на которую можно обращать, а можно и не обращать внимания. Не обращать внимания на совесть - в приличном обществе неприлично и не принято, но тому же Александру Лукашенко с 1997 года это как-то удается.

И, тем не менее, недолгое председательство в Комитете министров Совета Европы (согласно уставу, страна-председатель меняется каждые полгода, в ноябре 2011-года Украину сменит Великобритания) - это престиж. Это может быть поводом для государства появляться в европейской прессе на период своего председательства. Это - реклама, которая, в конце концов, никогда не помешает. В то же время, новость о том, что Украине выпала такая честь - не повод петь хвалебные оды руководству страны, потому что это не подвиг или достижение. Полугодовое председательство в Комитете - констатация того, что государство Украина существует, что Украина - часть европейского сообщества, которая тоже может принимать полноценное участие в определенных европейских политических процессах.

Опять же, не стоит забывать о том, что Украина из-за ряда серьезных общественно-политических проблем (коррупции, зависимости судебной ветви власти, систематического нарушения прав человека) не первый год пребывает под мониторингом ПАСЕ. Однако даже довольно авторитетное председательство в Комитете министров Совета Европы эту отнюдь не престижную для любого государства процедуру автоматически, по умолчанию не отменяет. Снятие мониторинга нужно заслужить. Реальными и, главное, эффективными реформами.