Закрыть и не выпускать. Зачем власти уголовное дело против Мельниченко
2e1cd1615de2c4daedd7cd8bf3e9c2a6.jpg
Закрыть и не выпускать. Зачем власти уголовное дело против Мельниченко

Экс-майор Управления госохраны Николай Мельниченко недолго пребывал под телекамерами в комфортном качестве свидетеля по делу бывшего президента Леонида Кучмы. Точнее, по делу Кучмы автор "пленок Мельниченко" проходит до сих пор, но 23 июня Печерский суд Киева наградил его новым качеством, возобновив уголовное дело против экс-майора. Мельниченко теперь снова подозреваемый по трем статьям Уголовного кодекса.

То, чем сам Мельниченко гордился и чем сделал себе узнаваемым – прослушка президентского кабинета, теперь может стать уголовным преступлением. Разглашение государственной тайны, подделка документов и превышение власти – именно в этом обвиняется отставной майор. Стало ли такое решение суда неожиданностью, справедливо ли возобновление уголовного дела против офицера, прослушивавшего Верховного Главнокомандующего, и почему это произошло именно сейчас?

Мельниченко должен быть привлечен к ответственности за то, что делал записи в кабинете Кучмы, которые потом обнародовал. Так аргументирует иск с просьбой возобновить уголовное дело защита Кучмы. По мнению адвокатов бывшего президента, на момент закрытия уголовного дела против Мельниченко в 2005 году, находящийся на тот момент в должности генпрокурора Святослав Пискун был политически заангажирован, а потому его решение носило не юридический, а политический характер.

Сегодня, во время правления Виктора Януковича и Партии регионов, принято считать политически мотивированными многие решения "оранжевой власти", начиная с 2005 года. Тогда как нынешние "юридические мероприятия" в отношении, скажем, Юлии Тимошенко и Юрия Луценко считать преследованием оппозиции не рекомендуется. Но это к слову о двойных стандартах. А между тем сам Мельниченко, вновь оказавшийся подозреваемым, сохраняет лицо и говорит о том, что даже рад возобновлению дела, поскольку доказать невиновность теперь будет гораздо легче.

"Это (возобновление уголовного дела, - ред.) процессуально дает мне возможность в судебном порядке вообще отменить это постановление", - с оптимизмом прокомментировал решение Печерского суда Мельниченко. Позднее его адвокаты заявили, что, несмотря на демонстративную готовность защищаться, Мельниченко все же попытается опротестовать решение суда от 23 июня. Впрочем, на успех апелляции ни сам Мельниченко, ни его защита не очень-то рассчитывают. "Апелляция будет однозначно подана, но Николай Иванович правильно считает, что решение Апелляционного суда будет таким, что нашу жалобу не удовлетворят, а оставят в силе сегодняшнее постановление суда", - сказал адвокат Николай Недилько.

И все-таки, чего больше в решении Печерского суда - восстановления справедливости или же мести подслушивавшему экс-майору, чтобы другим неповадно было? Не является ли решение о возобновлении дела по прослушке кабинета Кучмы таким же политическим, как и приостановление его генпрокурором в 2005-м?

Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский убежден, что Мельниченко должен понести наказание за свои записи, и, следовательно, решение суда от 23 июля вполне логично. "Мельниченко нужно арестовать, чтобы он понял всю серьезность происходящего. Решение Печерского суда, на самом деле, запоздалое. Его нужно было принять уже давно. Оно позволяет выйти за рамки узкого контекста дела против Кучмы", - считает политолог. Погребинский также предлагает вспомнить, как Мельниченко позволял себе высокопарные заявления, был звездой в СМИ. А между тем, считает политолог, уголовное дело против майора, нарушившего присягу, позволит выйти на настоящих заказчиков сделанных им записей.

"Нет такого человека, кто бы подумал, что Мельниченко записывал Кучму самостоятельно. Нужно выяснить все детали: кто стоял за ним, кому он передавал пленки, что это были за люди, как они связаны с ЦРУ и Соединенными Штатами Америки", - однозначно оценивает возобновление дела против Мельниченко Погребинский.

Не столько стремлением к справедливости, сколько растерянностью власти объясняет новую серию дела против экс-майора директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Власть еще не решила, что делать с Мельниченко. Нет особых мотивов и целей. Они были бы, если бы у власти было понимание, что делать с делом Кучмы", - напрямую связывает два уголовных дела эксперт. Карасев полагает, что ввязываясь в дело Кучмы, представители власти не понимали, чем рискуют и какие их подстерегают неожиданности.

"Теперь власть в раздумьях, как выйти из этого дела без серьезных потерь с точки зрения элиты 1990-х, которую символизирует и олицетворяет Кучма", - подчеркнул Карасев, допуская, что идея возобновления уголовного дела против Мельниченко возникла у власти лишь в процессе поиска оптимального решения по делу Кучмы.

Не склонен однозначно поддерживать решение Печерского суда и глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. По его мнению, нельзя с уверенностью утверждать, что в действиях Мельниченко были признаки преступления. Между тем, политолог уверен, что возобновление и, как следствие, дополнительное расследование дела поможет выяснить, что же на самом деле происходило в президентском кабинете в начале 2000-х.

"Я бы не обвинял его в каких-то преступлениях, когда он записывал разговоры. Здесь можно по-разному трактовать, с какой целью он записывал Кучму, была ли в этом необходимость. Мнения есть разные. Но в целом возобновление дела поможет лучше понять, что же произошло в кабинете Кучмы", - сказал Фесенко. И, тем не менее, эксперт допускает, что итогом возобновления дела Мельниченко может стать арест экс-охранника президента. "Вокруг пленок шла большая игра. Так что, если Мельниченко передавал пленки иностранным спецслужбам, то даже с формальной точки зрения это может быть предметом обвинения", - резюмирует Фесенко.

На данный момент нет единого мнения по поводу того, что дело против Мельниченко лишено политической подоплеки, даже скорее наоборот. И, вместе с тем, эксперты едины в одном - формальный повод для возобновления уголовного дела есть. Более того, все они не исключают, что в действиях Мельниченко могут обнаружиться элементы шпионажа . Можно предположить, что экс-майор даже окажется за решеткой - независимо от того, как завершится дело Кучмы. Посмотрим на околополитические уголовные дела, открытые в Украине сегодня. Юлия Тимошенко и в роли гонимого оппозиционера имеет большой рейтинг поддержки, есть сторонники у Юрия Луценко, есть даже много тех, кто сочувствует Кучме, и это является серьезным сдерживающим фактором для власти. Беда Мельниченко в том, что в случае его "жесткой посадки" вряд ли мы увидим митинги протеста и услышим громкие заявления о новых политических репрессиях.

Мельниченко за решеткой - идеальный вариант для власти "распутаться" с делом Кучмы, отрапортовать о раскрытии громкого дела да еще и не нарваться на народное возмущение. Примечательно, что сам Мельниченко еще два месяца назад, в апреле 2011 года, отвечая на вопрос, не допускает ли он печального завершения "кассетной истории" лично для себя, не исключал такого поворота событий. "Если олигархи, которые стоят возле Януковича, поставят ему условие, - да, меня элементарно могут закрыть в СИЗО, и живым оттуда мне практически уже выйти нельзя будет", - сказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ Николай Мельниченко.