Юрий Донченко: Вероятность референдума в августе - 50 на 50
В интервью ЛІГАБізнесІнформ Донченко рассказал, зачем ЦИК принимает постановления о всеукраинском референдуме, сколько времени потребуется на его организацию, чего стоит народное волеизъявление в гривнях и почему плебисцит может провести власть, но не народ.
- По данным СМИ и экспертов, Центризбирком начал подготовку к референдуму - об этом якобы свидетельствуют апрельские постановления, принятые во исполнение закона о референдуме. Это действительно подготовка или просто технический момент?
- Закон о референдуме, как и любой другой (о выборах президента, народных депутатов, органов местного самоуправления), содержит ряд позиций, которые должна утвердить в развитие этого закона Центральная избирательная комиссия. Наши специалисты поработали с законом, и глава комиссии Владимир Шаповал в январе подписал распоряжение принять и утвердить в рамках его реализации целый перечень документов - 109. Плюс 31 разъяснение. То есть когда спрашивают, чем занимается ЦИК в периоды между выборами - этим и занимается. На сегодня из этого перечня мы приняли одну треть, может, даже половину документов. А в интернете уже пишут, что готовится референдум. Да ничего не готовится. Хотя нас уже депутаты начали бомбить запросами в связи с тем, что мы якобы опаздываем с документами, и если бы не это, они уже начали бы инициировать референдум, собирать инициативную группу и так далее. Но документы, необходимые для того, чтобы у них не было проблем при регистрации, ЦИК действительно еще не утвердил.
- Кто эти депутаты?
- Давайте обойдемся без фамилий. Это я сказал к тому, что в целом такой запрос уже есть. Но закон не уточняет, какой срок нам отведен на принятие документов - месяц, полгода или год.
- А вам что-то известно о планах власти к августу провести первый референдум по новому закону?
- Вероятность - процентов 50 на 50. Для проведения референдума должна быть воля власти и четкая стратегия. Помешать могут чисто внутренние проблемы. Но то, что разговоры на эту тему ведутся - это правда.
- ЦИК в случае необходимости успеет подготовить всю нормативную базу до августа?
- Конечно. Все документы уже наработаны, они просто находятся на стадии изучения и принятия.
- Определенная законом процедура референдума вызывает много критики. Как вы оцениваете содержание закона?
- Новый закон о референдуме имеет недостатки, но главное - что он максимально приближен к избирательной законодательной базе. Много лет его очень не хотели принимать. Я сам как депутат двух созывов знаю, что он неоднократно вносился в повестку дня - и всегда благополучно проваливался. Закон наконец-то приняли, и это позитивный момент.
Наши замечания к закону заняли где-то 15 страниц. Мы как практики давали свое видение этого документа по запросу Администрации президента и Верховной Рады еще на стадии его подготовки и подписания. Предложения мы подали, но нам, как всегда, просто сказали "спасибо".
- В чем заключались предложения ЦИК к закону?
- Мы рекомендовали максимально приблизить закон к избирательной практике. Можно было сразу снять многие проблемы, и он вызывал бы гораздо меньше нареканий. Например, по ряду позиций он не совсем стыкуется с законом о Государственном реестре избирателей. Кроме того, необходимо было расширить поле для набора членов избирательных комиссий. Вместо этого в законе содержится норма, не совсем подходящая для избирательной системы - фактически референдум проводит государство. Для двух субъектов инициирования референдума, президента и Верховной Рады, процедура максимально проста. А вот что касается народного референдума, я бы сказал, механизм непрост, и даже усложнен.
- Вы о том, что оппозиционным партиям и общественным организациям не хватит ресурсов для инициирования референдума, и закон ограничивает их доступ к этому механизму?
- Инициировать референдум действительно сложно. Думаю, хиленькая партия этого сделать не сможет. Я уже молчу о финансовой стороне вопроса: государство начнет тратить деньги только после того, как референдум будет объявлен. Проблема еще и в том, что для инициирования референдума должны собраться не менее двух тысяч человек. Сколько вы знаете помещений в Киеве с такой вместительностью?
- Стадион Олимпийский вполне вместит.
- Да, и стадион Динамо тоже. Это летом. А как быть зимой? Сколько у нас крытых помещений? А если референдум инициируют не в Киеве, а в каком-то областном центре?
Но это только первый момент. Второй: не так уж просто собрать две тысячи людей, а лучше больше - с запасом. За пять дней до проведения сборов инициаторы должны проинформировать ЦИК, и мы идем смотреть, так ли это. Мы имеем право проверить списки людей, - к их составлению есть определенные требования, - и если мы увидим, что какому-то человеку нет 18 лет или еще что-то в этом духе, если организаторы начнут фальшивить, то у них могут возникнуть проблемы.
Следующий проблемный момент: сборы граждан, кроме собственно вопроса, который будет выноситься на референдум, должны утвердить состав инициативной группы. Если прежний закон позволял создавать неограниченное количество инициативных групп, то теперь она может быть только одна, в составе не менее пятисот человек. Этой группе предстоит собирать подписи граждан в поддержку референдума в не менее чем в двух третях регионов Украины. Я вам откровенно скажу: пятьсот человек никогда в жизни при самой сумасшедшей работоспособности не соберут три миллиона подписей, это нереально. Для этого понадобится порядка двух тысяч обученных людей. Причем только члены инициативной группы имеют право сбора подписей, их подписи ставятся в конце каждого подписного листа. Представляете, какой должна быть подготовка и человеческий ресурс?
- Какой календарный план референдума по новому закону: сколько времени должно пройти от сбора подписей до собственно голосования?
- Схема такая: за пять дней до сборов - уведомление ЦИК, потом сборы, и в течение пяти дней мы проверяем документы. Еще два дня - на регистрацию вопроса, 40 дней на сбор подписей. Проверка подписей занимает семь дней, и один день дается на то, чтобы передать все материалы президенту. Это если без запятых и все идет по плану. Итого - 67 дней. Дальше закон говорит, что президент обязан объявить референдум, - но, кстати, не говорит, в какой срок. Допустим, в течение недели президент объявляет референдум. После этого запускается государственный механизм, и 50 дней отводится уже на процедуры, связанные с регистрацией, проведением референдума, а потом объявлением результата. Грубо говоря, почти полгода. Это минимум.
- То есть если в августе инициируют референдум, до конца года решения не будет?
- Да, но только если это будет референдум по народной инициативе. Если же в августе о начале референдума объявит президент или Верховная Рада, то срок сокращается до 50 дней. Этим субъектам референдума не надо собирать инициативную группу и подписи в регионах.
- Какие вопросы могут быть вынесены на референдум - или, наоборот, запрещены?
- Закон запрещает, и в Конституции это четко прописано, проводить референдум по народной инициативе по вопросам налогообложения, бюджета, амнистии и смене территориального устройства. Например, актуальная сегодня тема - освобождение Юлии Тимошенко. На референдум выносится изменение уголовной статьи, которое поможет ей выйти на свободу. Такой вопрос нам придется еще передать на анализ в Конституционный суд, чтобы он определил, что это - амнистия или просто изменение уголовного законодательства. И только если КСУ скажет, что это не амнистия - мы зарегистрируем вопрос. Кстати, такая практика уже была при Ющенко, собирались подписи по поводу вступления Украины в НАТО, и так все и висит по сей день. Хотя подписи собраны и отданы президенту Украины для подписания указа.
- А если КСУ будет оценивать вопрос целый год?
- Будем ждать.
- ЦИК имеет право влиять на формулировку вопроса?
- Нет. Повторю: если есть опасение, что вопрос подпадает под перечень запрещенных, ЦИК может только обратиться в КСУ для его оценки, получить заключение и принять решение.
- То есть теоретически возможно появление вопросов, как сейчас шутят: хотите ли вы вступить в ЕС во время финансового кризиса или процветать и благоденствовать в Таможенном союзе?
- Оба эти вопроса под запрет не подпадают. Тут уж пусть люди определяют, куда им лучше идти. А политики пусть им рассказывают, где они будут лучше себя чувствовать.
- Законно ли внесение изменений или принятие новой Конституции на референдуме?
- Откровенно скажу, это мое субъективное мнение: я не понимаю, как это - голосовать за Конституцию в целом. А если вам из 196 статей проекта Конституции нравятся 195, а одну вы категорически не приемлете? Это же ставит вас в условия, когда лишены выбора. Нельзя так делать. Конституция - это целый ряд важных разделов: права, свободы и обязанности человека и гражданина, выборы, референдумы, Верховная Рада, президент, Кабинет министров, территориальное устройство, местное самоуправление и т.д.
По такому пути пошла Россия: Ельцин вынес на референдум, и Конституция была принята всенародно. А изменить теперь как? Только через референдум. Если для нас сейчас изменение Конституции сложная, но реальная процедура, то референдум - это проблема.
- Сколько государственных средств потребует определение воли народа на референдуме?
- Я могу говорить только о тех суммах, которые мы просчитывали по запросу Кабинета министров - без личных средств партий. Новый закон немного отличается от других избирательных законов в плане количества членов окружных комиссий на платной основе. Если в законе о выборах президента три таких человека, то в законе о референдуме - шесть. Мы посчитали - 1,1 млрд. гривень.
- Внушительная сумма.
- Да. При этом надо понимать, что это бюджетные средства, которые необходимо тратить, на мой взгляд, на вопросы, актуальные для всего народа Украины, а не для удовлетворения амбиций отдельных политиков или политических партий.