Килинкаров: Выборы в Луганске подтасовали регионалы, но без Януковича
Луганск на местных выборах оказался одним из тех "стратегических" городов, в которых развернулась нешуточная борьба за кресло мэра, а кандидаты шли к финишу "корпус в корпус". На днях официальным победителем в этой мэрской гонке был объявлен регионал Сергей Кравченко - своего соперника, нардепа от Компартии Спиридона Килинкарова он обошел с перевесом всего-навсего в 21 голос. Но вчера ночью Луганский окружной админсуд поставил эту победу под сомнение - своим решением он обязал городской теризбирком внести изменения в итоговый протокол о результатах голосования. Если ТИК исполнит решение суда, то кресло Луганского городского головы автоматически перейдет в руки С.Килинкарова - и тоже с шатким преимуществом, в 22 голоса.
Правда, С.Килинкаров победу пока не празднует - по его словам, события могут развиваться по-разному. О том, кто дал команду на фальсификацию выборов в Луганске и светит ли коммунистам кресло мэра, депутат рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
- Спиридон Павлович, что Вам дает решение суда? Означает ли оно, что мэром Луганска стали именно Вы, а не Сергей Кравченко?
- Не совсем. Пока говорить можно только о том, что возбуждено уголовное дело по факту фальсификации выборов на трех избирательных участках. Мы обнаружили, что результаты голосования на этих участках, записанные в "мокрых" протоколах, не совпадают с результатами, которые были зачитаны в Жовтневой районной территориальной избирательной комиссии Луганска. Расхождение составило около 500 голосов.
Как только мы выявили этот факт, то вызвали прокуратуру. Были изъяты все материалы, в том числе мешки с протоколами. В соответствии с законом, прокуратура провела опись. Фактически описали каждый бюллетень. На тот момент уже объявили результаты выборов - плюс 21 голос у Кравченко. Но в процессе описи был выявлен перевес в мою сторону в 43 бюллетеня. В результате получилось плюс 22 за Килинкарова.
Однако это же не подсчет территориальной комиссии, а опись в рамках уголовного дела. К тому же, эти 43 бюллетеня были поставлены под сомнение. Прокуратура решила отправить их на экспертизу в областное МВД. Собственно, на этом вся история пока и закончилась.
Да, есть решение суда, которое обязывает городской избирком в рамках полномочий внести изменения в итоговый протокол. Как они это будут делать, - пересчитывать заново бюллетени и составлять новый протокол, или же процедура будет иной, - я пока не знаю.
- Как Вы сам оцениваете свои шансы отыграть победу на выборах мэра?
- 50 на 50. Все зависит от того, какие решения будут приниматься в судах, на уровне прокуратуры, милиции. Тут задействована целая машина, которая должна дать определенный результат. Какой - даже не представляю. Ведь в этих бюллетенях, отправленных на экспертизу в МВД, можно элементарно какие-то дополнительные пометки сделать (и их признают недействительными, - ред.). Фантазия человеческая безгранична.
Я готов к любому решению. По крайней мере, я как кандидат прошел весь путь и боролся, в первую очередь, чтобы дать людям надежду на то, что их голос что-то значит. А не так, что кто-то сел "на третьем этаже", переписал протоколы и сам определил победителей.
- Отстаивать победу как-то будете?
- Уголовное дело должно быть доведено до логического завершения и передано в суд. Надеюсь, так и будет. Люди, которые занимаются фальсификациями, должны понести уголовную ответственность. Это принципиальный вопрос. Если в исполкомах и ТИК и дальше будут сидеть такие "колядуны", то какой смысл ходить на выборы? Берите тогда, назначайте мэров и не морочьте людям головы.
- На Ваш взгляд, фальсификации на выборах в Луганске были масштабными?
- Я считаю, что результаты на 37 из 38 округов на выборах депутатов горсовета не соответствовали реальному волеизъявлению людей (именно на таком количестве округов победу получили регионалы, - ред.). Понимаете, когда на округе побеждает никому не известный архивариус - это просто смешно. А когда при этом проигрывает кандидат, которого все-все на округе знают и уважают - то это еще более сомнительно.
По нашим подсчетам, реальное соотношение голосов за Партию регионов и Компартию в Луганске должно было составить порядка 38% на 32%. Официально мы получили вполне приличный процент - 24%, но он совсем не отображает реальную картину.
- Наблюдатели от Компартии каким-то образом фиксировали нарушения?
- Составлены 2,5 тысячи актов о нарушениях в процессе голосования. Это только в процессе голосования! Нарушений было очень много!
- А преобладали какие?
- Вообще, на нарушения повлияли два момента: несовершенство закона о выборах и человеческий фактор. Люди, которые входили в "тройку" руководства комиссий, абсолютно не владели нормами избирательного закона. Вообще! Каждый делал, что хотел. Кому как в голову взбрело, тот так и открывал участки. Захотели - опломбировали, захотели - не опломбировали. То есть происходила полная вакханалия.
Самое страшное из всего - это то, что результаты выборов прошли через своеобразный "конвертационный центр" голосов избирателей. Протоколы на руки выдавались только после того, как все цифры были подтасованы на уровне территориальной избирательной комиссии.
- У нас принято сравнивать все избирательные кампании по "уровню демократичности" со скандальным вторым туром выборов Президента в 2004 году. На Ваш взгляд, местные выборы в Луганске были более прозрачными?
- Я принимаю участие уже в пятой или шестой избирательной кампании, но такого, как на местных выборах 2010 года, еще не видел.
- Если принять фальсификации как факт, кто может стоять за ними?
- Руководители областной и городской организации Партии регионов.
- При этом на парламентском уровне Компартия входит в большинство с Партией регионов. Учитывая, как Вы говорите, "грязную" кампанию в Луганске, означает ли это, что на луганском уровне коалиции коммунистов и регионалов не будет?
- Я уверен в том, что централизованной команды "сверху" на фальсификацию выборов не было. Думаю, это не позиция Президента. Наоборот, Президент был заинтересован в том, чтобы эта кампания прошла толерантно и честно в масштабах страны. Но в разрезе регионов Президенту еще надо разобраться с местными "князьками", которые окончательно потеряли авторитет и теперь пытаются "накачать мышцы", чтобы показать, как за них голосуют люди на местах. Именно поэтому и возникает необходимость в фальсификациях. Причем, чем ниже авторитет, тем сильнее фальсификации. Так что Президенту по итогам этой кампании придется сделать серьезные выводы. Если таких оргвыводов и кадровых решений не последует, то к парламентской кампании Партия регионов может подойти с более плачевными результатами.
- Луганск уже много лет считается "территорией Партии регионов". Тем не менее, Вам - человеку, который баллотировался на пост мэра города впервые - удалось закончить кампанию с минимальным отрывом от ставленника регионалов...
- На это повлияло несколько факторов. Самый главный - Партия регионов имела подавляющее большинство в советах, более 70% депутатов, поэтому и ожидания избирателей были очень высокими. Но они фактически не оправдались. Говорилось одно - делалось совершенно другое. Это ударило по власти бумерангом. Я не знаю, что стало определяющим фактором, но думаю, что тот беспредел, который имел место со стороны городской власти и отдельных личностей-регионалов, дал нам возможность мобилизовать людей на такие результаты.
- Луганчане голосовали скорее против Кравченко или против Партии регионов?
- Трудно сказать. Но за Партию регионов, действительно, проголосовало больше людей, чем за Кравченко. В моем случае картина диаметрально противоположная: за меня проголосовало больше, чем за Компартию. Здесь есть уже вопросы к лидеру: кто "тянет" свою политическую силу, кто "просаживает" назад. Надо делать анализ итогов местных выборов, причем серьезный. По крайней мере, картина на сегодня именно такая.
Валерия КОНДРАТОВА
Фото предоставлено штабом Луганского обкома КПУ