- Зачем депутаты Батькивщины ходили к Порошенко в администрацию. О чем говорили?

- 18 августа фракция Батькивщины обратилась к президенту Порошенко с предложением встретиться для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с ратификацией соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Там есть вопросы, связанные со сферой национальной безопасности, с углублением военно-технического сотрудничества с Евросоюзом. Скорейшая ратификация соглашения поможет нам переломить ситуацию на Востоке в нашу пользу.

Мы долго ждали президента (встреча состоялась в среду 20 августа, - ред.), в итоге он к нам вышел и в течение часа мы беседовали.

- Что президент пообещал по ратификации?

- Пообещал, что внесение соглашения в парламент стопроцентно состоится в сентябре этого года. Где-то после 12-го числа. Для президента принципиально, чтобы соглашение ратифицировал именно нынешний созыв парламента.

- То есть встреча прошла в теплой дружеской обстановке, несмотря на то, что фракция пришла к президенту в футболках, которая на вас сейчас? Или это было больше похоже на митинг?

- Это был не митинг. Футболки - способ показать публично нашу позицию по ратификации. В том числе и всем тем, кто видел нас по дороге в АП. На встрече звучали острые вопросы от депутатов нашей фракции, они были связаны с ситуацией по выборам, также мы просили президента быть более открытым и чаще общаться с депутатами.

- Публично острые моменты в отношении Порошенко вы не раскрываете. Это связано с тем, что, как мне говорили люди  Батькивщины, дана команда "Петра не мочить" до особых распоряжений? Когда заканчивается мораторий на отсутствие критики президента?

- Я считаю, что эту тему обсуждать нет смысла. Я не знаю, с кем из Батькивщины вы общались, но, как замглавы фракции и партии, уверяю, что никаких указаний на этот счет не было. Критикуем и будем критиковать президента, но не популистски, а по делу. Наш визит в протестных футболках сегодня в АП - это тоже критика. Выступления в парламенте также бывают довольно критичны.

- То есть по поводу "Петра не мочить" - дезинформировали?

- Не знаю, дезинформировали или нет, но наша главная задача, как партии - контролировать президента, и мы это делаем.

- Тем не менее, с президентом в ключевых вопросах вы расходитесь. Порошенко за проведение досрочных выборов как можно скорее, Батькивщина - против.

- Батькивщина не против выборов. Но мы против проведения выборов по старым правилам и по старому закону. Мы за пропорциональную систему, открытые списки. Но голосов в Раде нет, потому выборы по смешанной системе в нынешней ситуации небезопасны.

- После выборов президента Тимошенко заявила, что Батькивщину ждет серьезное обновление. В чем оно заключается и чем новая Батькивщина отличается от прежней?

- Батькивщина больше не будет партией лидерского типа, как это было раньше. В процессе внутреннего очищения около тысячи депутатов местных советов были исключены из партии за различные нарушения. Мы учли прошлые ошибки, последней каплей стал результат на президентских выборах-2014. Да, выиграть Тимошенко было бы в любом случае тяжело, но результат мог быть все-таки выше. Многие штабы откровенно провалили работу.

Кстати, вы, наверное, могли слышать, как Юлию Владимировну отговаривали от участия в тех выборах. Так вот, я был тем человеком, который настаивал на ее участии. Своим участием в избирательной кампании президента она сохранила партию. Мы выявили предателей и сейчас от них избавляемся.

- Насколько новый предвыборный список Батькивщины будет отличаться от варианта 2012 года?

- Я буду принимать участие в формировании списка. Вы увидите, что там не будет людей, которые купят себе места. Там не будет предателей.

- Даже обновляемая Батькивщина сегодня проигрывает по рейтингу Солидарности и даже партии Ляшко. Что этот факт говорит об украинском избирателе?

- Люди растеряны и ищут простые ответы на сложные вопросы. Часто путают патриотизм с популизмом. А особенно, если популизм активно поддерживается олигархическими каналами, таких политиков раскручивают в медиа, а во время выборов будут помогать финансово - использовать прямой подкуп избирателей. А что надо простой бабушке в селе - дали 200 гривень, она и проголосует за кого скажут.

- Это вы говорите о Ляшко, а как быть с высоким рейтингом пока лишь виртуально существующей Солидарности?

- У президента высокий кредит доверия, который проецируется на все, что связано с его именем.

Коломойский взял на себя часть ответственности. А раз человек взял ответственность, то имеет право что-то говорить и чего-то требовать, пусть даже кому-то это не нравится

- Есть ли раскол в партии Батькивщина по линии Тимошенко/Турчинов? Говорят, что спикер Рады пойдет на выборы в неком совместном проекте "Яценюка/Парубия/Турчинова", а Тимошенко с Батькивщиной будет сражаться отдельно.

- Эти слухи появились после того, как лучшие представители Батькивщины после Майдана ушли в исполнительную власть - в Кабмин, в Администрацию президента. Потому и Турчинов и Яценюк и другие наши соратники несколько оторвались от партийной жизни. Да, может быть сегодня у Тимошенко, Турчинова и Яценюка несколько разнятся взгляды на политические процессы и принимаемые решения, но я лично не присутствовал ни на одной встрече, где бы они друг другу открыто сказали: "Мы больше не в одной команде, мы расходимся".

- Так и запишем: Тимошенко, Турчинов, Яценюк - одна команда и на выборы по отдельности не пойдут. Правильно?

- В политике ничего не бывает невозможного. Но я обрисовал вам сегодняшнюю ситуацию в партии. Слухам не верьте.

- Конфликт с людьми, пришедшими в Батькивщину из Фронта змін уже улажен? В 2012 году у вас на местах были серьезные проблемы, да и некоторые нардепы ушли из-за Яценюка. Виктор Уколов, например.

- У нас нет никаких членов Фронта змін. Есть члены партии Батькивщина. Если кто-то собрался реанимировать Фронт змін или претендовать на какие-то блага только потому, что он пришел к нам из этой партии - пусть скажет открыто и выйдет из партии.

- Вы же понимаете, о чем я говорю. Уколов в 2013 году сказал "Яценюк получил контрольный пакет Батькивщины - это грустно".

- У Виктора была такая позиция - он ее честно озвучил и ушел. По-мужски. Но это не значит, что в партии какой-то конфликт. У меня с Уколовым, кстати, отличные отношения - и раньше были и сейчас есть. Я всегда был на его стороне во всех скандалах и проблемах.

Сейчас он принял решение заниматься рекламой. Сегодня мы, кстати, встретились в Администрации президента.

- Кто главный конкурент Батькивщины на предстоящих выборах: Ляшко, Солидарность, Свобода? Какова в этом отношении предвыборная стратегия партии?

- Предвыборная стратегия есть, но я о ней говорить не буду. Это было бы неправильно - слишком рано. У всех названных вами политических сил, а также добавьте сюда Анатолия Гриценко, Юрия Луценко, Виталия Кличко, как и у партии Батькивщина схож электорат - это те, кто поддерживал Майдан. Не стоит выделять никого, как главного конкурента.

- Вот когда вы сказали, что не будете говорить о стратегии, потому что слишком рано - это был более честный ответ, чем тот, что у партии нет главного конкурента на выборах.

- Я высказываю свое отношение, и, поверьте, оно искреннее. Мне хотелось бы, чтобы выборы прошли в хорошей, по-спортивному честной борьбе. Без обливания грязью конкурентов. К сожалению, судя по тому, что я вижу сегодня на ТВ, эти выборы будут еще более агрессивные, чем какие-либо другие.

- А что вы там видите такого, чего не было раньше?

- Во-первых, очень короткая избирательная кампания, во-вторых, они проходят в разгар не только АТО, но и войны олигархических кланов. Олигархи начали воевать из-за того, что развалились партии сепаратистов-предателей - ПР и КПУ, на которые олигархи опирались в прошлом. Теперь олигархи ищут новые варианты влияния на власть, воюя между собой.

- Кому вы симпатизируете в уже открытой войне Коломойского с Левочкиным, и как вы в целом оцениваете роль олигархов в украинской политике и жизни государства сегодня?

- Я никому не симпатизирую, потому что по долгу службы в органах очень хорошо знаю историю каждого олигарха - как они накапливали и формировали свой капитал. Я многое о них знаю того, чего нельзя говорить публично. Знаком с оперативными материалами 1990-х годов. Но мы с этим живем, потому что та власть, которая была у нас 20 и более лет назад сформировала такую модель, родила и вырастила олигархов. Кому-то же надо было держать чужие деньги. И развалить олигархическую систему непросто.

Но в условиях войны среди олигархов находятся более моральные люди, которые берут на себя часть ответственности за защиту национальной безопасности страны, помогают наиболее нуждающимся. Показывают, что им не все безразлично в этом мире. И это хорошо.

- Вы о Коломойском?

- Конечно. Он взял на себя часть ответственности. А раз человек взял ответственность, то имеет право что-то говорить и чего-то требовать, пусть даже кому-то это не нравится.

Но есть и такие олигархи, которые самоустранились от ситуации.

- Сейчас - об Ахметове?

- Да.

- Насколько, на ваш взгляд, со времен бегства Януковича удалось очистить ряды украинских силовиков от агентов Кремля?

- Это больной вопрос. Процесс идет, но он долгий и болезненный, потому что приспособленцы и хамелеоны в рядах силовиков очень искусно перекрашиваются и заметают следы.

Но контрразведка СБУ работает, и я могу вам сказать, что эта структура действует эффективно. Предыдущий режим не все уничтожил, и в стране остались специалисты, которые знают, что такое идентификация признаков шпиона. Об этом нельзя говорить публично, но каждый день вскрываются все новые каналы шпионских контактов, изобличаются агенты. Я позитивно оцениваю работу контрразведки СБУ. Если бы не война, процесс шел бы быстрее.

- Как вы оцениваете уровень работы СБУ в Крыму и в зоне АТО?

- Работу СБУ в Крыму я оценить не могу, потому что нашего периода работы в Крыму не было. Что касается работы в зоне АТО, то там все приходится делать с колес. Поначалу было тяжело - бойцы Альфы попадали в засады, здания СБУ захватывались и так далее. Но сегодня, насколько я знаю, ситуация под контролем. СБУ эффективно использует возможности обнаружения террористов, перехватывает их переговоры, передает информацию авиации, артиллерии, спецназу. Сейчас в зоне АТО сотрудники СБУ со всей Украины работают по вахтенному методу, спецслужба работает наравне с территориальной обороной, Нацгвардией и ВСУ. Их работу в зоне АТО я также оцениваю позитивно. Увы, конкретные примеры привести не могу из соображений секретности.

- Есть информация о том, что против Тимошенко осталось незакрытым одно уголовное дело, и закрыть его нельзя, якобы, потому, что Пшонка забрал с собой документы. Прокомментируйте это.

- Это неправда. Все дела против Тимошенко закрыты. Что бы с собой ни увез экс-генпрокурор, это не влияет на дела в судах и электронные реестры.

- Почему до сих пор нет результатов расследования убийств на Майдане?

- Насколько я знаю, большая часть материалов дела по расстрелу на Майдане уже готовы к отправке в суд. Но идет АТО и часть фигурантов дела воюют на востоке. Их никто не будет выдергивать с передовой. Парламентский комитет законодательного обеспечения деятельности правоохранительных органов, который я возглавляю, следит за этим делом.

- А как быть с главными заказчиками и идеологами трагедии на Майдане? Какой должна быть ответственность Партии регионов и ее акционеров (Ахметов, Ефремов, Клюев, "семья", Фирташ) за то, что случилось на востоке страны?

- Для начала важно, чтобы никто из них не попал в следующий созыв парламента. Затем внедрим принцип заочного осуждения - законопроект на это счет успешно прошел через наш комитет. Тогда можно будет через суд конфисковать все имущество и перекрыть банковско-финансовую деятельность виновным в преступлении против народа лицам, даже если они находятся за пределами Украины. А также аффилированным с ними субъектам. Так что ответственность должна быть полная - и политическая и уголовная.

- Что нужно сделать для десепаратизации Донбасса? Проблема ведь не только в российской агрессии, но и в реальных настроениях значительной части жителей Донбасса.

- Для начала нужно закончить войну. Говорить о том, что будет после нее пока преждевременно и безответственно. А после победы десепаратизация произойдет сама собой - уже сегодня жители освобожденных городов видят, что украинские батальоны не состоят из фашистов, нацистов и нелюдей, какими их рисует российская пропаганда.