Кравчук: Я не буду писать Конституцию под Януковича
Первый президентУкраины Леонид Кравчук в интервью ЛІГАБізнесІнформ высказал мнение, что страна с 2004 года живет с нелегитимным Основным законом. Рассказал о планах по изменению Конституции, заверил в том, что никто не собирается продвигать норму об избрании президента парламентом, а также эмоционально прокомментировал ситуацию с нагнетанием политиками языковой проблемы.
- Когда у людей мало информации, появляются слухи. В частности, о возглавленной вами по президентскому указу от 17 мая Конституционной ассамблее. Расскажите, как вы намерены работать, какой будет структура, порядок принятия решений?
- Есть указ президента о создании Конституционной ассамблеи. Примерно в середине июня мы соберемся на первое собрание. Придет президент Виктор Янукович, думаю, что он пригласит еще кого-нибудь из первых лиц: возможно, спикера парламента. На этом заседании определим структуру ассамблеи, количество групп-комиссий, обозначим их кадровый состав, поставим задачи. Думаю, что группы будут сформированы по количеству разделов Конституции. Примем регламент, порядок рассмотрения предложений рабочих групп на общих собраниях. Думаю, изберем президиум. Все эти вопросы решим открыто - в присутствии СМИ, представителей общественности. Наши двери открыты для всех. Затем уже в процессе работы группы подадут предложения, которые будут широко обсуждаться на "круглых столах", в вузах, прессе, все будет открыто. Подготовка изменений в Конституцию займет не меньше года, работа предстоит очень серьезная.
- Зачем нужно модернизировать Конституцию редакции 1996 года, если часто говорили о том, что она едва ли не самая демократическая в Европе?
- Мы прошли через период экспериментов с парламентско-президентской моделью в 2004 году. Конституция тогда изменилась, но ненадолго. В том числе потому, что изменения приняли с явными нарушениями регламента. И когда пришел к власти Янукович, был справедливо поставлен вопрос о нарушениях при проведении конституционной реформа 2004 года. Но Конституционный суд, признав эти нарушения и вернув редакцию Основного закона 1996 года, также превысил свои полномочия. У КСУ нет таких прав, он может лишь внести предложения в парламент. Из-за этого получается, что мы сегодня живем по нелегитимной Конституции. И Венецианская комиссия, и ПАСЕ пришли к выводу, что наша Конституция должна пройти определенную процедуру легитимизации. Поэтому и была создана Конституционная ассамблея.
- Верховная Рада уже себя показала не с лучшей стороны. Учитывая, что в 2004 году она приняла Конституцию с нарушениями, надежды на парламент мало. Поэтому мы встретились с президентом Януковичем и пришли к выводу, что модернизировать Конституцию очень нужно. Янукович выступил инициатором создания ассамблеи. Те, кто говорит, что президент не имел права инициировать создание Конституционной ассамблеи, просто невежды. Тем более что ни одна наша рекомендация не станет законом и не войдет в Конституцию в обход парламента. Ассамблея - лишь консультативный орган. Люди путают, когда говорят о том, что Кравчук под диктовку Януковича будет писать новую Конституцию. Все будет решать парламент.
- Президент повлияет на работу Конституционной ассамблеи?
- Я - первый президент Украины, никогда не буду работать под кого-то. Есть задача внести изменения в Конституцию, которые соответствовали бы интересам украинского народа. За это время мы несколько раз встречались с Януковичем, и ни разу я не слышал от него пожеланий внести какие-то правки по его желанию.
- Оппозиция отказалась участвовать в процессе. Вы пытались связаться лично с лидерами оппозиции и попытаться объяснить им важность участия? Ведь фактически часть избирателей, которые поддерживают оппонентов власти, не принимают участие в конституционном процессе.
- Я даже письменно обращался к лидерам оппозиции. Просил не игнорировать работу ассамблеи, говорил о том, что это закон для всего народа, что тут нет ни оппозиции, ни власти - есть экспертный совет. И без их участия принимать такие решения для всего народа было бы не совсем правильно. Приходите, работайте, предлагайте, а если почувствуете, что вас в чем-то ущемляют - можете дверью хлопнуть. Но заранее говорить о каких-то несуществующих подводных течениях, априори называть Конституционную ассамблею проводником воли президента - это несерьезно и неправильно.
- Что ответили оппозиционеры?
- Ответ один: "Мы не дадим своих представителей". А потом в интервью и публичных выступлениях они говорят о том, что Янукович, мол, создал себе подконтрольный орган, что Рада проголосует все, что предложит президент через ассамблею. Ну что я могу им ответить? Набирайте большинство на выборах осенью и сами будете решать, хорошие предложения внесет ассамблея или нет. Все в ваших руках.
- Какие разделы Конституции в первую очередь нуждаются в модернизации?
- В нашей Конституции нет раздела о местном самоуправлении, нет раздела об экономических основах жизни страны. Нет точного разграничения на основе легитимности полномочий между ветвями власти, есть проблемы с реформированием судебной системы, вопрос полномочий правоохранительных органов. Конституция сегодня полна пробелов.
Потом мы должны устранить неоднозначные и неточные формулировки в Конституции. Например, в ней записано, что народный депутат голосует в парламенте лично, и что? Никакой ответственности. А если бы через запятую было написано, что в случае голосования за кого-то этот голос не засчитывается, мы бы сняли многие вопросы.
- Почти каждая статья требует уточнения. Изменения не будут косметическими. Нашей Конституции нужен евроремонт.
- Говорят, что по итогам работы Конституционной ассаблеи президента будет выбирать парламент. Это, мол, и является настоящим мотивом Януковича по созданию ассамблеи.
- Кто так решил? Это будет решать парламент.
- А если новый парламент будет явно пропрезидентским?
- Мы приглашаем тех, кто публично высказывает подобные опасения, принять участие в заседаниях и круглых столах в рамках работы ассамблеи. Во-первых, они сами удостоверятся в том, что это не политизированный и, тем более, не провластный орган. А во-вторых, смогут открыто высказать свою точку зрения по любому вопросу.
- Ваша личная точка зрения - можно ли президента Украины избирать в парламенте?
- Ни в коем случае. Президент должен избираться всенародно. 20 лет Независимости нам показали, что избранный всенародно президент является необходимой политической и государственной фигурой. Мы не готовы к тому, чтобы в этом плане что-то менять, и, я думаю, еще много лет готовы не будем.
- Ассамблея начинает свою работу в весьма непростой период для страны (охлаждение отношений с Западом и Россией, парламентские выборы), и поэтому многими воспринимается неоднозначно. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю политическую обстановку?
- В первую очередь, я не драматизирую ситуацию. Я вижу, что власть работает, у нас есть успехи в экономике, в Украине низкий уровень инфляции. Экономическая ситуация в Украине лучше, чем даже прогнозировали. Увеличились инвестиции, на глазах улучшается инфраструктура…
- …а также вошли в обиход такие выражения, как "политические заключенные", "политически мотивированные решения суда"…
- Вопрос прав и свобод, верховенства права для нас болезнен. Цивилизованные страны справедливо делают нам замечания и выражают непонимание по поводу того, что происходит. Украина должна устранить эти проблемы. Это должен сделать парламент, если мы хотим стать частью европейского сообщества. Нужно искать пути демократизации нашего законодательства в части прав и свобод.
- Все упирается в парламент. Если бы Верховная Рада, например, изменила ст.364 и ст.365 Уголовного кодекса, давно бы сняли эти вопросы. У президента, скажем, в ситуации с Тимошенко, есть право помилования, но только после рассмотрения кассационной жалобы на приговор в суде. Не нужно об этом забывать.
- Кроме прав и свобод обычных граждан, многих, в том числе и за рубежом, беспокоит вопрос чрезмерных прав и возможностей представителей власти. Почему, когда вы были президентом, ваш сын не стал в десять раз богаче за год, а его и ваши ближайшие друзья и родственники не занимали высшие посты, как это происходит во власти сегодня? Есть проблема?
- Я соглашусь, когда в стране сложная экономическая ситуация, все должны с этим считаться. Создание закрытых корпоративных групп вокруг власти не может не раздражать людей. Этого делать нельзя, но, к сожалению это у нас существует, и дело не только в Януковиче. Посмотрите: жену Януковича не видно, а жена Виктора Ющенко была очень активной и часто злоупотребляла своим положением. Где "Больница будущего"? Жена Леонида Кучмы тоже собирала вокруг себя какие-то группы - это все пагубная практика нашей политики. Когда в стране тяжело - не надо дразнить людей, демонстрируя какую-то особенную имущественную состоятельность.
- Снова обострилась языковая тема. Как вы относитесь к скандальному законопроекту о языках и его инициаторам?
- Поднятие языкового вопроса в парламенте - сознательная провокация. Этот вопрос вообще нельзя было выносить в парламент. Языковая политика у нас одна - ст.10 Конституции. Все ведь знают, что этот законопроект опять будет раскалывать общество, но все равно вносят. Я вам зачитывал цитату Екатерины II (перед началом интервью Леонид Кравчук, находясь под впечатлением от произошедшего в Раде побоища (фото), зачитал заранее подготовленную цитату Екатерины II о необходимости "обрусения" украинских земель, - ред.). Так вот, те, кто инициировал этот вопрос, достойные продолжатели дела российской императрицы, новоявленные Валуевы (Леонид Кравчук говорит о секретном циркуляре Министра внутренних дел Российской империи Петра Валуева от 18 июля 1863 года, в соответствии с которым часть религиозных, учебных и образовательных книг и публикаций на украинском языке была приостановлена, - ред.).
- Но если Янукович - почетный глава Партии регионов, он мог бы просто запретить соратникам вносить подобные вопросы в парламент. Иначе складывается впечатление, что позиция одного регионала - позиция всей фракции, а, значит, и всей власти.
- Примерно полгода назад я обратился к президенту с письмом о гуманитарной политике, о языках в Украине, в котором изложил свою точку зрения о недопустимости языковых спекуляций. Мы встретились. Он сказал мне: "Леонид Макарович, я вас услышал, этот вопрос сейчас не стоит на повестке дня". Поверьте, не все президент может сделать. Сегодня в парламенте сидят такие ястребы, которые накануне выборов готовы на любую провокацию, лишь бы задобрить избирателей в мажоритарном округе Севастополя, так как в список их уже вряд ли пустят. Тот же Колесниченко отстаивает свои личные интересы. Моя точка зрения - недопустимо, чтобы украинцы в Украине были вынуждены бороться за украинский язык.