В телефонном интервью из Брюсселя заместитель главы партии Юлии Тимошенко Григорий Немыря рассказал ЛІГАБізнесІнформ, как ЕС намерен дожимать украинскую власть по  делу Тимошенко, и попытался убедить в том, что у руководства Батькивщины есть план по спасению партии.

"Евросоюз дает понять - с черного хода туда не попасть"

- Какие мнения еврочиновники высказывают относительно дальнейшего сотрудничества с Украиной?

- Во время этого, первого после резолюции Европарламента от 27 октября, визита в Брюссель у меня прошло три раунда переговоров. Встречался с представителями всех групп Европарламента, с еврокомиссаром Штефаном Фюле и с представителями Европейской народной партии, членом которой является Батькивщина. Вывод, к которому можно прийти после этих встреч: позиция Евросоюза относительно происходящего в Украине не изменилась.

Мне подтвердили, что без соблюдения правовых и демократических стандартов, без освобождения Юлии Тимошенко и других оппозиционеров и предоставления им полных политических прав, без соблюдения демократических правил игры на следующих парламентских выборах дальнейшие шаги по сотрудничеству между Украиной и ЕС, включая подписание и ратификацию договора об Ассоциации, невозможны. К сожалению, ситуация складывается таким образом, что вероятность парафирования договора 19 декабря на саммите в Киеве крайне мала.

- О чем конкретно вы говорили с Фюле?

- Обсуждали три темы. Отсутствие прогресса в переговорах: двадцатый их раунд закончился ничем. Много внимания было уделено теме принятии Верховной Радой нового закона о выборах. И, конечно, третьей темой было невыполнение обещаний украинской власти о прекращении политически мотивированных преследований членов прошлого правительства. Кроме того, Фюле подтвердил, что встреча Януковича с Баррозу и фон Ромпеем будет возможна только в случае создания должной политической атмосферы. Под этим дипломатическим высказыванием подразумевается декриминализация соответствующих статей Уголовного кодекса. Важно то, что эта встреча не будет автоматической даже на саммите 19 декабря. В случае соблюдения этих требований парафирование соглашения все-таки будет возможно в первой половине 2012 года.

Но в ходе беседы я четко услышал, что чем дальше откладывается решение этого вопроса, тем труднее будет достичь соглашения. Каждый продукт, в том числе и политический, имеет свои сроки годности. Нельзя положить его в холодильник, а потом разморозить и считать готовым к употреблению. К сожалению, время работает против завершения процесса переговоров. Существует риск перераспределения политического внимания ЕС на другие регионы, в частности - на Северную Африку.

- Почему-то кажется, что власть это не очень пугает. Единственное, что может помочь - прямые санкции. Европа готова применить их к Украине?

- Главное, что есть у Европы - это понимание механизмов защиты фундаментальных принципов. Существуют прецеденты применения санкций, в том числе в Восточной Европе, в первую очередь, в отношении руководства Беларуси. Для введения санкций нужно соответствующее решение Европейского совета. Либо санкции могут быть введены в одностороннем порядке отдельной страной ЕС. Во время встреч мы обсуждали эту тему. Но не стоит забывать, что санкции - крайняя мера.

В следующий четверг в комитете по иностранным делам Европарламента будет голосоваться проект доклада и рекомендаций Европарламента Европейскому совету и комиссии по переговорам между ЕС и Украиной. Как вы помните, это голосование несколько раз откладывалось из-за судебного процесса над лидером оппозиции. Насколько я знаю основные, пункты резолюции от 27 октября будут сохранены и в проекте доклада.

Вероятность подписания договора об Ассоциации 19 декабря на саммите Украина - ЕС крайне мала

- Какие-то конкретные санкции обсуждаются?

- Есть разные уровни обсуждения санкций. До того как принимается политическое решение на высшем уровне, санкции готовят различные структуры на более низких. Санкции - это не импровизация. Это итог анализа, консультаций и отслеживания ситуации в той или иной стране. Для введения санкций недостаточно заявления одного или нескольких политиков. Но важен уже сам факт того, что о критериях применения санкций начали говорить вслух на различных уровнях. Есть четкая политическая позиция ЕС. Эта политическая рамка дает возможность обсуждать следующие шаги, которые последуют в случае отсутствия реакции украинской стороны. Процесс запущен. 

- Две недели назад были окончены переговоры о Зоне свободной торговли. Документ будет подписан, несмотря на ситуацию с Тимошенко?

- Технически переговоры по ЗСТ завершены. Идет согласование текста. Но завершение переговоров о ЗСТ не означает завершение переговоров об Ассоциации. Соглашение о ЗСТ не может быть подписано без завершения политической части. Европа реализовывает формулу, по которой компромиссы в отношении торговли возможны, а в отношении европейских ценностей - невозможны. И украинскую власть об этом предупреждали. Только она почему-то посчитала, что ЕС закроет глаза на отход от стандартов демократии. Европа четко дает понять - с черного хода в ЕС попасть невозможно.

"Списки партии еще не формируются"

- В своих надеждах ваша партия постоянно апеллирует к ЕС и США. Тогда как в день приговора Тимошенко на улицы Киева вышли едва ли 10 тысяч человек. О каком будущем можно говорить, если вам не удается мобилизовать людей даже в день приговора своему лидеру?

- Я не согласен с вашим утверждением. После некоторой стагнации в рейтингах, за последний месяц у нас начался постепенный рост. В то время как у Партии регионов и президента ядро поддержки уменьшилось до 10%. А количество людей на улицах – это не показатель. В данном случае я хочу напомнить, что наша партия делала все для того чтобы не создать предлога для провокаций, которые мы видели во время некоторых демонстраций 9 мая и 24 августа. Понимая, что линия поведения милиции отличается в худшую сторону даже от линии, которая существовала 2004 году. Мы делали все возможное, чтобы не дать предлога для провокаций и вспышек насилия.

А если уж говорить о социальном протесте, то мне кажется, что вспышки неповиновения как раз следует ожидать на востоке Украины. Потому как малые и средние города Востока на своем горбу почувствовали результаты псевдореформ Януковича. Электорат Януковича - это ощутимо мобилизованный рабочий класс. Вспомните шахтерские забастовки июня-июля 1993-го, когда благодаря своей организации шахтеры быстро добились того, что хотели.

Что касается партии, то даже в нынешних условиях власти не удалось маргинализировать Батькивщину. Каждый имеет право на ошибку. В том числе и политические организации. Но будущее зависит от того, какие уроки извлекаются из ошибок. Это как раз тот процесс, через который проходит и наша партия. Мы не собираемся сдаваться. Мы сделаем все возможное, чтобы сделать партию более конкурентоспособной и получить новый шанс для реформирования страны.

- Ваша партия держалась только на личности Тимошенко. Теперь, когда политическая судьба лидера под вопросом, кто окажется способен ее реформировать?

- Ядро партии сохранилось, несмотря на сложнейшую ситуацию, которая сложилась после местных выборов 2010 года. Партия сумела не только выжить, но и начать действовать более соревновательно. Сказать, что этот процесс уже завершился, не могу. Предстоит много работы. Вот я вам сейчас рассказывая об уровне, на котором проходят мои встречи. Не является ли это свидетельством того, что наши зарубежные партнеры воспринимают Батькивщину?

- На выборах-2012 будут голосовать не ваши зарубежные партнеры, а украинцы…

- Именно поэтому нам важно, чтобы в 2012 году выборы прошли в условиях равной конкуренции. И мы понимаем: чтобы была конкуренция в стране, должна быть конкуренция и в партии. Конкуренция, дающая местным организациям проявлять инициативы и не быть наказанными. Мы понимаем, что партия должна отражать демографические изменения. За 20 лет независимости учебные заведения закончили молодые люди, которые не помнят, что такое советская система. И важно таким людям открыть дорогу. Открыть для них возможность партийной карьеры.

- Все красиво сказано. Но говорят, что сейчас список Батькивщины формируется по принципу 2007 года: кто больше сдал в кассу, тот и прошел. В итоге партия снова окажется наводнена бизнесменами, которые при первой же возможности сбегут в коалицию с властью.

- Неправда. Нет никаких списков, они еще не формируются. Пока мы только вырабатываем критерии отбора кандидатов. У нас есть люди, которые проверены самыми сложными периодами в жизни партии. Это и те, кто сейчас представлен в парламенте, и те, кто на экспертном уровне работает с партией и хочет сделать партийную карьеру. Руководство Батькивщины понимает, что конкурентоспособность партии напрямую зависит от возможности привлечь таких людей.

Сергей ВЫСОЦКИЙ