Постпред Украины в ООН: Нужно искать военную защиту от России
Постоянный представитель Украины при Организации объединенных наций Юрий Сергеев в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о процессах внутри Совета безопасности ООН, деструктивной позиции России и возможных путях защиты Украины от территориальных посягательств Москвы.
- Каковы позиции Украины в ООН? Мир на чьей стороне?
- Однозначно на стороне Украины. Это было видно по выступлениям членов Совета безопасности, по количеству писем и звонков, которые мы получаем от всех своих коллег. Поддержка сильная.
- Это может проявиться в каких-то конкретных решениях ООН?
- Она может проявиться в конкретных решениях самой России, которая еще может вернуться назад, одуматься. Поддержка мира может вернуть их к мудрости, ведь противостоять всему миру - нелогично.
- Нужно ли менять устав Совбеза ООН, учитывая, что Россия может заблокировать любое решение? Может ли Украина инициировать этот вопрос?
- Уже несколько лет ООН находится в процессе поиска реформ в Совете безопасности, реформ Генеральной ассамблеи, всей системы в целом. Неэффективность системы очевидна не только в нашем случае, но и во многих других. Например, по вопросу Сирии, где блокировались многие хорошие решения.
Агрессия России против Украины шокировала членов Совбеза ООН грубейшим нарушением устава, грубейшим нарушением принципов Совбеза со стороны постоянного члена ООН. Разговоры идут о том, каким образом теперь вернуть дискуссию о реформах в ООН в практическое русло, потому что необходимость такой реформы абсолютно очевидна - вторжение российских войск в Украину является ярким подтверждением. Процесс уже инициирован теми, кто видит происходящее безобразие.
- Будет ли Совбез ООН в ближайшее время собираться снова?
- Собрания Совбеза будут проходить до тех пор, пока кризис не завершится. Наш вопрос в постоянной повестке дня. Мы его инициировали и можем собрать Совбез в любое время, даже ночью, если обстоятельства будут того требовать.
- Мы уже провели три экстренных заседания Совета безопасности ООН. Вопросы на эту тему задавались российской стороне. Никакого вменяемого ответа, который мог бы удовлетворить членов Совбеза, не последовало. Более того, члены Совбеза цитировали документы ООН, которые касаются акта агрессии, комментировали реальными фактами из Крыма, где российское присутствие в нескольких случаях нарушило положения ООН и этим подтвердило, что эти действия являются актом агрессии. Нарушив договор о принципах и месте временного пребывания ЧФ РФ в Украине, солдаты вышли за пределы зоны ограничения, что само по себе является актом агрессии. К тому же, без предупреждения Россия начала увеличивать количество солдат, начала без согласования с Украиной пересекать границу и подвозить технику, которая не предусмотрена соглашениями, в том числе боевые вертолеты. Все это акт агрессии. Члены Совбеза ООН потребовали от России прекратить эти действия и немедленно убрать войска с территории Украины.
- Какова позиция Китая по украинско-российскому конфликту? На эту тему много спекуляций.
- На всех трех заседаниях, которые мы созывали, китайская сторона призвала к сохранению территориальной целостности Украины. Это очень сильное заявление. К тому же, Китай призвал к тому, чтобы этот конфликт был решен исключительно дипломатическими мерами. Китай призвал Россию решать с Украиной все проблемы за столом переговоров.
- Что должно произойти, чтобы в Украине появилась миротворческая миссия ООН?
- Во-первых, любое военное присутствие в Украине может быть определено исключительно в рамках нашей Конституции и только по решению Верховной Рады Украины. В этом смысле очень часто комментируется в Совбезе абсолютно нелегитимное обращение экс-президента Януковича к Путину ввести войска. Это исключительно прерогатива Верховной Рады. Парламент и правительство уже обратились к тем, кто нам гарантировали территориальную целостность, кто давал гарантии по Будапештскому меморандуму. Российская сторона от своих обязательств отмежевалась. Это вызвало ужас у делегатов. Такая позиция Москвы - вызов всему процессу ядерного нераспространения. Но остальные четыре гаранта нашей безопасности понимают свою ответственность.
То есть у нас есть механизм защиты в рамках Будапештского меморандума. Вопрос в том, какой объем помощи может быть оказан. То, что мы уже знаем со стороны некоторых гарантов - США, Великобритании, Франции - очень сильные сигналы были со стороны руководителей этих государств, представители побывали в Украине, что само по себе - политическая манифестация. К тому же, нам гарантировали финансовую и экономическую помощь, она нам сейчас крайне необходима. Что касается военной помощи, то в случае усложнения ситуации, если агрессор продолжит свои действия, руководство Украины сможет обратиться к гарантам нашей безопасности с призывом оказать Украине военную помощь. Надеюсь, до этого не дойдет.
- Дает ли агрессивная российская информационная пропаганда эффект?
- Оценка действий России в мире однозначная - это агрессия. Пропаганда неимоверная, очень жестокая и построена на лжи. Все основные мировые медиа понимают, что все сообщения СМИ России нужно перепроверять. Сейчас эта российская пропагандистская машина пытается любым образом оправдать свою агрессию.
- В парламенте зарегистрирован законопроект, которым предлагается вернуться на путь интеграции Украины в НАТО. Это может нам помочь в защите от агрессора?
- По своему статусу я не могу комментировать парламентские инициативы. Однако полагаю, что у тех, кто вносил это предложение, есть аргументы. Мы видим, что оказались один на один с проблемой. Что касается НАТО. Юридически мы не являемся членами альянса, потому вопрос оказания военной помощи - это вопрос, который должен решаться в рамках самого НАТО. В то же время мы находимся в партнерских отношениях с Альянсом, так что, даже политическая поддержка с его стороны в этот момент очень важна. Несколько заседаний формата Украина-НАТО, которые прошли в эти дни, продемонстрировали полную солидарность альянса с Украиной и алогичность позиции Москвы. Правда на нашей стороне. Как выяснилось, все гарантии защиты, которые когда-то были нам предоставлены Россией, ничего не значат и не стоят. Сегодня нам надо искать форму нашей защиты, в том числе и военной.