Резников: Я против любой реприватизации в Киеве. Доплата возможна
Алексея Резникова, который 19 июня по предложению мэра Виталия Кличко, после тайного голосования депутатского корпуса возглавил новый Киевсовет, в кулуарах называют компромиссной фигурой. В ближайшие полтора года, которые отведены Киевсовету до следующих выборов, ему придется балансировать между двумя крупными группами во фракции - ударовцев и порошенковцев. Считается, что именно ему будет несложно держать этот баланс: Резников - известный адвокат с большой практикой судебных споров, к тому же не имеет общего политического прошлого ни с Кличко, ни с Порошенко (в предыдущий Киевсовет избирался от Блока Катеринчука).
В интервью ЛІГАБізнесІнформ Резников рассказал, почему обвинения в узурпации столичной власти УДАРом несправедливы, как команда Кличко будет решать земельные вопросы и что можно вернуть из потерянного городом во времена Леонида Черновецкого.
- Вы как адвокат долго специализировались на разрешении судебных споров, за вами багаж громких разбирательств. Первые заседания Киевсовета уже показали: споров не избежать и здесь, поскольку ряд небольших фракций стал в оппозицию к УДАРу. Как будете балансировать?- Если бы не было активности коллег из других фракций, моя работа была бы скучна. Я благодарен, что они есть. Во-первых, киевляне за них проголосовали, а значит, хотят их видеть во власти. А во-вторых, у них неуемная энергия и активность, и это хорошо, это значит, что им небезразлично. Я сам только учусь быть сдержанным, хотя иногда эмоции через край, и хотелось бы быть на их месте, в зале. Искусство баланса - это то, чему мне нужно научиться. Все-таки депутатов немало - 120.
- Такого, как при предыдущем секретаре Галине Гереге, когда отдавалось явное предпочтение провластному большинству, в новом Киевсовете не будет?
- Вот этого я и не хочу. Что меня все время огорчало, мягко говоря - когда предыдущие председательствующие отдавали кому-то предпочтение. На меня иногда даже обижаются коллеги из УДАРа, - вот, ты нам меньше даешь выступать, чаще даешь слово малым фракциям. Я отвечаю: ребята, у каждой фракции есть свое право на выступление, и баланс должен сохраняться.
- УДАР обвиняют в узурпации власти в Киеве: ударовцы возглавили 10 из 15 комиссий, сформировали большинство, и у небольших фракций практически нет возможности не только повлиять на принятие решений, но иногда даже внести изменения в повестку дня.
- Когда кто-то говорит об узурпации власти, у меня это вызывает улыбку: если уже пользоваться какими-то терминами, то надо их правильно применять. Узурпация - это злоупотребление властью. А когда УДАР успел чем-то злоупотребить? Киевляне проголосовали за УДАР, дали ему две трети голосов в Киевсовете, доверили ему заниматься коммунальными вопросами, - и будь любезен, УДАР, ты несешь всю ответственность. Математически соблюдена полная пропорция: две трети комиссий у депутатов, которые шли под флагом УДАРа, и треть у других коллег. Более того: над составом комиссий две недели до ночи работала согласительная группа, которая определяла, кто в какой комиссии будет, кто ее возглавит. Все договорились и проголосовали. Поэтому все выступления в зале Киевсовета - только на камеры. Есть критика, а есть критиканство. Причина очень проста: короткий срок каденции. Люди уже начинают делать заявления в предвыборном режиме.
- Команда УДАР в Киевсовете - это в общем сборная самодостаточных людей, часто бизнесменов, которые скорее откажутся выполнять решения, если их личный интерес не будет соответствовать интересам Кличко. Как вы будете держать дисциплину с такой компанией? Не верю, что Баленко или Микитась возьмут под козырек, если партия скажет "нельзя".
- Каждому было предложено: если вы хотите делать что-то полезное для города, то есть смысл баллотироваться. Если же вы преследуете личные интересы, которые будут претить интересам города, то жизнь - штука короткая. Раз - и закончилась каденция этого Киевсовета. Ну, вот сегодня взяли и злоупотребили властью. А через год уже надо снова идти на выборы.
- Как показала практика, люди Черновецкого прошли в новый Киевсовет, несмотря на историю.
- Правильно. Поэтому пребывание человека в той или иной фракции не определяет позитивные или негативные стороны его характера. Если человек попал во фракцию, чтобы иметь доступ к бюджетным деньгам и незаконным схемам - это вопрос правоохранительных органов и политической ответственности, чтобы больше не голосовать за такого человека. А если он был в какой-то фракции, и за ним нет греха, он созидал, строил рабочие места - какие к нему претензии?
- УДАР может отбирать мандаты у людей, которые перестанет соответствовать его требованиям?
- Увы и к сожалению, у нас понятия императивного мандата нет. У нас есть единственный неидеальный инструмент: если депутат не исполняет свои обязанности, в течение полугода пропускает 50% заседаний, то можно ставить вопрос перед избирателями о его отзыве. Но тут есть одна загвоздка: процедура отзыва не прописана.
Если кто-то из депутатов горсовета, относящихся к УДАРу, будет совершать правонарушения - я вас уверяю, что Виталий Кличко первым напишет представление в прокуратуру о проведении расследования и привлечении к ответственности. И на этом все закончится.
- Как в УДАРе формируется позиция фракции? У вас есть кто-то вроде Чечетова?
- К счастью, нет. Все люди самодостаточные, все себя уважают. Поэтому есть полемика, аргументация и договоренности. Коллеги, выработали единое мнение, все согласны? Голосуем. Хотя опять же, напоминаю, в силу закона каждый депутат процессуально самостоятелен, независим и вправе голосовать так, как он считает нужным. Наказывать его за это нельзя. Я против такого подхода. Этих голосований в стиле "Дуся-многостаночница" быть не должно.
- Почему вы решили баллотироваться именно от УДАРа? Как Кличко сделал вам предложение?
- Нужно наоборот ставить вопрос: именно потому, что Кличко предложил мне поддержать его в этом непростом походе, в котором он лично ставит на кон свое реноме, имя, репутацию. Мы с ним знакомы по прошлой каденции. Мы были в оппозиции и вместе, насколько могли, противостояли тому, что считали неправильным. И если вы помните, на одном заседании за нарушения мы отстранили секретаря Олеся Довгого, и я был компромиссной фигурой, которую поддержали депутаты разных фракций, чтобы временно возглавлять заседания. Нам выключили свет, звук, мы голосовали под светом мобильных телефонов, фонариков, с голоса. Видимо, это было начало, когда я был секретарем на один день, и где-то родилась у Виталия такая идея, что я могу быть рядом.
- Говорят, вы после назначения в Киевсовет встречались с Порошенко. Президент озвучил какие-то пожелания к вашей работе? Зачем вообще была нужна эта встреча?
- Порошенко высказал свое видение моей работы. Они партнеры с Виталием Кличко по большому политическому проекту - выборы президента, городского головы и Киевсовета. Это партнеры, которые пожали друг другу руки и договорились вместе менять страну. Петр Алексеевич принимал участие в обсуждении моей кандидатуры, когда Виталий ее презентовал. Мы понимаем, что его поддержка важна. Но, поскольку президент меня и раньше знал, знакомства как такового не было. Главной целью беседы были его ожидания от меня и Виталия Кличко - искоренить коррупционный образ жизни Киевсовета, обеспечить его работу по нескольким принципам: прозрачность, законность, транспарентность и никаких личных, извините меня за грубое слово, шкурняков.
- Вы уже две недели возглавляете секретариат. Что это?
- Я успел познакомиться с составом секретариата, это 175 человек, но реально 150 - остальные в декрете. Отдельно познакомился с командой юристов - это 21 человек. Сейчас изучаю работу подразделений. Первый, с кем пришлось познакомиться - это глава канцелярии, которая занимается приемом заявлений граждан. Мне уже приносят на подпись огромные стопки обращений, которые дальше должны куда-то двигаться. И я решил, что надо, чтобы меня взяли за руку и провели по всем кабинетам: пришло письмо - что с ним происходит, где оно регистрируется, где ставится штамп, какая запись, куда оно передается, какие принимаются решения. Я полностью хочу понять этот механизм.
- Вы не планируете привести переписку с громадой в современное состояние - Интернет?
- Это одна из первостепенных задач - создание так называемого электронного правительства. Тем более что КГГА уже работает в электронном документообороте. К моему удивлению, секретариат - нет. То ли это психологический страх перед компьютером, то ли просто не успели. Но я объявил на собрании всего коллектива: ребята, готовьтесь, мы это обязательно будем делать. Перейти в Интернет можно очень быстро, главное - с оргтехникой разобраться. Ее просто нет после событий на Майдане. Вынесли все. Будем в ближайшее время как-то обновляться.
- Кадровые перестановки в секретариате планируете?
- Кардинальные - нет. Я не отношусь к категории руководителей, которые исповедуют принцип: новая метла по-новому метет. У меня на сегодня есть ряд увольнений по собственному желанию, а значит, будут назначены какие-то новые лица, но массово увольнять сотрудников не буду.
- Вы анонсировали создание в секретариате отдела по реагированию на случаи коррупции в органах власти. Какими полномочиями она будет наделена? Сможет ли она блокировать подозрительные документы еще на этапе их подготовки и рассмотрения комиссиями Киевсовета?
- Создание отдела по коррупции и контролю за исполнением решений уже проголосовано на сессии. Почему вместе - потому что если решение не исполняется, возникает вопрос: а почему, нет ли там коррупционной составляющей? Вот там будут новые люди, потому что это совершенно новое подразделение, и я пока раздумываю над кандидатурами. Есть уже ряд людей на примете. Это будут либо юристы, либо люди с опытом контроля, выявления. Но это не будут бывшие милиционеры или прокуроры. Это будут люди, которые знают, как работает бизнес, и понимают, где могут быть лазейки, связанные с незаконной коммуникацией с представителями киевской власти.
- А чем будет заниматься антикоррупционная комиссия Киевсовета? Дублировать?
- Я надеюсь, они будут взаимодействовать. Что такое постоянная комиссия депутата? Это одна из форм реализации депутатских полномочий, которые могут появляться в процессе заседания комиссии.
- Почему депутаты проявили такой низкий интерес к работе антикоррупционной комиссии?
- Ну, вы раньше приводили пример недовольства со стороны ряда депутатов - не каждой сестре по серьге досталось. Мы сказали: ок, ребята, раз вам хочется больше должностей, разделим существовавшую ранее комиссию по регламенту, правоохранительным органам и депутатской этике на две. На самом деле, это искусственное выделение, но мы пошли на компромисс. Депутаты взяли ответственность за эту комиссию, и я надеюсь, что они будут очень эффективны.
- Три человека?
- Ну, они так захотели. Я же не могу их заставить. Это было их желание.
- Будет ли новая власть пересматривать отчуждения столичной земли во времена Черновецкого? Возможно ли это по закону? Вы юрист, прокомментируйте.
- Комиссия, которая создана в Киевсовете, не может пересматривать решения. Она может их проанализировать и установить факты нарушений. А дальше она проинформирует Киевсовет, и в зависимости от природы нарушений будет либо обращение в прокуратуру, либо в суд. Отменять решения мы не можем - на их основании уже заключены договора.
- Через суд эти договора расторгнуть возможно?
- Да, если будут основания, - если суд признает, что это было незаконно сделано.
- А если там дом уже стоит?
- А вот тут уже надо находить разумные государственные подходы, без политической целесообразности и избирательной риторики. Если стоит дом, там живут люди, в чем общественный интерес - снести этот дом и людей выселить на улицу? В практике Европейского суда по правам человека есть дело Стретч против Объединенного Королевства, которое четко говорит: даже субъект публичной власти что-то нарушил, а субъект непубличной власти все сделал правильно, и в итоге получилось некое материальное благо, то он не должен от этого страдать.
- Вас не смущает, что в руководство земельной комиссии Киевсовета снова вошли застройщики? Опять будут безумные застройки? Как решить эту проблему в Киеве?
- Не смущает. Если они не чувствуют ситуацию и думают, что сейчас быстренько начнут проворачивать сомнительные вещи, то никто этого не позволит. У нас четко проговорено, что земельные вопросы обязательно будут голосоваться, но только те, которые наполняют бюджет, реализовывают мытарства людей, по 6-7 лет не получавших свои пять соток, продлевают аренду. Потому что многие сегодня не платят арендную плату: договор не продлен - тогда извините. Но если земля просто на продажу, со спекулятивными целями, чтоб она где-то отлежалась, - я думаю, даже рынок этого не позволит.
- При Черновецком были также приватизированы Киевхлеб, Киевэнерго, Киевводоканал. Возвращать будете или нет? Например, депутаты обратились к генпрокурору Яреме по поводу приватизации Киевэнерго. Будете ли вы поддерживать это?
- Я ярый противник любой реприватизации. Если есть сомнения в сделке или она несправедлива с точки зрения цены, надо находить компромисс, может, принимать некие нормативные акты, - например, некий закон об амнистии по несправедливым сделкам, результатом которого будет доплата до справедливой цены. В европейской практике такое есть: Англия, Маргарет Тэтчер, 70-е годы, приватизация объектов коммунальной собственности.
- Судьба райсоветов в Киеве - будете ли вы все-таки возвращать и когда?
- Я лично не возражаю против восстановления райсоветов, но при нескольких условиях. Первое - а хотят ли этого киевляне? Это еще 600 депутатов по Киеву. С какими полномочиями, какая у них будет компетенция, бюджет, финансирование, и какая польза от этого будет городу? А если просто кому-то хочется... Знаете, как сейчас некоторые коллеги-депутаты говорят? А давайте проголосуем, что они будут в 2015 году. На простой вопрос, а где взять финансирование, это же наши, городские деньги, отвечают - да какая разница, проголосуем, а оно же потом будет.
- То есть когда говорят, что осенью состоятся выборы в райсоветы - это невозможно?
- Мне кажется, что даже те активно настроенные коллеги, которые настаивают на восстановлении районных советов, понимают, что если это и делать, то не ранее 2015 года, наравне с другими выборами в органы местного самоуправления.
- Когда будет окончен ремонт Киевсовета, в какую сумму оценен ущерб?
- Цифрой я не владею. Но объем работы огромный. Как минимум на ремонт зала для пленарных заседаний, чтобы работала нормально система голосования, нужно минимум три месяца.
- Система будет украинской - Рада? Или, как говорил Кличко, ищете зарубежные аналоги?
- Мы уже озвучили Кличко нашу идею. Она очень простая: планшет, на который разработчик ставит систему для голосования и возможность там же работать с документами, вносить в них правки, а не распечатывать тонны бумаги. Я только вернулся из Мюнхена в попытках найти понимание, как у них работает система для голосования. Сейчас изучаем опыт, узнаем, сколько это будет стоить.
- Для этого надо будет закупить 120 планшетов.
- Это все равно дешевле. Чтобы поставить новую систему Рада, с учетом закупки комплектующих на западе и валютных курсов, на систему надо потратить от 12 до 15 млн.грн. Это безумные деньги. Думаю, купить планшеты и разработать программу будет на порядок дешевле.
- Как вы думаете, из Кличко получится хороший мэр - хозяйственник и управленец? Как хозяйственник он пока себя не проявлял, а как управленец и организатор - все мы видели, что он на первом заседании Киевсовета постоянно слушал подсказки сидящего рядом юриста.
- Мэр такого большого мегаполиса, как Киев, не обязан быть хозяйственником. Он не должен знать, где какая труба лежит. Для этого нужны начальники департаментов и профильные замы. Знать регламент с первого раза, не будучи юристом, тоже никто не сможет. Поэтому нормально, что юрист подсказывал, а Кличко принимал стратегическое решение. У Кличко есть потенциал: он очень сильный волевой человек, он как магнит притягивает к себе людей. Он способен обеспечить решение этими людьми тех задач, которые ставятся. А самое главное - у него есть воля это делать.
Мы имели уже имели в Киеве мэра-хозяйственника. И что нам это дало?