Власть превратила Верховную Раду в машину для ускоренного голосования. Если так и дальше пойдет, нужно будет добиваться роспуска парламента, - полагает вице-спикер Николай Томенко. Впрочем, и оппозиция, по его мнению, отработала сессию не лучшим образом. А вопрос индивидуального голосования, несмотря на заверения регионалов, так и не удалось сдвинуть с мертвой точки. Об этом Томенко рассказал ЛІГАБізнесІнформ, подводя итоги восьмой сессии Рады.

- Каковы результаты в целом?

- Общий вывод у меня пессимистический, если не трагический. Если на следующей сессии парламент не начнет выстраивать себя как территорию демократии и принятия оптимальных решений, с ним никто не будет считаться. Ни высшие органы власти вообще, ни даже просто чиновники, поскольку от него ничего не зависит. Прошедшая сессия подтверждает потерю авторитета, популярности и значимости Верховной Рады. С формальной точки зрения, если говорить о количественных параметрах - сессия успешная. Принято много законов и постановлений. В то же время, если говорить о парламенте, который обеспечивает интересы всех граждан, - такого парламента у нас нет.

- А что есть?

- Фактически большинство превратило парламент в машину для голосования, и мы видим, что это неэффективно и даже вредно. Об этом свидетельствует история с Налоговым кодексом - мы уже в который раз возвращаемся к поправкам, которые оппозиция в свое время предлагала. Но они были отклонены, потому что кто-то в правительстве или в Администрации президента сказал, что это нужно голосовать без обсуждения.

Если парламент и на следующей сессии будет институтом для механического голосования по ускоренной процедуре, я не вижу смысла в таком парламенте. Значит нужно или добиваться досрочного прекращения его полномочий, или вообще думать о месте парламента в системе принятия решений. К сожалению, Верховную Раду превратили в консультативно-совещательный орган, что прямо противоречит Конституции, по которой парламент должен быть представителем украинского народа.

- Как отработала оппозиция?

- Есть успехи. Нам удалось не допустить принятия некоторых законопроектов, некоторые смогли перенести. Есть локальные тематические успехи оппозиционных народных депутатов. Например, принят ряд моих законопроектов, которые не связаны с политикой и, тем не менее, очень важны. Например, о запрете ввоза в Украину браконьерского снаряжения для ловли рыбы и охоты. Мы пролоббировали нормальное финансирование олимпийской и параолимпийской команд.

Но все же, думаю, оппозиция должна быть более активной, находить возможность и заниматься просветительской работой. Оппозиция должна более активно и профессионально информировать общество и показывать альтернативу: условно, "мы не голосуем за этот законопроект и предлагаем такую альтернативу". Тут, я думаю, мы недоработали. Требовать от оппозиции лоббировать свои законы, когда реальных оппозиционеров всего примерно сотня, - несерьезно. Нужно готовить депутатов к такой содержательной интеллектуальной оппозиционной деятельности в парламенте, которую мы еще в полной мере не продемонстрировали.

- Регионалы утверждают, что они уже начали решать вопрос индивидуального голосования, что все больше их однопартийцев приходят в зал…

- Это не отвечает действительности. Взять хотя бы суперпринципиальный вопрос, как пенсионная реформа, о принятии которой президент Янукович заявил на пресс-конференции как о позитиве, очевидно, не читая ее. Так вот, если на это важное голосование из более чем 180 народных депутатов от фракции Партии регионов пришло порядка 100, я не думаю, что это высокая явка. Не переломили они ситуацию.

- Каким образом это можно сделать?

- Думаю, только законодательным закреплением процедуры персонального голосования и ограничением депутатской неприкосновенности. Это две радикальные вещи, благодаря которым будет создана почва для того, чтобы в парламенте работали люди, которые хотят быть законотворцами, а не просто получить статус и преференции.

Ирина ШЕВЧЕНКО