- Некоторые эксперты прогнозировали УДАРу второе место. Результат, полученный партией - это успех или провал?

- Для политической силы,  впервые участвовавшей в общенациональных выборах - это победа. Мы выполнили задачу, которую ставили перед собой. Происходящее же в последний месяц перед выборами, в том числе попытки поссорить нас с другими оппозиционными силами, - все это было технологией власти. Хотя некоторую лепту в поток черного пиара против нас внесли и другие политические силы.

- Другие политические силы - кто это?

- В последние две недели чернуха полилась со всех сторон. От всех участников избирательного процесса.

- Кроме вас и власти, за места в Раде боролись лишь две политические силы…

- Избирательная кампания прошла. И мы не намерены сейчас выяснять отношения. Мы провели абсолютно честную, достойную кампанию. Не использовали каких-либо технологических уловок, направленных на понижение рейтинга наших коллег по оппозиции. УДАР продвигал свою программу, свою идею, свою команду.

- А в чем состоит ваша идея, кстати? За время кампании она не стала понятнее.

- Согласитесь, мало кто смотрел на смыслы и позиции, которые доносили политические силы. Все окрасили мир в черно-белые цвета и занимались навешиванием друг на друга ярлыков. С властью ты или не с властью, оппозиция ты или не оппозиция. Никто не говорил о том, с чем он идет в парламент. Мы же доносили следующую идею: свободный человек может жить только в свободной стране. Мы предлагали избирателю только выполнимое. В нашей программе нет популизма. Там есть пять главных "ударов", на которых мы и сосредоточимся в парламенте.

- Тем не менее, социология показывала результаты получше.

- Когда мы формировали план по выборам мы его считали не в процентах, а в голосах. И практически мы этот план выполнили. Если бы не было доброшено определенное количество бюллетеней в пользу партии власти, была бы другая явка. И если бы часть наших голосов не украли и не перераспределили в пользу Партии регионов и коммунистов, естественно, было бы и другое соотношение процентов.

- Есть версия:  на этой кампании Виталий Кличко повторил свою ошибку 2006 года, поставив на молодой электорат, не смог его мобилизовать и привести на участки.

- Дело в том, что молодежь всегда хуже ходит на выборы. Но к следующей кампании молодежь станет взрослее. Так что и в этой группе мы видим потенциал нашего роста. Главное, что показала эта кампания - мы действительно являемся общенациональной политической силой, имеющей примерно равный уровень поддержки на всей территории Украины. Чего сегодня не может о себе сказать ни одна другая политическая сила. У нас одинаковый результат, например, и во Львовской области, и в Днепропетровской. Поддержка нашей партии не отличается в разных областях Украины на порядок, в отличие от Партии регионов или других партий. Мы шли на избирательную кампанию в том числе с идеей объединения страны.

- Хаос в координации действий оппозиции после выборов -  это прообраз будущего оппозиционного хаоса в парламенте?

- С нашей стороны никакого хаоса во взаимодействии с коллегами по оппозиции не было. Просто у каждого есть своя позиция. Каждый ее отстаивает. Главное, чтобы мы не перессорились из-за частностей и не забыли о самом главном.

- И что же является самым главным?

- Главное - это европейская демократическая Украина. Развитие человека, защита его прав и свобод. Человек - главная ценность. И все наши действия должны быть направлены на то, чтобы личность в Украине могла развиваться, а не просто существовать.

- Что случилось с идеей обнуления списков, отказалась ли оппозиция окончательно или может еще вернуться к ней?

- Мы четко заявили, что готовы это сделать. Но наша принципиальная и логичная позиция такова: обнуление имеет смысл только в том случае, если кроме нас это одновременно сделают и Батькивщина, и Свобода. Это должно быть консолидированное решение. На сегодня ситуация следующая - мы совместно с коллегами по оппозиции выработали план первоочередных действий демократических сил для отстранения от власти Партии регионов и проведения необходимых изменений в стране. Мы решили, что идем в парламент и будем бороться с режимом как парламентскими, так и внепарламентскими методами. Если власть не прислушается к нашим требованиям, мы не исключаем сценария роспуска новоизбранного парламента и назначения досрочных парламентских и президентских выборов.

- Эксперты называют это юридически  недейственным механизмом. Популисткая идея.

- Нет. Юридическая технология там присутствует. Просто эта технология сопряжена с рисками, заложенными в поведение конкретных людей.

- Как спонсоры партии отнеслись к идее обнуления?

- У нас нет спонсоров. Мы несем ответственность только перед избирателями.

- А сами партийцы, в особенности те, которые вырвали зубами победу по мажоритарке?

- Мы обсудили этот вопрос со всеми нашими кандидатами. Они поддержали позицию партии.

- Ситуация складывается таким образом, что в парламентской оппозиции будут находиться три будущих кандидата в президенты. Как вы все сможете договориться?

- Как минимум, я надеюсь, что мы все сможем договориться о том, что мы должны конкурировать честно. УДАР готов к честной конкурентной борьбе.

Вступление в какие-либо переговоры с нынешней властью для нас невозможно

- Кличко постоянно доказывает, что он пришел в парламент работать головой, а не кулаками. При этом в обществе созрел запрос на политический радикализм. Как, не включая кулаки, можно будет в парламенте противостоять власти?

-  Уверен, что в будущем парламенте, если он состоится, мы сможем доказать, что у нашей команды достойный интеллектуальный уровень.

- Какой будет ваша парламентская тактика?

- Быть последовательными. У нас есть наработки по законопроектам. И главное, что мы можем предложить - это конструктив в наших проектах.

- Конструктив будет предполагать голосование за проекты Партии регионов?

- Мы очень удивимся, если Партия регионов предложит законопроект, направленный на благо страны и людей.

- За избрание президента в парламенте вы голосовать будете?

- Есть Конституция, которая четко устанавливает как и кем избирается президент в нашей стране. Конечно, за такой законопроект мы голосовать не будем.

- Если Кличко предложат пост, например, вице-спикера, он согласится на него?

- Вступление в какие-либо переговоры с нынешней властью для нас невозможно. У УДАРа свой путь. И у нас есть политическая воля для того чтобы этот путь пройти.

- Вы ощущаете на себе или на своих депутатах, скажем так, попытки власти к формированию будущего большинства?

- Да. Ощущаем. Уже начинается давление и угрозы. Мы об этих фактах знаем.

- Кому угрожают?

- И мажоритарщикам, и списочникам.

- Вы в них уверены? Если кто-то из ваших депутатов вступит в сговор с властью, что вы будете делать?

- У фракции будут четкие правила, исключающие, в том числе, свободное голосование.

- Карточки у всех заберете?

- Нет.  На сегодняшний момент УДАР- команда, которую объединяет идея. У нас нет людей, купивших место в списке. У всех равные права. Мы отстаиваем позицию персонального голосования. Ни о каком отбирании карточек не может быть и речи. Это детство. Мы доверяем своим людям. Все они сознательные, самодостаточные и взрослые личности. Все отдают себе отчет в своих действиях. И нет лучшего способа контроля, чем совесть. Предать ведь можно только один раз. 

Досье на Виталия Ковальчука

Анализ избирательного списка партии УДАР

Конфигурация сил в новой Верховной Раде