Майдан как уникальный акт самоорганизации. Размышления на заданную тему
Когда полевого командира Майдана Владимира Филенко спрашивают, тоскует ли он по Майдану, то он всегда отвечает решительно "Нет!". "В воспоминаниях о тех событиях не находится места тоске. В свою очередь мне тоскливо от того, что произошло после "оранжевой революции". Два последних года доказали, что пропасть между политической элитой и обществом оказалась еще глубже, чем казалось раньше. Порой создается впечатление, что это - два мира, существующих в разных плоскостях, в разных измерениях, в разных системах координат", - пишет В.Филенко в своей статье, опубликованной сегодня в еженедельнике "Зеркало недели".
В.Филенко при этом категорически не согласен с тем, что идеи Майдана дискредитированы. "На самом деле дискредитирована лишь значительная часть политиков, ассоциировавшихся с Майданом. Поэтому, наверное, было бы справедливо, чтобы они наконец-то прекратили упоминать Майдан всуе и порочить его идеи и завоевания", - заявляет он.
Несмотря ни на что В.Филенко считает "оранжевую революцию" выдающимся событием в истории как Украины, так и Европы, мира в целом. "К тому же это событие несло не только чисто политическую, но и философскую нагрузку. Мы стали свидетелями ненасильственного, красивого, эстетского, я бы сказал, песенного процесса смены власти. Выражения типа "простите", "пожалуйста", "прошу" были самыми распространенными образцами майданной лексики. Майдан был свободен от суеты. Она появилась на главной площади страны только в последние дни революции, когда политики, ощутив вкус близкой победы, расталкивая друг друга, сотнями устремились на трибуну, рискуя ее развалить", - пишет он.
По словам В.Филенко, Майдан был уникальным актом самоорганизации. "Он продемонстрировал, что в стране имеется целое поколение потенциальных лидеров, молодых, сильных личностей, которым, наверное, не хватало опыта, но, безусловно, не было недостатка в энергичности и ответственности. Эти люди должны были стать главным достоянием. Но не стали. Им не дали возможности послужить идее построения новой Украины. Подавляющее большинство из них не получили мест в органах власти и предвыборных списках ведущих политических партий. А без этого остаются несбыточными надежды на появление политической элиты, которая бы соответствовала уровню развития, ожиданиям и нуждам общества. Появление в политикуме немногочисленных новых симпатичных лиц не спасает ситуацию. Во-первых, это не является устоявшейся системой, неотвратимой тенденцией. А во-вторых, дебютанты рано или поздно начинают играть по давно установленным, далеко не прозрачным правилам, или выталкиваются средой как чужеродное тело", - говорится в статье.