Московским первоклашкам запретили экзамены
С 1 апреля в московских школах начали принимать заявления от родителей будущих первоклассников. Попасть в школу, особенно в понравившуюся, зачастую даже сложнее, чем в престижный вуз: нередко детям приходится сдавать специальные тесты, запрещенные как федеральным, так и городским законами об образовании. Об этом пишет российское издание "Газета".
Так, проблему признают и в департаменте образования Москвы: на пресс-конференции первый замглавы этого ведомства Лариса Курнешова специально подчеркнула: "Ни о каких тестированиях при приеме в первые классы не может быть и речи". Также запрещены различные сборы денег при приеме ребенка в школу - даже на пошив формы.
Вместе с тем, приказы, запрещающие "вступительные экзамены" и поборы, департамент образования издает из года в год. Однако это не мешает руководству школ такую практику продолжать. Похоже, что единственное средство борьбы - сознательность и осведомленность родителей. Другой выход из положения - введение обязательного предшкольного образования, то есть фактическое уменьшение возраста, в котором начинается обучение ребенка, - пишет издание.
Таким образом, главная проблема состоит в том, что у поступающих в школу детей очень разная готовность к учебе - физическая, психологическая, педагогическая, считает замминистра образования и науки Юрий Сентюрин. "При сегодняшней сложной программе, тем более, если школа с дополнительным компонентом (а именно такие считаются элитными, хотя в законе нет понятия элитных школ), ребенку может быть просто сложно учиться, - отмечает он. - Так что выявление готовности ребенка к школе - в форме собеседования или в другой форме - это и в интересах ребенка, в первую очередь".
Как пояснил в интервью "Газете" пресс-секретарь департамента образования города Москвы Александр Гаврилов, запрет на тесты касается не только обычных государственных общеобразовательных школ, но и школ с углубленным изучением какого-нибудь предмета. "Отдельная история только с частными школами, у них свои уставы", - добавил он. Кроме того, свои критерии отбора детей могут устанавливать и некоторые нетиповые государственные образовательные учреждения - специальные школы для детей, которым требуются особые условия обучения. Речь идет как о детях с выдающимися способностями, так и, например, о детях с ограниченными возможностями.
При этом, во всех остальных школах существует лишь две причины для отказа: медицинские показатели и отсутствие свободных мест.
Как раз второе обстоятельство и является главной причиной нелегальных конкурсов и еще более нелегальных "подношений" директорам. Все родители стремятся устроить свое чадо в школу получше. И здесь по закону имеют преференции те, кто ближе живет. "Мы также рекомендуем отдавать предпочтение тем ребятам, у которых в этой школе учатся брат или сестра, - уточняет Л.Курнешова. - Привилегиями также пользуются многодетные семьи". По ее словам, директор может отказать в приеме документов от родителей лишь в случае, когда уже издан приказ о зачислении в первые классы школы и они набраны полностью.
Более того, собеседование с ребенком и проведение психолого-педагогической диагностики школа имеет право провести, но уже после того, как тот будет официально зачислен. Такое тестирование проводится с единственной целью - определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, - говорится в статье.
По мнению Ю.Сентюрина, выход в данной ситуации - в дошкольной подготовке. "Мы прорабатываем варианты подготовки к школе в дошкольных учреждениях", - сказал он. Но здесь слишком много препятствий. Во-первых, такая подготовка имеет смысл только в том случае, если она доступна всем, а сейчас попасть в детский сад зачастую труднее, чем в самую элитную школу. Во-вторых, если сделать такую подготовку обязательной, то большая часть общества воспримет это как уменьшение возраста начала обучения - с соответствующими протестами.