Последний по счету самодержец земли российской принадлежал к династии Романовых, правившей Россией на протяжении 300 лет. Самому Николаю II из его многочисленных предков больше всех импонировал Алексей Михайлович, получивший у современников название "тишайший". Выбор образца для подражания в какой-то мере говорит о вкусах и о характере выбиравшего: хорошо знавшие Николая люди из числа высших сановников считали, что по своим личностным качествам он никак не подходил к роли правителя огромного государства.

Николай II считается самой трагической фигурой среди европейских монархов новейшего времени. Ему пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и начале XX веков. Социальные, экономические, внутри- и внешнеполитические проблемы его времени были слишком трудными. Хотя, по-видимому, особые условия Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более подготовленного монарха. Несмотря на наличие природного ума, Николай II получил воспитание, которое было наименее подходяще для формирования будущего монарха. В возрасте 16 лет он владел четырьмя языками и мог осмысленно читать Достоевского или Карамзина. Под воздействием своего учителя и наставника англичанина Чарльза Хита, провозгласившего девиз: "Аристократами рождаются, но джентльменами становятся", Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и самоконтроль в любой обстановке, которые были типичны скорее для английского лорда прежних времен, нежели для представителя высшего класса России предреволюционного периода.

По свидетельству современников, Николай от природы был достаточно вспыльчивым человеком, поэтому такое поведение (отрешенность в экстремальных условиях) он вырабатывал в себе с большим трудом. Николай был склонен воспринимать политику как вопрос повиновения и, следовательно, рассматривать политическое инакомыслие как заблуждение. Такой взгляд, усиливаемый религиозностью, иллюстрирует ответ Николая, когда за несколько дней до отречения от престола английский посол в тактичной форме заговорил с ним о его растущей непопулярности: "Вы считаете, что я должен вернуть себе доверие моего народа, а не думаете ли Вы, что, скорее, мой народ должен вернуть себе мое доверие?" Вследствие практической изоляции Николая от своих сверстников в юности, он был лишен возможности формировать свои собственные независимые суждения и совершать свои собственные ошибки, которые он мог бы также самостоятельно исправить. Контакт с внешним миром для Николая ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царской семьи.

Когда Александр III неожиданно умер в возрасте 49 лет, наследник престола был плохо подготовлен к царствованию. У него было мало опыта в большой политике, он плохо знал людей, среди которых должен был искать себе сотрудников. Кроме того, быстро выяснилось, что царь не обладает силой воли и решительностью своего отца. Из-за своего неверного взгляда на обязанности правителя Николай II не имел понятия о том, что министры не могут только получать приказы. "Я же могу отдавать Вам распоряжения", - сказал он однажды своему Министру иностранных дел Святополк-Мирскому (1904 год), который, предупреждая свое увольнение ответил: "Нет, если я не булочник".

Николай пришел к власти, но не имел никакой программы, кроме твердого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое считал заветом своего отца. Он был уверен, что его титул дан ему богом. В такой атмосфере политические решения часто принимались как решения совести. В первые годы своего правления он продолжал политику отца и оставил на постах его главных советников и министров. Это противоречило интересам образованных и имущих слоев общества, надеявшихся на политические перемены. С одной стороны, он пытался добиться социальной и политической стабилизации сверху путем сохранения старых сословно-государственных структур, с другой, - политика индустриализации приводила к огромному социальному расслоению.

При дворе процветали шарлатаны и спириты. Утвердился как признанный знахарь Григорий Распутин, позиция которого казалась непоколебимой, поскольку он обладал способностью останавливать кровотечения у наследника престола Алексея (мать Алексея передала ему от своей бабки, королевы Виктории Английской, наследственную болезнь крови). Понятно, что заботливые родители хотели, чтобы Распутин был близко. Однако опасения вызывала растущая склонность считать Распутина истинным гласом народа.

Это не было бы так трагично, если бы Распутин, человек из народа, жил скромно и сдержанно. Но Распутин, напротив, не хотел тихо наслаждаться своим успехом в высшем обществе, что сильно подогревало слухи. За это схватились пресса и оппозиционные круги, вероятно, с тайным умыслом поколебать престиж монархии и добиться внутриполитической дестабилизации. Следует заметить, что эта задача была ими решена более чем успешно: скандальная фигура Распутина решающим образом способствовала потере престижа Николая II.

Первая мировая война еще больше выявила все недостатки системы царизма в России. В первую очередь, это были политические слабости. В военной области к лету 1915 года удалось овладеть положением на фронте. В 1916 году русской армии принадлежала даже большая часть территориальных завоеваний союзников перед началом краха Германии. Тем не менее, в феврале 1917 года царизм приблизился к своей гибели. За подобное развитие событий нельзя снимать ответственности и с самого царя, прежде всего потому, что он не смог координировать действия институтов государства. В стране нарастал хаос, вызванный военными, которые в отсутствие гражданского контроля произвольно распоряжались громадным тылом. Значительные неудачи в начале 1915 года вынудили царя на сближение с Думой и общественными организациями. Он уволил непопулярных министров, одобрил создание комитета по военной промышленности из представителей Думы. Но идти дальше навстречу Думе царь категорически отказался. Прогрессивный блок, образовавшийся летом в Думе и Государственном совете и создавший большинство, выступавшее за реформы, не был услышан. Царь распустил Думу и принял на себя главное командование.

Авторитет правительства слабел, поскольку никто больше не мог координировать действий гражданских и военных учреждений. Царь, находившийся в своей ставке в Могилеве, не понимал серьезности ситуации. К нестабильности обстановки он добавлял еще и бесконечные кадровые замены, которые происходили с такой быстротой, что депутаты Думы шутили о "министерской чехарде". Обсуждались планы дворцового переворота. В них был посвящен ряд генералов. Императора почти открыто обвиняли в государственной измене якобы из-за стремления к сепаратному миру. Эти рассуждения основывались, прежде всего, на том, что царица была немкой. В такой ситуации всеобщего и глубочайшего недовольства делегаты Думы, к которым присоединились и генералы, стали настаивать на отречении царя от престола.

2 марта 1917 года был последним днем царствия династии Романовых. Николай II без борьбы отрекся от престола, поскольку, как сказано в его Манифесте от 2 марта 1917 года, "почли Мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение". Существует точка зрения, что отречение царя от престола явилось последствием генерального путча против царя. Николаю не следовало ставить свое решение в зависимость от каких-либо мнений (генералов). Если своим отречением царь хотел избавить страну от кровавых раздоров, то он ничего не достиг, поскольку после его отказа от трона события в стране приобрели еще более кровавый характер: в России развязываются смятение и хаос. Вначале император принял решение отречься в пользу своего сына Алексея, но, поскольку Алексей страдал тяжелым заболеванием, то Николай вызвал к себе профессора С.П.Федорова и попросил у него откровенного ответа на вопрос о том, каковы виды на здоровье Алексея в будущем. Врач откровенно заявил, что у него есть сомнения относительно того, что Алексей проживет больше 16 лет. В ответ Николай сказал, что хотел бы жить около Алексея, воспитывать его, и никаких других мыслей и желаний у него нет. Федоров возразил, что вряд ли новая власть разрешит малолетнему царю остаться вместе с отцом. "В таком случае - ответил Николай - я отрекусь в пользу Михаила".

В ночь отречения Николай уехал в Могилев к месту потерянной военной службы. С дороги он отправил телеграмму брату Михаилу: "События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Останусь навсегда верным и преданным братом. Горячо молю бога помочь тебе и твоей Родине".

Но Михаил не слишком долго колебался с принятием своего решения по поводу престола: он также отказался от трона. Историки утверждают, что у Михаила было достаточно мужества, но ему не хватило темперамента, чтобы возглавить битву за трон. У Николая борьба за трон заняла 8 дней, Михаил "управился" с этим делом в одну пятницу, от десяти утрa до шести вечера.

Оторванный от жены, от центров власти, Николай был заброшен за 800 верст в Могилев. Свергнутый царь виделся современникам как человек, "вконец потерявший себя, с потухшим взором, с пожелтевшим изборожденным старческими морщинами лицом, раздавленный событиями, безвольно переступающий, подобно лунатику, душевно отрекшийся от всего и уже поэтому заранее обреченный на мученичество".

Уже на второй день после отречения царя Петроградский Совет постановил принять меры к аресту четы Романовых. Временное правительство вначале никак не отреагировало на призыв Совета о совместных шагах по этому поводу, но 7 марта приняло постановление: "Признать отреченных императора Николая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшегося императора в Царское село". Это решение было выполнено четырьмя правительственными комиссарами. Через несколько минут после того, как Николай вошел в ворота Александровского дворца, за его спиной звякнул засов. Он был заключен до конца жизни. Одновременно в Гатчине был взят под арест Михаил.

Едва низложенный царь вернулся в Царское Село, как сановники пустились наутек с той же легкостью, что и лакеи. Николай отметил в своем дневнике, что от него ушли 46 лакеев. Однако были и такие, кто добровольно согласился разделить с ним заключение.

Правительственным уполномоченным по надзору за арестованными стал 36-летний Министр юстиции А.Ф.Керенский, который старался в меру своих сил уберечь бывшую царскую чету от неприятностей, связанных с пребыванием вблизи "бурлящего " Петербурга. Из соображений безопасности Временное правительство разрешило царской семье выехать в Англию, с правительством которой уже была достигнута предварительная договоренность, вплоть до того, что для Николая выделялся один из британских кораблей, курсировавших в Северном море. Но Временное правительство было уже недостаточно сильным, чтобы противостоять воле Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Как только о подготовке к отъезду стало известно в Петроградском совете, возникли осложнения.

Одновременно по Петрограду поползли слухи о заговоре монархистов, готовящих нападение на Александровский дворец с целью освободить и вывести царскую семью. В этих обстоятельствах было принято решение о недопущении вывоза царской семьи.

12 июля 1918 года Уральский Совет получил разрешение из Москвы на самостоятельное решение судьбы низложенной царской династии. В этот же день состоялось чрезвычайное заседание Исполкома Совета в Екатеринбурге, на котором было вынесено постановление о расстреле.

В 1981 году царская семья была канонизирована Русской Зарубежной Церковью. В соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года Николай II, царица Александра Федоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.