11 июня 1937 года Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР в составе В.В.Ульриха, маршалов Советского Союза В.К.Блюхера и С.М.Буденного, а также нескольких командармов вынесло решение, которым, по сути, развязало "красный террор" в СССР. В этот день был вынесен приговор военачальникам, проходившим по "делу Тухачевского". В ту же ночь советский военачальник, Маршал Советского Союза, видный политический деятель большевистской России Михаил Тухачевский вместе с остальными фигурантами дела был расстрелян.

События, предшествовавшие расстрелу, развивались стремительно.

10 мая Политбюро приняло предложение Ворошилова освободить Тухачевского от обязанностей первого заместителя Наркома обороны и назначить командующим Приволжским военным округом. 13 мая Тухачевский добился приема у Сталина, но суть их разговора неизвестна. 14 мая Тухачевский прибыл в Куйбышев. Через 6 дней "красный маршал" был арестован по прямому указанию Сталина, без решения суда, а 25-26 мая - исключен из партии. В этот же период происходили аресты военачальников, проходивших по делу Тухачевского.

26 мая, в ходе длительных допросов, Тухачевского вынудили написать: "Признаю наличие антисоветского военно-троцкистского заговора и то, что я был во главе его... Основание заговора относится к 1932 году". Несколько дней спустя, еще до решения суда, Сталин заявил, что "военно-политический заговор против советской власти, стимулировавшийся и финансировавшийся германскими фашистами", возглавлялся Троцким, Рыковым, Бухариным, Рудзутаком, Караханом и Ягодой. О Тухачевском генсек сказал: "Он оперативный план наш - оперативный план, наше святая святых, передал немецкому рейхсверу. Имел свидание с представителями немецкого рейхсвера. Шпион? Шпион..."

Советский народ узнал о деле Тухачевского из печати. По информации "Энциклопедии великих заговоров и переворотов", 11 июня в газетах появилось сообщение в рубрике "В прокуратуре CCCP" о деле "арестованных органами НКВД в разное время Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Фельдмана, Примакова, и Путны", обвиненных "в нарушении воинского долга (присяги), измене Родине, измене народам CCCP, измене РККА". Утверждалось, что "следственными материалами установлено участие обвиняемых... в антигосударственных связях с руководящими военными кругами одного из иностранных государств, ведущего недружелюбную политику в отношении CCCP. Находясь на службе у военной разведки этого государства, обвиняемые систематически доставляли военным кругам сведения о состоянии Красной Армии, пытались подготовить на случай военного нападения на CCCP поражение Красной Армии и имели своей целью содействовать восстановлению в CCCP власти помещиков и капиталистов. Все обвиняемые в предъявленных им обвинениях признали себя виновными полностью".

Рассмотрение дела было объявлено на закрытом заседании Специального судебного присутствия Военной Коллегии Верховного суда CCCP в порядке, установленном Законом от 1 декабря 1934 года. Этот закон предусматривал ускоренное рассмотрение обвинений в терроризме и контрреволюции без участия защиты и без права обжалования приговоров и прошения о помиловании, которые приводились в исполнение немедленно. Весь судебный процесс Тухачевского и его товарищей занял один день, 11 июня.

Первые показания от некоторых близких Тухачевскому военных о его якобы принадлежности к правой оппозиции были получены в 1930 году. Однако ход делу был дан лишь в 1937 году - в то время Сталин находился на вершине своей маниакальной подозрительности и жестокости. Тухачевского, а также командармов I ранга Якираи Уборевича,а такжекомкоров Корка, Эйдемана, Фельдмана, Примакова и Путна, объявили участниками разветвленного военно-фашистского заговора в РККА.

Группу Тухачевского обвиняли, в частности, в передаче секретных военных сведений в германский Генштаб, в подготовке терактов против советского правительства, в разработке плана поражения Красной Армии и даже в намерении осуществить вооруженный захват Кремля. Для Тухачевского все было предрешено - начиналось время кровавой "чистки" армии от "врагов народа". Той самой "чистки", которая оставила страну без военных специалистов и в 1941 году поставила исход войны с Германией под угрозу.

Судебный процесс по "делу Тухачевского" был скоротечным. Следствие заняло меньше месяца, судебное заседание - всего один день, а через несколько часов после вынесения приговора - в ночь на 12 июня - фигуранты дела были расстреляны.

Уже после смерти Сталина, 31 января 1957 года, Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила приговор в отношении Тухачевского. Решение основано на том, что в секретных нацистских архивах не были найдены документы, подтверждающие существование шпионских связей советских военачальников с германскими военными. Кроме того, стало известно о широком применении незаконных методов следствия к арестованным. В партийном отношении Тухачевский реабилитирован решением КПК при ЦК КПСС от 27 февраля 1957 года.