На протяжении десятилетий события на Ближнем Востоке остаются одной из главных тем глобальной политики. Десятки экспертов пытаются выстроить сценарии приведения региона к миру, однако до сих пор их предложения на практике дали очень мало. Политические подходы Запада оказалась здесь настолько неадекватными, что временами повестку начинали диктовать не только террористические группировки, но и политические авантюристы - например, Россия откровенно воспользовалась ситуацией в надежде ослабить в регионе влияние США.

Встреча в пресс-центре LIGA.net с журналистом-международником Юрием Мацарским была чрезвычайно интересна для всех, кто пытается лучше понять механизмы и закономерности происходящих в Сирии и Ираке событий - Юрий много раз был на местах военных действий и его знания и впечатления дают для понимания ситуации не меньше материала, чем многочисленные экспертные исследования о ближневосточной истории и политике. 

- Как вы считаете, может быть после падения режима Саддама Хусейна необходимо было дать свободу народам, которые проживают на территории Ирака, а не пытаться их искусственно загнать в рамки одного государства, федерации? Может действительно есть смысл в разделении этой страны, а не в попытках ее склеить?

- По большому счету, такое разделение уже состоялось. Есть Курдистан, которым управляет свое правительство, где есть свои партии, которые в принципе на других территориях Ирака не работают. На 25 сентября назначен референдум о независимости Иракского Курдистана. Все прекрасно знают, чем он закончится: предыдущий референдум в 2005 году закончился тем, что 99% высказались за независимость. По поводу этого референдума из Багдада начали гневные звоночки поступать и правительство Курдистана направило в иракскую столицу своих эмиссаров с месседжем, что результаты этого референдума будут не обязательными к исполнению, а "для сведения". И в то же время люди, которые живут на севере Ирака понимают, что две разные государственности на территории Ирака уже сложились.

Молодежь на территории Курдистана уже не говорит по-арабски. Раньше, при Саддаме, образование было на арабском, отчасти на курдском, дома все тоже говорили на курдском. Сейчас нет школ, в которых бы учили арабский язык как основной. И нет основного обстоятельства, которое вынуждало осваивать арабский - раньше всех мужчин призывали в иракскую армию, где, хочешь-не хочешь, ты должен был понимать командира. Сейчас призыва нет и уже не одно поколение выросло без арабского языка.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку