Юрий Шевчук: Победа Путина борьбу в России не остановит
- Какие у вас были ощущения, когда вы узнали о победе Путина?
- Ну что значит узнал? Я в этом не сомневался.
- Узнали о 64 процентах голосов, о подавляющей победе...
- Я же не политтехнолог. Я могу сказать только то, что говорил. В России идет борьба старого с новым. Зимы с весной. Архаичного, реакционного с нарождающимся светлым будущим. Страна проснулась. Все идет по плану, как пел Егор Летов.
- То есть победа Путина движение не остановит?
- А как его остановить? Вечная зима, что ли, будет? Нет, конечно!
- Вы на митинги пойдете?
- Неважно, куда я пойду. Я пойду на свои концерты. Каждый должен делать свое дело. Моя политика - это мои песни.
- У вас не складывается впечатление повторения 1980-х годов, нет похожих ощущений?
- История не терпит сослагательных наклонений. Но она рифмует. Всегда есть духовные взрывы в обществе. Время от времени они, слава Богу, происходят. Люди, самая активная часть общества ждет перемен. Жаждет их. Понимает, что без перемен у России нет будущего. Это понимает все больше и больше людей. Это заставит нашу власть измениться. Иначе мы выберем другую.
- Я считаю, что ради своих бумажников они готовы на все. Бумажники - это для них святое. С другой стороны, никакой войны никому не хочется. Россия умылась кровью за последние годы до макушки. И никому крови, гражданской войны не хочется. Все эти события, митинги на Болотной, Поклонной показали, что Россия просветлела. Что люди разных политических взглядов выходят на митинги и не дерутся друг с другом.
- Вы считаете, что митинги могут к чему-то привести, что они являются эффективным способом давления на власть?
- Ни одна власть за всю историю человеческой цивилизации ничего не делала для граждан без давления со стороны самих граждан. Без борьбы. Ни одна власть никогда не думала о гражданах, если они сами не заставляли ее думать.
- Как гражданин вы понимаете предел, до которого можете дойти в борьбе с властью?
- Ну что это за разговор. Я готов пойти на жертвы?! Я завишу от обстоятельств, так же, как и вы. В каждую секунду бытия мы принимаем решения в соответствии со своим мировоззрением, со своей этикой и моралью. Мы постоянно выбираем между добром и злом. Мы в плену у объективных и субъективных причин. Как поступить в следующий раз? Я еще не прожил жизнь, для того чтобы узнать, как я в какой раз поступлю. Так же, как и вы. Вы же не знаете, что вы будете делать, когда вас будут пытать или топить. В какой будете находиться духовной и физической форме. В каком состоянии. Главное - стараться быть людьми. Начинать с самих себя. И всегда быть готовым. Готовым к выбору. Готовым к жизни и к смерти.
- Вы доверяете людям, стоящим в оппозиции к Путину? Считаете, что они, придя к власти, смогут сделать что-то по-другому?
- Вспомним Шукшина, «Калину красную»: «Народ для разврата собрался. - А где красивые? - А красивые все замужем». Кандидаты вот такие, какие есть. Какие мы, такие и кандидаты. Такие вот красавцы. Все грешники. Нет святых. Но нам самими с вами еще надо дорасти, просветлеть. По тому, что я сейчас наблюдаю что в Украине, что в России, это мускулистое раздолье среди политиков. Что это? Да то, что есть, брат. Красивые все замужем.
- Многие ваши коллеги, люди творчества, открыто поддерживали Путина. Почему в среде творческой интеллигенции такой политический раскол?
- Люди все разные. Почему один татарин, другой - русский, третий - украинец? Я могу с ними полемизировать, спорить до хрипоты, убеждать в своей правоте. Но они имеют то же право. Как Макаревич пел: «Каждый имеет право, на то, что слева, и то, что справа». В этом и есть демократия. Если мы сейчас будем их клеймить, по ним топтаться, чем мы будет отличаться от этого зла, против которого мы бьемся?
- Почему оскорбление?! Я же не на базаре был. Мы же не торговались на Подоле. Или как на Привозе: «Сколько стоит это говно? - Столько-то. - А если его купить?». Это был серьезный разговор. Я того, о чем вы говорите, вообще не заметил. Для меня было важно послать месседж. Задать вопрос. А не впадать в пафос или какую-то еще хрень. Меня не интересовали методы человека, учившегося на опера. Они имеют привычку спрашивать по 500 раз, как вас зовут. Вы были на допросах?
- Нет.
- А я был. Поэтому я совершенно этого не заметил. Никаких реакций или отношения к ситуации у меня не было. Это, как говорят, все фигня по сравнению с мировой революцией. Поэтому никакой рефлексии я не испытывал. Мне важнее было у него спросить, почему у нас в стране нет свободной прессы, нет гражданских свобод и прав. Вот о чем был разговор. Это была не борьба амбиций, а борьба двух идеологий. Глупые люди обсуждают соседей, а умные - идеи. Я в последнее время никогда не перехожу на личности. Судить человека - банально и пошло. И не по-христиански. Сам грех его (человека, - авт.) обсуждать нужно.
- Вы готовы пойти в политику официально? Не просто поддерживать оппозицию своим авторитетом, а начать заниматься политической деятельностью. Принять участие в списке оппозиционной партии, например.
- Я - Юра-музыкант. Моя политика - мои песни. Мы собираем полные залы. Людям это интересно. Пока им это интересно, мы будем давать концерты и делиться своими мыслями о времени, о жизни, о судьбе наших стран, цивилизаций, Земли, Марса или солнечных пятен. Вот этим я занимаюсь. А политиков много. И дай им Бог здоровья, чтобы они хоть чем-то помогли нашим народам.
- Вам есть, что пожелать Владимиру Путину в связи со сложившейся ситуацией?
- Не искать врагов, быть добрее. И не приватизировать любовь к Родине. Понять, что Родину любит не только он один. А еще очень много людей. Просто любят они ее ИНАЧЕ.