В Британии готовятся к церемониям, связанным с 10-летием со дня смерти принцессы Дианы.

Как сообщает РИА "Новости", поминальную службу собирается отстоять сама королева Елизавета II. Место уже обозначено: часовня гвардейцев Ее Величества, недалеко от Букингемского Дворца.

Одним из главных вопросов сейчас является то, будет ли Камилла Паркер, супруга принца Чарльза и "вечная соперница" Дианы, принимать участие в церемонии. По данным издания "Daily Mail", против участия Камиллы в церемонии выступают 54% британцев. Другие источники называют еще более внушительные цифры.

В то же время, 23% полагают, что Камилла должна присутствовать на поминальной службе, поскольку она принадлежит к королевской семье.

Загадочная гибель принцессы Дианы до сих пор не дает покоя многим. По официальной версии, в автокатастрофе в ночь с 30 на 31 августа 1997 года, повлекшей смерть Дианы и ее спутника Доди аль-Файеда, виноват водитель Анри Поль. По мнению французских следователей, он вел автомобиль со значительным превышением скорости и к тому же находился под воздействием алкоголя и транквилизаторов.

Однако отец погибшего Доди, Мохаммед аль-Файед, настаивал на новом расследовании. Тогда за дело взялась британская полиция. И вот представитель Скотланд-Ярда заявил об обнаружении новых свидетелей и улик в этом деле: "Как и следовало ожидать, в ходе продолжающегося расследования проведены беседы с новыми свидетелями и рассмотрены новые улики". Как минимум один свидетель еще жив, но, увы, ничего рассказать не может. Дело в том, что в автомобиле вместе с принцессой был и ее телохранитель Тревор Рис-Джонс, но в результате аварии он потерял память.

Напомним, что "Мерседес" Принцессы Уэльской Дианы разбился в туннеле под площадью Альма на набережной Сены в Париже. В тот момент за машиной гнались несколько папарацци, желающих сфотографировать влюбленную пару. В связи с этим выдвигалось несколько причин столкновения. По одной из них, водитель не справился с управлением из-за преследовавших их машину фотографов.

Однако эта версия не подтвердилась, а трем папарацци пришлось выплатить штраф в один евро за нарушение права на тайну личной жизни. Суд посчитал, что они нарушили это право Дианы и Доди аль-Файеда дважды: сначала, когда сделали фотографии около отеля "Ритц", где жили Диана и аль-Файед, и затем, когда они сфотографировали принцессу после аварии в туннеле Альма. Штраф был выплачен отцу Доди аль-Файеда Мохаммеду аль-Файеду.

Отец жениха принцессы Мохаммед аль-Файед полагает, что реальной причиной гибели Дианы и Доди был заговор британского королевского двора, ведь в прессе неоднократно появлялись утверждения, что Диана во время гибели была беременна. Такой поворот событий был крайне нежелателен для королевской семьи. "Я знаю, что это было убийство. Я рад слышать подтверждение данных о том, что разысканы новые свидетели и получены новые улики", - сказал бизнесмен.

Эта же точка зрения изложена в книге "Диана. Скрытое свидетельство" авторы которой, Джон Беверидж и Джон Кинг, тоже утверждают, что принцессу убили британские и американские спецслужбы. Несколько раз появлялись сообщения, что погибший Анри Поль на самом деле был платным осведомителем британских спецслужб. Кроме того, по неизвестной причине вдоль маршрута, где проезжал автомобиль Дианы, в момент аварии не работала ни одна дорожная камера наблюдения.

Подтверждением этой версии служит письмо Дианы ее бывшему дворецкому, написанной ей за 10 месяцев до трагической гибели. "Эта фаза моей жизни - самая опасная", - пишет принцесса. В письме Диана открывает имя человека, которого подозревает в организации "инцидента с машиной, возможно, отказ тормозов с последующей тяжелой травмой головы для того, чтобы освободить путь для женитьбы Чарльза".

Однако существует мнение, что Мохаммед сам виноват в смерти сына. "Мохаммед аль-Файед лично санкционировал идиотские изменения в плане, которые привели к гибели его сына Доди и Дианы, принцессы Уэльской", - заявил бывший телохранитель пары Кез Уингфилд. Он находился вместе с леди Ди и аль-Файедом-младшим во время их отдыха на французской Ривьере и был с ними вплоть до вечера их гибели. "Владелец сети универмагов "Harrods" Мохаммед аль-Файед винит в катастрофе кого угодно, кроме себя самого, - говорит Уингфилд. По словам телохранителя, версии, что к гибели Дианы и Доди причастна британская разведка, неоправданны, потому что маршрута, по которому поедет пара, никто заранее не знал. "В последнюю минуту сменили все: машину, водителя, маршрут. Я возмущался, но Доди рыкнул на меня: "Это одобрил мой отец, это одобрил Мохаммед аль-Файед", - рассказал Уингфилд следователям.

Кроме того, британская разведка полагает, что французская полиция плохо провела расследование. Из-за этого многие улики были утеряны. В частности, не были собраны показания ключевых свидетелей, вещественные доказательства были безвозвратно утеряны в день катастрофы, когда полицейские убрали "Мерседес" с места аварии через два часа после трагедии и очистили туннель, так и не был найден белый "Фиат Уно", с которым столкнулся "Мерседес" до того, как врезаться в опору туннеля.

Наконец, до сих пор не установлено, с кем Диана беседовала по мобильному телефону за несколько секунд до катастрофы.

В свою очередь, французские официальные лица ссылаются на "давление", которое оказывал Лондон. "Мы могли бы действовать гораздо эффективнее, если бы у нас не были связаны руки", - заявил на условиях анонимности английской газете "Дейли экспресс" французский источник. - Каждый раз, когда мы запрашивали информацию у Великобритании, мы получали отказ. Вся эта история напоминала настоящий дипломатический кошмар".

В Британии продолжающееся уже несколько лет расследование причин катастрофы воспринимается неоднозначно. Некоторые считают затянувшееся расследование бесполезной тратой времени и денег, и полагают, что в этом деле пора поставить точку. Согласно опросам, 95% англичан и 75% французов считают, что гибель Дианы и Доди не была несчастным случаем. Отец Доди - египетский миллиардер Мохаммед аль-Файед, владелец парижского отеля "Ритц", по-прежнему уверен: Диана и его сын были убиты британскими агентами, чтобы не допустить их брака.